Слайд 1
Описание опыта работы учителя начальных классов
Козловой Татьяны Владимировны
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Саган-Нурская средняя общеобразовательная школа»
Мухоршибирский район
Слайд 2Введение
Правовое регулирование отношений в сфере образования в Республике Бурятия осуществляется в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, а также Конституцией Республики Бурятия, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, муниципальными нормативными правовыми актами.
За последние годы в нашей стране произошли перемены, которые коснулись и образования, а так же начального образования в частности. Стали появляться новые программы, обучения, которые основывались на совершенно отличных от традиционного обучения принципах, ведь изменилась концепция воспитания и обучения будущего поколения. Теперь приоритетным стало «гуманистическое образование», стали развивать субъект-субъектное обучение, в основы которых положили не только знания для учащихся, а также поставили целью развить индивидуальные и личностные качества, обратились к социальной стороне вопроса
Слайд 3Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании" определяет начальную школу как самостоятельное
звено в системе обязательного общего образования, что позволяет начальной школе функционировать и как самостоятельное образовательное учреждение, и как первой ступени основной или средней (полной) общеобразовательной школы, что соответствует традициям российского образования. Смена образовательной парадигмы вызвала необходимость к изменениям существующей дидактической системы. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентирован на развитие творческих возможностей ребенка и формирование стремлений учащихся к самообразованию. Учителя начальных классов понимают важность самостоятельной работы учащихся, как метода обучения, для их подготовки к самообразованию, формированию умений планирования, самоконтроля, умения анализировать, делать обобщения. Широкое распространение в начальной школе получают личностно-ориентированные педагогические технологии, включающие элементы исследовательской деятельности, методы драматизации, дидактические и ролевые игры.
Слайд 4Наша школа является сложной образовательной системой, на развитие которой оказывают влияние
как внешние, так внутренние факторы. Школа является частью Российской и Республиканской образовательных систем, функционирует в социально – культурной среде нашего поселка. Программа направлена на развитие МАОУ «Саган-Нурская СОШ» как открытой образовательной системы, ориентированной на адаптивную подготовку школьника в соответствии с потребностями общества и рынка труда, его духовного и нравственного развития, сохранения физического здоровья.
Программа направлена на выполнение государственного заказа с учетом направлений, исходящих из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: переход на образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Слайд 5Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и
обучения.
Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Я, как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие» уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.
Проработав несколько лет учителем английского языка, я решила попробовать себя в роли учителя начальных классов. Вспоминаю слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь».Ведь, только первый учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь.
Моя работа направлена на инновационную деятельность в преподавании, использование современных технологий, поиск новых форм, методов и средств обучения и воспитания детей. На уроках использую проблемно-поисковые, эвристические методы, метод учебного исследования, современные педагогические технологии. Применение современных образовательных технологий позволяет мне добиться успешных результатов обучения и воспитания младших школьников, которые смогут поставить нужные цели и не побояться сложностей, связанных с их достижением.
Слайд 6
Активно использую на своих уроках следующие технологии
Здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированный подход
Занимательные
уроки
Дифференциация обучения
Технологии проектного обучения
Слайд 7 Методы и приёмы
1. Анкетирование, наблюдение
Для
того, чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов я использую метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно; какие виды учебной работы наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе; значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся.
Слайд 82. Самостоятельная работа.
Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения
процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа. Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
На своих уроках, я применяю такие методы как словесный, поисковый, исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие. Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели.
Слайд 93. Исследовательская и проектная деятельность.
В современной школе значимость исследовательской и проектной
деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС.
Слайд 104. Игровая деятельность.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей,
она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.
5. Интеграция.
Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
Слайд 116. Проблемное обучение.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но
и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности.
7. Использование ИКТ.
Развитие познавательной активности учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.
Слайд 12Работая с детьми я всегда стараюсь их нацеливать на работу, связанную
с радостью познания, призываю их к преодолению трудностей, стараюсь создавать ситуацию успеха, даже в самых малых делах. И поэтому в нашем классном уголке постоянно появляются яркие, веселые поделки, плакаты, которые мы делаем коллективно. Дети просто обожают работать вместе, потому что результат всегда положительный .
Слайд 13Положительные эмоции очень активно влияют на результативность моих ребят. Ученики моего
класса являются участниками многих олимпиад и конкурсов различного уровня. В этом году ребята приняли много участия в международных конкурсах, но к сожалению, не все результаты ещё пришли.
Слайд 16Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища»,
которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
-использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету ;
-концентрировать внимание на главном в учебном материале;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- дифференцировать объем домашних заданий;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям, ведь по словам Л.Г. Петерсона «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»