Слайд 1
«Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ»
Работу выполнила воспитатель
Чумакова Наталия Николаевна
Слайд 2Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающие
технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Актуальность исследования определяется тем, что в новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.
Понятие «здоровье»
Слайд 3Нормативно-правовые документы:
Закон РФ "Об образовании" (ст. 51);
Указы Президента России "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
"О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ";
"Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ"
Концепция дошкольного воспитания
Слайд 4Теоретическое обоснование проблемы
Принципы здоровьесбережения определены (Аносова М.В. и др.); требования к
оснащению кабинетов (Дзятковская Н.Д. и др.); подходы по повышению двигательной активности детей. Однако организация работы воспитателя ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста до сих пор не регламентирована.
Проблемы теории и практики образовательного пространства с позиции сохранения и укрепления здоровья детей исследуют в физиологическом и психолого-педагогическом аспектах (Г.Н.Сериков, С.Г.Сериков, Ю.П.Сокольников, В.Г.Бочарова.
Подходы к организации целостного педагогического процесса как основы формирования, сохранения, становления здоровья детей разрабатывают М.М.Безруких, Н.В.Богдан, Э.М.Казин, М.Л.Лазарев, Ю.В.Науменко, Т.Ф. Рехова, Е.А.Уланова
Слайд 5Методологический аппарат:
Объект : здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Предмет : содержание работы
воспитателя детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Цель: показать особенности использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи :
1. Раскрыть общее представление о здоровьесберегающих технологиях;
2. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
3. Выявить эффективные средства и методы внедрения здоровьесберегающих технологий в детском саду;
4. Определить задачи работы воспитателя ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Гипотеза - сохранность здоровья детей дошкольного возраста будет более
эффективным, если будет организована здоровьесберегающая среда, позволяющая использовать эффективные здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателей.
Слайд 6Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
-медико-профилактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения
педагогов дошкольного образования;
-валеологического просвещения родителей;
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Слайд 7Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической
подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
Слайд 8Формы работы воспитателя ДОУ
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг
Ритмопластика
Динамические паузы
Релаксация
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика бодрящая
Гимнастика
корригирующая
Гимнастика ортопедическая
Слайд 9
Технологии эстетической направленности
Подвижные и спортивные игры
Слайд 10Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Слайд 11Технологии обучения здоровому образу жизни
- НОД по физической культуре из серии
«Здоровье» Используются такие формы проведения НОД:
экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы, театрализованные сказки, викторины.
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
- Коммуникативные игры
- Самомассаж
Слайд 12Коррекционные технологии:
Арттерапия
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Технологии коррекции поведения
Психогимнастика
Фонетическая и
логопедическая ритмика
Слайд 13Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня
Утро:
-Утренний прием на воздухе (теплый
период)
-Утренняя гимнастика на воздухе (теплый период)
-Утренняя гимнастика в физкультурном зале (холодный период)
-Упражнения для профилактики осанки, голени и стопы
-Дыхательная гимнастика (в разных формах физкультурно – оздоровительной работы)
-Коммуникативные игры
-Игры средней подвижности
-Беседы на валеологические темы из серии «Здоровье»
-Самостоятельная двигательная деятельность детей
1 половина дня:
В организованных формах обучения: физкультминутки
-Гимнастика для глаз
-Пальчиковая гимнастика
-Артикуляционная гимнастика
-Релаксация
-Разнообразие форм организации детей во время НОД (стоя в кругу, сидя на ковре, стоя за столами)
-НОД по физической культуре
-НОД из серии «Здоровье»
-В перерывах между НОД динамические паузы, подвижные игры
-Растяжки и забавные упражнения (во время НОД по физической культуре)
Слайд 14Прогулка:
- Подвижные игры
- Спортивные игры
- НОД по физической культуре на воздухе
-
Игры - соревнования
- Выполнение физических упражнений со всеми детьми
- Дыхательная гимнастика
II половина дня
- Гимнастика после дневного сна
- Артикуляционная гимнастика
- Самомассаж (лица, спины, ног, рук, биологически активных точек)
- Физкультурные досуги, праздники (1раз в месяц)
- Игры – соревнования между возрастными группами
- Игры в сухом бассейне, тренажеры
- Занятия по здоровому образу жизни (хождение по дорожке здоровья, мешочкам с разными наполнителями, беседы, закаливание и т.д.)
- Театрализованная деятельность
Слайд 15II прогулка
- Подвижные игры
- Спортивные игры
- Индивидуальная работа по развитию движений
Вечер
-
Психогимнастика
- Сказкотерапия
- Игры на снятие отрицательных эмоций, нервных состояний
- Народная педагогика (фольклор, народные игры, хороводы)
- Логоритмика
Слайд 16Работа с родителями
Формы работы:
- открытый НОД с детьми для родителей;
- педагогические беседы с родителями: «Питание ребенка дома и в детском саду», «Профилактика глистных заболеваний»;
- родительские собрания «Закаливание ребенка дома», «Вредные привычки у родителей, курение, употребления алкоголя – их влияние на детей»;
- консультации «Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни у детей» ;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
- информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Если хочешь быть здоров - закаляйся!», Правильное питание», «Режим дня» и т. д.).
Слайд 17Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»
Консультации для педагогов
«Признаки утомляемости ребёнка
дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.
- Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня».
- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Слайд 18Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
-
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.).
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Слайд 19
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Сформированные навыки здорового образа жизни
воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
- Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
- Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
- Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
- Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Слайд 20
В помощь работникам детского сада разработан информационный электронно- методический комплекс
«Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ», в который включены:
- Подвижные и спортивные игры;
- Комплексы дыхательной гимнастики;
- Пальчиковая гимнастика;
- Точечный массаж;
- Самомассаж;
- Гимнастика для глаз детям;
- Ритмопластика;
- Упражнения для профилактики осанки.
Единственным путем, позволяющим мобилизовать весь коллектив учреждения на борьбу за здоровье детей, является, на наш взгляд, работа на конечный результат – показатели заболеваемости и посещаемости детей.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.