Презентация, доклад на тему Образовательный проект Фольклор и прикладное искусство в эстетическом развитии школьника

Содержание

Проект :«С чего начинается Родина» (Фольклор и прикладное искусство в эстетическом развитии младшего школьника)Автор: Раднаева Ирина Алексеевна, учитель начальных классов Гильбиринской средней общеобразовательной школы Иволгинского района Цель: Приобщение младших школьников к фольклоруФормат: презентация (МS Power Point)Использовались

Слайд 1Министерство образования и науки РБ Иволгинское районное управление образования МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная

школа

Образовательный проект
«С чего начинается Родина» («Фольклор и прикладное искусство в эстетическом развитии младшего школьника»)

Министерство образования и науки РБ Иволгинское районное управление образования МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школаОбразовательный проект «С чего

Слайд 2Проект :«С чего начинается Родина»
(Фольклор и прикладное искусство в эстетическом

развитии младшего школьника)
Автор: Раднаева Ирина Алексеевна, учитель начальных классов Гильбиринской средней общеобразовательной школы Иволгинского района
Цель: Приобщение младших школьников к фольклору
Формат: презентация (МS Power Point)
Использовались рисунки и фото учащихся, разработка урока, авторская программа, рисунки из Интернета.
Работа предназначена для учащихся начальных классов, учителей.
Объем работы: 50 слайдов, 28,6мб.

Проект :«С чего начинается Родина» (Фольклор и прикладное искусство в эстетическом развитии младшего школьника)Автор: Раднаева Ирина Алексеевна,

Слайд 3Краткая аннотация к проекту: Нынешнее молодое поколение плохо

знает историю своего края, обычаи и традиции русского и бурятского народов. Имеет место отдаление от своих национальных культур и традиций, своей самобытности и национального своеобразия у учеников. Но сейчас в обществе возрождается интерес к этносу. Потребность в приобретении утраченных знаний о культуре и традициях народа, а также этническая неграмотность молодого поколения приводят к необходимости ориентации школы на приобщение к истокам национальной культуры. Социально- экономические условия жизни современного общества обусловили не только необходимость формирования общеучебных навыков на высоком уровне, но и воспитания личности с активной жизненной позицией, способной максимально полно и правильно реализовать свои компетентности. Изучение фольклора помогает школьникам выработать гражданскую позицию, способствует формированию национальной психологии, воспитывает патриотизм и любовь к Родине. Социальное расслоение общества, безработица с селе приводят к ситуации, когда в классах собраны дети из семей с различными материальными возможностями. Увеличился процент неполных и неблагополучных семей. У некоторых детей отмечаются негрубые отклонения физического и психического здоровья. Этим детям характерно наглядно- образное и действенно- образное мышление, значительное отставание таких детей в речевом развитии. Все перечисленные факторы приводят к снижению учебной мотивации в целом по начальной школе. Приобщение к декоративно - прикладному искусству русского и бурятского народов развивает эстетически грамотную личность, будит творческие способности детей, развивает у детей интерес к обучению.

Актуальность проекта

Краткая аннотация к проекту:     	 Нынешнее молодое поколение плохо знает историю своего края,

Слайд 4 Эстетическая неграмотность детей в современном обществе, забывание традиций и обычаев народа.



Проблема:

Эстетическая неграмотность детей в современном обществе, забывание традиций и обычаев народа. 	Проблема:

Слайд 5
Цель: Приобщение детей к фольклору

Цель: Приобщение детей к фольклору

Слайд 6Развитие интереса к языковым и художественным ценностям русской и бурятской культур.

Научить

школьников видеть красоту в окружающем мире, развитие принципа смыслового отношения к миру посредством преподавания синтеза учебных предметов «Художественный труд», «Изобразительно- декоративное искусство», «Музыка» по образовательной программе «Школа- 2100» с наполнением этноэкологического характера.

Воспитание любви к родному краю, уважения народных обычаев и традиций, толерантности.

Задачи:

Задачи:

Развитие интереса к языковым и художественным ценностям русской и бурятской культур.Научить школьников видеть красоту в окружающем мире,

Слайд 7Эстетическое и духовное развитие личности младшего школьника;
Накопление и систематизация знаний о

мире у детей младшего школьного возраста.

Ожидаемый результат:

Эстетическое и духовное развитие личности младшего школьника;Накопление и систематизация знаний о мире у детей младшего школьного возраста.Ожидаемый

Слайд 81). Образовательная система выполняет важную функцию- помощи и поддержки при вхождении

учащихся в мир социального опыта. Содержание современного образования ориентировано на выращивание у школьников нормального типа этнической идентичности. Именно такие цели в образовательной системе «Школа-2100». Учитель управляет учебно-воспитательным процессом в классе по развивающей образовательной программе, таким образом решая задачи, поставленные в проекте.
Развивающее образование построено на группах принципов:
А) Личностно ориентированные принципы: адаптивности, психологической комфортности, развития;
Б) Культурно- ориентированные принципы: принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой;
В) Деятельностно ориентированные принципы: обучения деятельностью, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип.

2). Проводится сбор фольклорного материала по этно-экологическому направлению;
3). Класс активно участвует в народных праздниках села;
4). В классе проводятся выставки изделий декоративно-прикладного искусства, поделок детей, изготовленных на уроках художественного труда;
5). Ученики класса хорошо рисуют, знают много народных песен и сказаний, а также других произведений устного народного творчества;
6). Планируется создание авторской программы факультативного курса «Моя
Гильбира».

Механизмы реализации проекта:

1). Образовательная система выполняет важную функцию- помощи и поддержки при вхождении учащихся в мир социального опыта. Содержание

Слайд 9Календарный план мероприятий по реализации проекта на учебный год:
I. Просветительское

направление
1. Цикл бесед- презентаций на темы: «Народные промыслы », «Цвет в жизни бурят» - ноябрь-январь (Раднаева И.А.)
2. Разучивание народных песен- декабрь-январь (Раднаева И.А.)
3. Школьный праздник «Сагаалган»- февраль (Пурбуева А.В,, Раднаева И.А.)
4. Организация праздника народной песни «Соловушка» - март (Раднаева И.А.)
5. Беседы на темы: «Народные игры», «Устное народное творчество». -февраль-май (Раднаева И.А.)
II. Творческое направление
6. Выставка «Радуга ремесел»- январь (Раднаева И.А.)
7. Конкурсы рисунков, знатоков народной сказки, пословицы.- апрель (Раднаева И.А.)
8. Конкурс – защита блюда «Солнечная Масленица»- февраль-март (Раднаева И.А., родительский комитет)
III. Практическое направление
9. Школьный праздник «Чем богато наше село»- сентябрь (Пурбуева А.В.,Раднаева И.А.)
10. Конкурс «Дангина – Гэсэр - 2009» (подготовка участников)- январь (Раднаева И.А.)
11Конкурс сочинений «Нашему роду нет переводу»-октябрь (Раднаева И.А.)
12. Сбор материала по фольклору- в течение года. (Раднаева И.А.)
Календарный план мероприятий по реализации проекта на учебный год: I. Просветительское направление 1. Цикл бесед- презентаций на

Слайд 101. Пошив национальных костюмов-36000руб;
2. Приобретение модема для выхода в интернет- 3000руб;
3.

Поощрение учащихся в конкурсах-1200руб;
4. Литература, фонограммы, обучающие фильмы- 500 руб;
5. ГСМ (экскурсии, походы)-4000 руб

Итого: 44700 руб за 1год
реализации проекта

Источник финансирования –спонсорская помощь

1. Пошив национальных костюмов-36000руб;2. Приобретение модема для выхода в интернет- 3000руб;3. Поощрение учащихся в конкурсах-1200руб;4. Литература, фонограммы,

Слайд 11Приложения к проекту

Приложения к проекту

Слайд 12Авторская программа «Моя Гильбира» Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью

развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе. Рассчитана на детей младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 3 года, три академических часа в неделю
Авторская программа «Моя Гильбира»  Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием

Слайд 13Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием русского и

бурятского народов; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Цель программы:   Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием русского и бурятского народов; формировать черты

Слайд 14Задачи программы: Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры

бурятского народа. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству. Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций. Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: Истории Краеведения Музыки Изобразительного искусства Трудового обучения







Задачи программы:   Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.  Формирование

Слайд 15Механизм реализации программы: Организация экскурсий в школьный краеведческий музей, этнографический музей

народов Забайкалья, музей города Посещение концертов фольклорных коллективов района и поселения. Сбор материала. Создание и оформление этнографического уголка. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
Механизм реализации программы:   Организация экскурсий в школьный краеведческий музей, этнографический музей народов Забайкалья, музей города

Слайд 16Прогнозируемые результаты: Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления,

праздники народного календаря. Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. Формы подведения итогов реализации программы: Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства Организация праздников народного календаря Участие в районных краеведческих конференциях Участие в конференции исследовательских и творческих работ учащихся «Первые шаги»
Прогнозируемые результаты:  Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, праздники народного календаря.

Слайд 17Формы проведения занятий: Интегрированный урок Инсценированное представление Экскурсия Комбинированный урок Краеведческая

викторина
Формы проведения занятий:   Интегрированный урок  Инсценированное представление  Экскурсия  Комбинированный урок  Краеведческая

Слайд 18Режим занятий: Занятия планируется проводить 3 часа в неделю. Это позволяет полно

изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.
Режим занятий:  Занятия планируется проводить 3 часа в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить

Слайд 19Примерное содержание программы «Моя Гильбира» 1 четверть   1-4 ч История Гильбиры.

Предания об истории заселения и освоения долины 2 ч   Бурятские роды и племена в древности   1 ч   Топонимика родной долины 2 ч   Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм. 1 ч   Иволгинский дацан 1ч Рисунки дацана   2 ч   Образование Республики Бурятия     2 ч   Улан-Удэ- столица Бурятии.   2ч   Символы Бурятии Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства 1ч Гимн Бурятии   6ч Танцы и игры бурят. Ёхор Разучивание народных игр. Разучивание ехора, участие в школьной, районной конференции.   2 четверть 1 ч   Байкал – мировое наследие Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа 2 ч   Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции 5ч   Символика цвета .Рисунки  .Символика орнаментов Рисунок народного орнамента   3 ч   Материальная культура бурят Дерево в культуре бурят .Изготовление игрушек из любого материала, изучение правил поведения в лесу «Сээртэ» 2ч Священные места Гильбиринской долины 2 ч   Пища как часть культуры народа Составление меню из бурятской кухни 6 ч   Устное народное творчество Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка бурятской народной сказки   3 четверть 8 ч   Сагаалган Театрализованное представление Разучить игры  2ч Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды) Посетить экскурсию. 2ч   Бурятский костюм .Бурятское жилище .Конструирование юрты из разных материалов  3ч   Золото и серебро Гильбиры. Рисунки украшений 2ч Минеральные источники Гильбиры.  4 четверть 6 ч   Знаменитые люди села. Духовная культура бурят Лошадь в традиционной культуре бурят Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств   4 ч   Сурхарбан Приготовить сообщения о национальных видах спорта 2 ч Петроглифы Гильбиры 2ч   Герои-земляки Великой Отечественной Войны Найти материал о воинах земляках 2 ч   Летопись родного села. Написать сочинение о малой родине . 3 ч   Бурятская свадьба Разучить благопожелания, поздравления . 2 ч Туристический поход «Тропою Чингисхана» 1 ч   Викторина  
Примерное содержание программы «Моя Гильбира» 1 четверть     1-4 ч История Гильбиры. Предания об истории

Слайд 20 Список литературы: Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ.

типография, 2006 Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004 Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002 Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006 Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006 Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000 Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005 Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990 Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985 “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006 Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002 Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005 Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
Список литературы:  Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006  Бабуева

Слайд 21Урок русского языка в 4-ом классе Тема: Добрым людям на загляденье Цель: Формировать у

учащихся художественное восприятие окружающего мира; расширять кругозор; развивать устную и письменную речь. Учиться собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством. Содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств. Тип урока: урок развития связной речи. Оборудование: выставка изделий народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово, Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова; выставка книг, используемых при подготовке к уроку. Ход урока I. Слово учителя 1. Сегодня у нас с вами два урока развития связной речи. Уроки особенные. Я хочу вам показать, что многие предметы, изучаемые в школе, взаимосвязаны. Знания, полученные на одном уроке, помогают вам на другом. Наши уроки русского языка связаны с уроками изобразительного искусства. Познакомимся мы сегодня с видами народно-прикладного искусства, попытаемся определить особенность каждого вида. Попробуем себя в роли искусствоведа и расскажем о понравившемся предмете народно-прикладного искусства. А также будем учиться собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством.
Урок русского языка в 4-ом классе  Тема: Добрым людям на загляденье  Цель: Формировать у учащихся

Слайд 222. Записываем дату, тему урока. 3. Обратите внимание на слово искусство. Искусство

существует не отдельно от жизни. Вся наша жизнь связана с искусством, в нашей повседневной жизни и зарождается. Как это происходит? Любовь к природе, любовь к нашему родному городу, любовь к людям – вот откуда происходит искусство. Наша природа для людей из других стран может показаться очень скромной, не яркой, но когда мы что-то любим, то нам открывается внутренний характер этой вещи – мы видим её красоту. Искусство рождается и тогда, когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям. Человек издавна стал стремиться к творчеству, к красоте. Ведь красота всегда приносит людям радость. И люди начали облагораживать окружающие их вещи, которые сопровождают их в течение всей жизни, с детства до старости. Человек начал украшать своё жилище, предметы быта, труда. При этом природа была его учителем. Она предоставила простейшие материалы для изготовления этих вещей - глину, дерево, металл, камень, кость, лён, шерсть. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы принадлежат к лучшим образцам народного искусства. Какие виды искусства вы знаете? (живопись, литература, скульптура, архитектура, искусство танца) Сегодня будем говорить о народно-прикладном искусстве. А для знакомства с несколькими видами народного искусства мы отправимся в музей народно-прикладного искусства. Но мы должны хорошо себе представлять, что значит музей народно-прикладного искусства. Может ли кто-нибудь из вас объяснить значение слова музей? А как же в толковом словаре? Работаем над следующим словом – народный. Что значит народный? А как в толковом словаре? От какого слова образовалось прилагательное прикладное? О чём говорит этот корень? приставка? (можно приложить, применить к данному случаю)
2. Записываем дату, тему урока. 3. Обратите внимание на слово искусство. Искусство существует не отдельно от жизни.

Слайд 23Поможет нам разобраться толковый словарь. Владимир Даль в книге “Пословицы русского народа”

приводит такие пословицы: Где лад, там и клад. На что клад, коли в семье лад? Толк да лад, тут и клад. Как вы понимаете эти пословицы? Слово искусство. С этого слова я начала наш урок. Говорила, как произошло зарождение искусства. А происходит благодаря любви – любви к природе, любви к родному городу, любви к людям. Теперь мы знаем значение каждого слова. Так что же означает музей народно-прикладного искусства. Вывод. Язык и народно-прикладное искусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Открывая для себя мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка. Почему? На этот вопрос мы ответим в течение урока. Когда попадаешь в музей, вы встречаете экскурсовода. Кто этот человек? А что нельзя обойтись без экскурсовода? Конечно же, нет. Потому что все предметы без специалиста нам ничего о себе не расскажут. В музее народно-прикладного искусства мы посетим три зала, где познакомимся с хохломской росписью, дымковой игрушкой, жостовским подносом. Находясь в каждом зале, вы составляете рассказ по плану (вывешивается план). Поэтому во время экскурсии я предлагаю вам не просто смотреть, но и запоминать, делать пометки в своих тетрадях (знакомство с планом) План рассказа: 1. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится? 2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы? 3. Что бы вы сказали о мастерах Хохломы, Дымково, Жостово? 4. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль. 5. Ваше отношение к предметам народного искусства. 6. Начните свой рассказ так: Вот передо мной… Однажды я увидела… Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица… Итак, первый зал – зал хохломской росписи. И наши экскурсоводы. Вы узнаете много интересной информации, которая понадобиться при дальнейшей работе.
Поможет нам разобраться толковый словарь. Владимир Даль в книге “Пословицы русского народа” приводит такие пословицы:  Где

Слайд 24II. Хохломская роспись 1. Разговор мы начнём, откуда же появилось это удивительное

хохломское искусство? 2. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. 3. А вот ещё легенда. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нём отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили, и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычайной – она была из солнечных лучей. Да, это легенды. А как же на самом деле? 4. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием “Хохломская Ухожея”. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломской перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золочёной посуды, т.к. в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьёй не занимались бы каким-либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, составляя свой цех, свой куст. У каждой такой группы деревень был центр – крупное село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках ещё X-XII веках. Требовалась эта посуда в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVII веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук. Заметим, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой. Возможно, живописное искусство Хохломы возникло в связи с техникой писания икон.
II. Хохломская роспись 1. Разговор мы начнём, откуда же появилось это удивительное хохломское искусство? 2. Говорят, будто

Слайд 25Может быть, у вас есть вопросы? Из какой древесины изготовляли хохломские изделия?

Хохломские изделия изготовляли из берёзы и липы. Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему. Катят груженные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричат зазывалы на ярмарке: - Кому посуда для кашки – окрошки? Чудо-блюдо да чашки – ложки? - Откуда посуда? - К вам приехала сама золотая Хохлома! Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и весёлое слово Хохлома! В нём и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох! Слышатся. Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены? Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковые названия, они отличались друг от друга и формой, и росписью. В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал определённой величины кусок дерева – баклушу, разрубал её на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Красивые ложки и ковши тоже использовались и используются и как музыкальные инструменты. Что писали художники на изделиях? Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малину, крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточку, разбросает листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера. А узор из цветов, трав и ягод называется растительный орнамент. Самым любимым и стародавним является растительный орнамент – травка. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные кустиком. Как не странно, травка пишется красным и чёрным цветами. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.
Может быть, у вас есть вопросы? Из какой древесины изготовляли хохломские изделия?  Хохломские изделия изготовляли из

Слайд 26 Теперь обратимся к иллюстрациям. 5. На выставке вы видите три иллюстрации, где

наблюдается хохломская роспись. Мастера хохломской росписи умеют, используя лишь несколько растительных элементов, создать впечатление пышного декоративного узора. Три-четыре стебля “осочки” с листьями и ягодами, пущенные по днищу миски, придают ей праздничный вид. Ажурный узор словно закручивается на наших глазах, следуя форме миски. При кажущемся обилии орнамента нет ощущения тесноты – рисунок свободно размещается на золотистом фоне. В сочетании всех этих свойств сказывается тонкое понимание мастером законов декоративного искусства. Обратим внимание на следующую иллюстрацию. Сравнивая роспись первого поставца со вторым, отметим, что основной растительный орнамент у первого поставца нанесён на золотой фон, у второго – на чёрный фон. Контрастно выделяются золотые листья и травки. И особенно ярко-красные ягоды клубники. Мастера часто и охотно обращаются к реальным растительным мотивам – ягодам земляники, рябины, крыжовника, веточкам хмеля. В спокойной размеренности чередования ягод и листьев роспись плавно обегает поставец, подчёркивая его бочкообразную форму. На третьей иллюстрации вы видите декоративные изделия. Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью.
Теперь обратимся к иллюстрациям. 5. На выставке вы видите три иллюстрации, где наблюдается хохломская роспись.

Слайд 276. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного

искусства, словно старинная песня: слова её неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поёт по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключённому в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России. III. Работа учителя по развитию речи (обобщение по прослушанному материалу) 1. Экскурсия в зале хохломской росписи закончена. Теперь приступаем к нашей совместной работе. Наши экскурсоводы часто использовали слова хохлома, хохломская роспись, хохломские изделия. Так что же означает слово хохлома? Составим словарную статью. Хохлома 1. Большое старинное торговое село, где продают хохлому. 2. Изделия, которые делают мастера. 3. Народный промысел. Как называется такое явление в русском языке? Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях: I вариант – село Хохлома. II вариант - изделия, которые делают мастера. III вариант - народный промысел. Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о хохломе? (описание) Что характерно для описания? (оно как бы отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете) 2. Наступает время пробовать себя в роли искусствоведа. Вначале, прочту вам текст-образец. А вы следите, как автор отвечает на данные вопросы плана.
6. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова её

Слайд 28Чудо – хохлома! Вот передо мной изделия мастеров хохломской росписи: чаши, ложки,

стаканчики. Они роскошны, наполнены каким-то радостным светом. Глядя на эту красоту, представляешь себе народного умельца, который зимним вечером, у свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь, как он улыбнулся над каким-то затейливым узором, подивился, как озорничает завиток на чаше, как красная клубника прямо манит его к себе. Я думаю, что у грубого, жестокого человека никогда бы не появилось таких прекрасных вещей, потому что эти изделия творят истинные мастера, знатоки своего дела. Приятно сознавать, что хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских промыслов. Как вы думаете, ответил ли автор этого сочинения на вопросы, данные а плане. Кто был внимательным слушателем, тот должен сказать, как автор умело использует синонимы в тексте к слову мастер? Как ещё мы можем его назвать? Какую работу этот мастер делает? Теперь обратим внимание на саму роспись. Какие узоры вы видите? Что помогает сделать этот узор прекрасным? (листья, травка, завиток, стебель ягодки) 3. И вновь мы с вами обращаемся к плану. Теперь вы должны сами составить текст. Поработаем по вопросам (план!) Составление рассказа, корректировка устных ответов. 4. Отдохните, вытяните ноги, руки за спину, немного потянитесь. Вы побывали в зале хохломской росписи, вы узнали много интересного, участвовали в работе по собиранию материала к сочинению, увидели как можно сделать сочинение красивым. Теперь переходим в другой зал – зал жостовского подноса. И также нас встречают экскурсоводы. Работу по этому делайте пометки в своих рабочих тетрадях. Записывайте синонимы, опорные слова.
Чудо – хохлома! Вот передо мной изделия мастеров хохломской росписи:  чаши, ложки, стаканчики. Они роскошны, наполнены

Слайд 29IV. Жостовские подносы 1. Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится

в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру. Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; цветы дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров. Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на чёрном фоне, который даёт возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них чувствуется игра света. Глядя сейчас на подносы, почему-то задумался, а почему расписывают подносы. 2. Поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На подносы складывали свои визитные карточки посетили особняков знати и учреждений, на них лакеи подавали господам письма.
IV. Жостовские подносы 1. Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25 километрах от Москвы,

Слайд 30 3. Первые известные в России подносы были либо в виде больших

расписных деревянных блюд, либо металлических досок с бортами, главным образом, из олова, меди и латуни. Но постепенно выполненные из меди и ладуни предметы перестают привлекать покупателей, и в XIX веке медные подносы всё чаще заменяются сделанными из железа. Железо имеет одну неприятную особенность: оно ржавеет и потому быстро выходит из употребления. Краски росписи со временем тускнеют, растрескиваются и стираются. Для придания подносам прочности и привлекательности их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но по-прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья, написанные на них художниками. Посмотрите, более ста лет этому подносу. Он сделан в 1888-е или 1890-е годы в мастерской братьев Вишняковых. 4. По своей форме жостовские подносы разные: здесь и круглые, и овальные, и прямоугольные, и треугольные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная (показать образцы): “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чём сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции. 5. Процесс изготовления подноса длительный и непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос проходит через ряд операций в разных цехах: из листа железа на большом электропрессе изготовляют поднос, который затем шлифуется, грунтуется, просушивается, несколько раз покрывается лаком. И вот поднос у художника, у мастера. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям. Вся работа ведётся вручную, она требует не только тщательности, кропотливости, но и любви, мастерства, таланта. В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия.
3. Первые известные в России подносы были либо в виде больших расписных деревянных блюд, либо металлических

Слайд 31V. Работа учителя по развитию речи (обобщение по прослушанному материалу) Вы уже

почти как настоящие искусствоведы – сами должны составить устный рассказ. Поработаем над языком вашего будущего рассказа. Что можно сказать о форме подноса? Какова композиция росписи, т.е. как расположен рисунок. Какие цветы использует мастер? Какой цвет предпочитают? Теперь поработаем над содержанием рассказа (составление рассказа). Прежде, чем перейдём мы с вами в следующий зал, помните, что работа наша с каждым этапом всё усложняется и становится более ответственной. Я могу вас заверить, что вам будет очень интересно. И по результатам этой работы, мы приступим к описанию не только устному, но и письменному. Прошу вас перейти в следующий зал – зал дымковской игрушки. VI. Дымковская игрушка
V. Работа учителя по развитию речи (обобщение по прослушанному материалу) Вы уже почти как настоящие искусствоведы –

Слайд 321. Глина, используемая для изготовления керамических изделий, - это один из

самых древних и самых распространённых природных материалов, известных человеку. Нельзя не любоваться забавными, ярко раскрашенными фигурками из глины. Здесь и лихие всадники на гордых резвых конях, и “барыня”, и “петух”, и многое другое. Это – знаменитые “вятки” и “дымки”, как называют эти весёлые, задорные игрушки. “Вятки” - потому что город Киров, где их делают, раньше назывался Вяткой. “Дымки” - потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность. Зарождение промысла связывают с древним народным праздником “Свистунья”, к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. 2. Техника изготовления дымковской игрушки–скульптуры несложна. Игрушка лепится только женщинами из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. После длительное время сушат игрушку, потом обжигают, а затем только раскрашивают. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос. Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют в основном в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове. Обратимся к иллюстрациям.
1. Глина, используемая для изготовления керамических изделий, - это один из самых древних и самых распространённых природных

Слайд 333. В алом кокошнике, тёмно-жёлтой кофте и клетчатой юбке с оборками

идёт по улице “девушка-водоноска”. Ступает медленно, осторожно, боясь расплескать воду из ярко-красных вёдер, висящих на синем коромысле. Аккуратно уложена тугая коса, алеют щёки и губы девушки, а чёрные глаза настороженно и пытливо посматривают по сторонам. Так когда-то в старой Вятке ходили за водой девушки “на виданье”, специально вырядившись в лучшее платье, чтобы понравиться будущему жениху. Плавно перетекают округлые формы скульптуры, взаимно уравновешивая друг друга. Красный цвет, повторяясь в кокошнике и в орнаменте юбки, создаёт гармоничную цветовую композицию. С большим вкусом найдены мягкие созвучия коричневого, синего и жёлтого цветов.

За студёною водицей Водоноска-молодица Как Лебёдушка плывёт; Вёдра красные несёт На коромысле не спеша. Посмотрите, как хороша – Это девица-краса: Тугая чёрная коса, Щёчки алые горят. Удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво. Водоноска – так красива. Как Лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт.

3. В алом кокошнике, тёмно-жёлтой кофте и клетчатой юбке с оборками идёт по улице “девушка-водоноска”. Ступает медленно,

Слайд 34На второй иллюстрации вы видите коней. В них много забавного –

как и положено игрушке. Мастеров, создавших эти вещи, ничуть не смущало, что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши похожи на рожки. Условна и раскраска: туловище в чёрных и оранжевых “яблоках”, уши золотые и оранжевые.
На второй иллюстрации вы видите коней. В них много забавного – как и положено игрушке. Мастеров, создавших

Слайд 35Радужно красивы дымковские игрушки. Богатая фантазия народных мастеров превращает самых обычных

домашних птиц в сказочные существа. Из трёх-четырёх основных цветов – красного, жёлтого, зелёного и синего на белом фоне – художник создаёт удивительное зрелище. Утка – Марфутка Бережком идёт. Уточек – Марфуточек Купаться ведёт. Посмотрите на “Индюка”, веером распустил крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной бороды. Чувствуется какая-то смешная важность этой птицы.

Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя. Индюк сказочно красив, Он напышен, горделив. Смотрит свысока вокруг. Птица важная – индюк.

Радужно красивы дымковские игрушки. Богатая фантазия народных мастеров превращает самых обычных домашних птиц в сказочные существа. Из

Слайд 36VII. Работа учителя по развитию речи 1. Видя такую красоту, народ

и слагать стихотворения стал. Какие игрушки вы видите? Какие узоры их украшают? Какая игрушка тебе особенно понравилась? Хотели бы вы получить такой подарок? Почему? Вот истинное признание народного искусства. Мог ли сделать такую игрушку неумелый, ленивый и грубый человек? Если вы внимательно слушали, … сказал – мастерица; … - игрушка лепиться только женщинами? Почему, как вы думаете? 2. Составление словосочетаний и предложений (работа с планом). 3. Итак, сейчас вы уже становитесь настоящими искусствоведами. Перенесите все свои мысли, чувства, эмоции в тетрадь, т.к. настоящий искусствовед должен в совершенстве владеть не только устной, но письменной речью. Объём самостоятельных сочинений в 6 классе – одна страница. Может кто-то из вас испытывает трудности при написании сочинения, то эти учащиеся могут избрать другой вариант: они могут написать о хохломских изделиях, используя текст, который дан для образца.
VII. Работа учителя по развитию речи  1. Видя такую красоту, народ и слагать стихотворения стал.

Слайд 37VIII. Самостоятельная работа учащихся IX. Итоги урока Я вижу, что работа

вас заинтересовала, увлекла. Вижу, что вы представляете себя в роли изготовителя дымковской игрушки. Чувствую, что завтра я погружусь в мир прекрасного, читая ваши сочинения. Сочинения оценю, но не оставлю без внимания подготовительную работу. Заканчивая наши уроки, давайте вернёмся к тому, с чего начинали, и непосредственно к теме сегодняшнего урока. Почему, именно, так мы назвали этот урок “Добрым людям на загляденье...”? Чему научились? Учились собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополняли свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством. И ещё у нас был очень важный вопрос: Почему, открывая мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка? X. Домашнее задание. Закончить работу, переписать в тетради по развитию речи Литература Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с. Русский язык: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.
VIII. Самостоятельная работа учащихся  IX. Итоги урока  Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла. Вижу,

Слайд 38Рисуют дети
Выставка работ учащихся начальных классов «Русские узоры»

Рисуют детиВыставка работ учащихся начальных классов «Русские узоры»

Слайд 39 Работы учащихся на тему «Народные промыслы»

Работы учащихся на тему «Народные промыслы»

Слайд 42 Работы учащихся на тему «Виды росписи игрушки»

Работы учащихся на тему «Виды росписи игрушки»

Слайд 44 Работы учащихся на тему «Жостовская роспись»

Работы учащихся на тему «Жостовская роспись»

Слайд 46 Работы учащихся на тему «Глиняная игрушка»

Работы учащихся на тему «Глиняная игрушка»

Слайд 47 Работы учащихся на тему «Сказки народов России»

Работы учащихся на тему «Сказки народов России»

Слайд 50Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть