Слайд 1Выпускная работа
на тему:
«Формирование у детей дошкольного возраста основ социальной культуры в
процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Выполнила: слушатель гр. Д –23-17
Воспитатель МБДОУ № 9 «Улыбка»
г.Димитровграда Ульяновской обл.
Сунгатуллина Лилия Хусаиновна
Слайд 2Актуальность работы
Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста обусловлена социальными изменениями,
происходящими в нашем обществе.
Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Задача взрослого - определять чему, и как учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Слайд 3Цель исследования: выявление наиболее эффективных методов формирования основ социальной культуры у
детей и разработка методической системы, направленной на воспитание социальной культуры у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Объект исследования: процесс формирования основ социальной культуры у детей старшего дошкольного.
Предмет исследования: формирование основ социальной культуры у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Слайд 4Задачи:
1. Теоретически обосновать основы социальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить уровень
сформированности социальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему работы по организации игровой деятельности как средство формирования основ социальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проверить эффективность использования методов воспитания социальной культуры у детей посредством игровой деятельности.
Слайд 5Методы:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы, включающие диагностику, формирующий
эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
Слайд 6 В федеральном государственном образовательном стандарте четко определены задачи по каждой образовательной области. Образовательная
область «Социально- коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Главной потребностью, определяемой всем контекстом социального развития современного общества, сегодня, в условиях радикальных изменений в российском социуме, является обеспечение гуманистической направленности образования, при которой, ребенок оказывается в центре педагогического процесса становится его действенным участником, как на этапе проектирования, так и на этапе реализации. Во главу угла ставится принцип уважения к личности ребенка, учета в содержании образования его духовного потенциала
Слайд 7Наиболее приемлемой и психологически оправданной формой развития социальной и коммуникативной культуры
дошкольников является игра.
В Концепции дошкольного воспитания игре уделяется особое внимание. Игра рассматривается как главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, «академия жизни», обеспечивающая условия гармоничного полноценного развития ребенка-дошкольника. Особенно ценно, отмечают авторы Концепции, что в процессе игры у ребенка формируются способы взаимоотношения со взрослым и сверстниками, развиваются нравственно-волевые качества - сдержанность, выдержка, ответственность, коммуникативные способности, развивается способность к морально- этическим оценкам собственных поступков и поступков других детей, формируется готовность к коллективным действиям.
Слайд 8 Рассмотрим комплексные Программы для детских садов на предмет развития детской социальной
культуры, выявим, как в программах эти задачи решаются.
Программа «От рождения до школы», автор Н. Е. Веракса.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя разделы, формирующие социальную культуру дошкольника:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Ребенок в семье и сообществе.
В соответствии с задачами Программы, можно сказать, что она наиболее четко отвечает основным задачам социального развития детей в дошкольном детстве.
Слайд 9Программа «Детство», авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.
Программа и педагогическая
технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности.
Раздел по формированию социальной культуры называется «Дошкольник входит в мир социальных отношений».
В данной Программе много внимания уделяется развитию творческого мышления и речи детей; формирование социальной культуры ребенка идет через включение в детскую жизнедеятельность игр различного содержания, продуктивных видов деятельности, занятий валеологического и социального курса. В Программе так же уделяется достаточное внимание развитию социального поведения, речи детей, для работы педагога с детьми для каждой группы предложены перечни словесных, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр и упражнений.
Слайд 10Программа «Радуга» автор С.Г. .Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова.
Социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным
направлением программы «Радуга». Базовый принцип программы «Радуга» -содействие психическому развитию ребенка.
Специфика реализации данной образовательной области предполагает решение вышеназванных основных задач невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков).
Слайд 11Таким образом, можно сделать заключение о том, что во всех программах
большое внимание уделяется развитию социальной культуры детей дошкольного возраста. В программе «От рождения до школы» есть четкое разграничение направлений по развитию у детей социальных навыков, в программе «Детство» также существует раздел по формированию социальной культуре. В программе «Радуга» как такового разграничения нет, но развитие социальной культуры проходит через все образовательные области.
Слайд 12Диагностика социальной культуры детей старшего дошкольного возраста
Результаты диагностики
на начало работы
старшая
группа
Слайд 13
Результаты диагностики
на конец работы
Старшая группа
Слайд 14
Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец работы
Слайд 15Система работы по формированию социальной культуры у старших дошкольников в процессе
игровой деятельности
Работа с детьми включала в себя игры, НОД, беседы, вечера развлечения, совместные праздники, художественно-творческую деятельность
Слайд 16Вся моя работа с детьми охватывала следующие направления:
1) «Я и общество»
2)
«Я и Отечество»
3) «Я и окружающий мир»
Слайд 17
Работа с педагогами ДОУ. Она включала в себя консультации, беседы, мастер-класс
Слайд 18
Работа с родителями воспитанников группы
Слайд 19Заключение
Работая по данной теме можно сказать, что нам удалось:
- разработать эффективную методику
формирования социальной культуры у старших дошкольников;
- познакомить детей старшего дошкольного возраста в соответствующей возрасту форме с основными понятиями по социально-нравственному и гражданскому воспитанию;
- сформировать у детей чувство уверенности в себе;
- улучшить коммуникативное поведение у старших дошкольников.
- воспитать у дошкольников уважение к достоинству и личным свободам другого человека, нравственность, патриотизм и гражданственность, чувство толерантности.
Материалы данной педагогической работы успешно апробированы и могут быть интересны педагогам дошкольных групп, т.к. могут быть использованы в работе по формированию социальной культуры старших дошкольников.