Слайд 1Рабочая тетрадь
по разделу «Проецирование»
для учащихся общеобразовательных школ
Кострома
2015
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»
Кафедра изобразительных искусств
Чеботарь Наталия Владимировна
Научный руководитель: профессор, кандидат педагогических наук
Алексеева М.А.
Слайд 2Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Способы проецирования……………………………………………………..5
Центральное и параллельное проецирование………………………………6
Проецирование предмета на одну плоскость……………………………...11
Проецирование предмета на
две взаимно перпендикулярные плоскости……………………………………………………...…………..…18
Алгоритм построение чертежа детали,
представленной двумя видами…………………………………………….23
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости…………………………………………….……………………....28
Алгоритм построения чертежа детали,
представленной тремя видами…………………………………………...…35
Расположение видов на чертеже. Местные виды…………………..…......38
Получение и построение аксонометрических проекций………………….41
Алгоритм построения аксонометрических проекций……………………..42
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов……………….47
Алгоритм построения изометрической проекции
от передней или задней грани детали………………………..…………….47
Алгоритм построения изометрической проекции
от нижнего основания детали………………………………………………48
Аксонометрические проекции предметов
имеющих круглые поверхности…………………………………………….53
Алгоритм построения эллипса………………………………………………53
Алгоритм построения изометрической проекции детали
с цилиндрическим отверстием………………………………………………53
Технический рисунок………………………………………………………...56
Алгоритм построения технического рисунка………………………………57
Список использованной литературы……………………………………...…59
Слайд 3Введение
Рабочая тетрадь по черчению предназначена для классных и дополнительных
занятий при организации индивидуальной и фронтальной работы учащихся 7 классов на уроках черчения. Разнообразие заданий позволяет использовать ее на любой стадии урока: в качестве разминки в начале урока, для закрепления и контроля усвоения знаний, для домашних занятий.
Все задания составлены в соответствии с программой «Черчение. 7 класс», утвержденной Министерством образования. Задания по черчению составлены в объеме раздела «Проецирование» по черчению (авт. А.Д.Ботвинников).
Цель - оказать учащимся помощь в освоении теоретических и практических знаний по разделу «Проецирование», в освоении графических умений и навыков, в развитии пространственного мышления, творческих способностей, познавательного интереса.
Каждый параграф включает краткие теоретические сведения по темам раздела «Проецирование», алгоритм решения типовых графических задач, а также взаимосвязанную систему обучающих упражнений (типовые, развивающие, творческие), направленную на формирование у школьников графических умений и навыков, контролирующих заданий и разноплановых задач; графические задания для практической работы.
Тетрадь предназначена для обучения школьников общеобразовательных учреждений основам прямоугольного проецирования, построению комплексных чертежей по алгоритмам, а также поможет школьникам научиться строить наглядные изображения объемных предметов и плоских фигур в изометрической и диметрической проекциях. Большое внимание в тетради уделено построению наглядных изображений по алгоритму, а также самоконтролю школьников за правильностью выполнения заданий, развитию их пространственного мышления и творческих способностей.
Слайд 4 Графические задания во многих случаях рекомендуется выполнять «от
руки», соблюдая правила начертания линий, аккуратно. Это способствует тренировке руки и позволит выполнить за урок больше заданий. Исключение составляют геометрические построения, где требуется точность и четкость. Чтобы избежать излишнего перечерчивания при их выполнении, рекомендуется использовать прозрачный материал, например кальку.
Письменные ответы должны быть краткими, с использованием изученной терминологии. Их следует аккуратно вписывать чертежным шрифтом.
При проведении фронтального опроса они могут быть заменены устными ответами.
Слайд 5Способы проецирования.
Процесс получения изображения предмета на плоскости называется проецированием.
Слайд 6Центральное и параллельное проецирование
В зависимости от направления проецирующих лучей проецирование бывает
центральным (рис.1) и параллельным (рис.2). Если проецирующие лучи выходят из одной точки (центра), проецирование называется центральным (рис.1).
Если проецирующие лучи параллельны друг другу, проецирование называется параллельным (рис.2).
Если при параллельном проецировании проецирующие лучи направлены перпендикулярно плоскости проекций (т.е. под ے 90°), проецирование называется прямоугольным или ортогональным, если не под ے 90° - косоугольным.
Для построения чертежей пользуются только параллельным прямоугольным проецированием
Рис. 1
Рис. 2
Слайд 7Это интересно
Теоретические основы метода прямоугольного проецирования были разработаны
в конце XVIII в. французским ученым Гаспаром Монжем. Однако практически прямоугольными проекциями пользовались задолго до этого. Так, в России в начале XVIII века в прямоугольных проекциях выполнялись корабельные и строительные чертежи, чертежи известных изобретений.
ММонж Гаспар
(10.5.1746 - 28.7.1818 гг.
Французский геометр и общественный деятель, Член Парижской Академии Наук (1780г.).
Рис. 3. Чертеж весельного шлюпа, выполненный в 1719 г. Петром I
Слайд 8Упражнение 1
Под каждым изображением написать название проецирования, а на полках линий-выносок
указать его элементы.
…………………
…………………….
°
…………………..
Слайд 9Упражнение 2
Определить вид проецирования и достроить проекции геометрических фигур.
………………....
………………….
Параллельное прямоугольное
проецирование
Слайд 10 ……………………
……………………..
…………………...
Упражнение 3
Определить вид проецирования
и достроить проекции геометрических фигур.
Слайд 11Проецирование на одну плоскость
В пространстве плоскость проекций может располагаться как угодно:
вертикально (рис.4), наклонно (рис.5), горизонтально (рис.6)
Чтобы получить проекцию предмета на плоскости, его располагают параллельно этой плоскости
Через каждую вершину проводят лучи перпендикулярно этой плоскости проекции
Если вертикальная плоскость проекций расположена перпендикулярно взгляду зрителя, она называется фронтальной (обозначается латинской буквой V)
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Изображение, полученное на
фронтальной плоскости
проекций и дающее наиболее
полное представление о форме,
конструкции и размерах
предмета, называется главным
видом
Слайд 12Упражнение 4
Подумайте, на каком изображении форма и конструкция детали «Шип» переданы
наиболее полно?
Слайд 13Упражнение 5
Посмотрите на изображение деталей и определите по какому направлению стрелки
выбрать их главный вид. Записать ответ в таблицу. Построить главный вид деталей, нанести размеры.
Слайд 14Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
В зависимости от положения геометрического тела
относительно фронтальной плоскости проекций его проекциями на ней могут быть следующие фигуры:
у куба – только квадрат;
у прямоугольного параллелепипеда – прямоугольники, соответствующие размерам его граней ( рис. 7);
у цилиндра – прямоугольник, круг (рис.8),
у конуса – треугольник, круг (рис.9);
у шара – только круг;
у правильной пирамиды – треугольник или треугольники, многоугольник с биссектрисами углов (рис. 10);
у правильной призмы – прямоугольник, прямоугольники, многоугольник (рис.11).
Слайд 15Упражнение 6
Написать в таблицу, какие предметы изображены на рисунке. Придумать, изобразить
и дописать в таблицу другие знакомые предметы.
Упражнение 7
Вставить пропущенные слова в текст определений.
Существует __________ и __________ проецирование.
Если __________ лучи выходят из одной точки, проецирование называется __________.
Если __________ лучи направлены параллельно, проецирование называется __________ .
Если __________ лучи направлены параллельно друг другу и под углом __________ к плоскости проекций, то проецирование называется __________ .
Натуральное изображение предмета на плоскости проекций получается только при ___________ __________ проецировании.
Слайд 16Упражнение 8
Установить соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и
записать ответ в таблице. К оставшимся деталям начертить их главные виды.
Слайд 17Упражнение 9
По наглядному изображению детали дать письменный анализ графического состава ее
главного вида. Построить чертеж главного вида (по алгоритму), нанести размеры, заполнить основную надпись (работу выполнить на формате А4)
Слайд 18Проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций
Проанализируйте геометрическую форму детали и
найдите эту деталь среди наглядных изображений. Сформулируйте вывод.
Одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали в таких случаях пользуются двумя проекциями: фронтальной (вид спереди, или главный вид) и горизонтальной (вид сверху). (Рис. 12)
Рис.12
Слайд 19Горизонтальная плоскость проекций (Н) всегда расположена под
ے
90° к фронтальной плоскости (V). (Рис.13)
Плоскости V и Н пересекаются по оси Х. (Рис.13)
Чертеж полученный на фронтальной и горизонтальной плоскостях проекций, называют комплексным, или эпюром Г.Монжа
Проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций
Рис.13
Слайд 20Упражнение 10
Проанализировать геометрическую форму детали по чертежу. Записать название геометрических тел
образующих форму детали, в таблицу.
Упражнение 11
По наглядному изображению найти комплексный чертеж детали и записать в таблице номер чертежа.
Слайд 21Упражнение 12
По наглядному изображению и главному виду детали выбрать и установить
вид сверху, построить его.
Слайд 22Упражнение 13
По наглядному изображению детали построить ее главный вид и вид
сверху, нанести размеры, установив их по наглядному изображению.
Слайд 23Алгоритм построения чертежа детали, представленной двумя видами
Анализ геометрической формы детали и
ее симметричности
Выбор видов (главного и сверху), анализ их графического состава и симметричности
Выбор положения формата и масштаба изображения
Установление рабочего поля; расчет и построение габаритных прямоугольников, проведение осей симметрии
Построение очертания главного вида
Построение очертания вида сверху
Нанесение размеров
Обводка чертежа
Заполнение основной надписи. Проверка чертежа.
Упражнение 14
По наглядному изображению детали построить ее комплексный чертеж используя алгоритм. (Работа выполняется на формате А4)
Слайд 24Упражнение 15
Вставить пропущенные слова в текст определений.
1. Чертеж представленный ______
видами, называется _________ чертежом.
2. Главный вид детали изображается на ______ плоскости проекций.
3. ______ плоскость проекций располагается под углом ____ к фронтальной.
4. _____ и _____ плоскости проекций пересекаются по оси _____.
5. Горизонтальная плоскость проекций обозначается буквой ______.
6. На горизонтальной плоскости проекций изображают вид ______.
7. Оба вида на чертеже соединяются _____ _______ связи.
8. Линии ______ связи являются проекциями ________________.
9. На главном виде наносят размеры ______ и ______ детали.
10. На виде сверху наносят размеры ______ и ______ детали.
11. На чертеже плоские фигуры треугольник и круг определяют ____________ .
12.Геометрические тела на чертеже определяются плоскими фигурами: круг и прямоугольник - _______, два круга - ______, два прямоугольника - ________, два квадрата - _______.
Слайд 25Упражнение 16
Проанализировать геометрическую форму детали и дочертить на чертеже недостающие линии.
Слайд 26Упражнение 17
Определить какой чертеж соответствует наглядному изображению.
Упражнение 18
Найти фронтальную и горизонтальную
проекции к данному наглядному изображению детали. Начертить найденные изображения на листе в клетку.
Слайд 27Упражнение 19
По словесному описанию найти наглядное изображение детали. Построить виды (главный
и сверху) выбранной детали. Нанести на чертеже размеры. (Работа на формате А4)
Текст описания
Основание детали имеет форму прямоугольного параллелепипеда, в меньших гранях которого выполнены пазы, имеющие форму неправильной прямой четырехугольной призмы. В центре верхней грани параллелепипеда расположен усеченный конус, вдоль оси которого проходит сквозное цилиндрическое отверстие.
Длина параллелепипеда – 90, высота – 20, ширина – 50.
Длина паза – 15, ширина – 30, диаметр верхнего основания – 26, высота – 40, диаметр цилиндрического отверстия – 18.
Слайд 28Проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций
Проанализируйте геометрическую форму детали и
найдите эту деталь среди наглядных изображений. Сформулируйте вывод.
Две проекции не всегда дают полное представление о форме и конструкции детали в таких случаях пользуются тремя проекциями: фронтальной (вид спереди или главный вид), горизонтальной (вид сверху) и профильной (вид сбоку слева). (Рис.14)
Рис. 14
Слайд 29Профильная плоскость проекций (W) всегда расположена перпендикулярно к фронтальной (V) и
горизонтальной плоскостям проекций (H) (Рис.15)
Плоскости W и V пересекаются по оси Z, W и Н по оси Y. (Рис.16)
Чертеж представленный тремя проекциями или видами, в большинстве случаев дает полное представление о предмете и также называется комплексным чертежом
Проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций
Рис. 15
Рис. 16
Слайд 30Если чертеж построен с осями координат, он называется осным чертежом. (Рис.
17)
Все виды на нем находятся в проекционной связи.
На чертеже проекционная связь осуществляется посредством линии связи
Если чертеж построен без осей, он называется безосным. (Рис.18)
На безосном чертеже все проекции находятся так же в проекционной связи.
Рис. 17
Рис. 18
Упражнение 20
Указать название геометрического тела и построить его профильную проекцию.
Слайд 31Упражнение 21
Заштрихуйте цветными карандашами проекции детали (одну проекцию одним цветом) и
соответствующие грани на наглядном изображении.
Слайд 32Упражнение 22
Построить профильную проекцию (вид слева) детали пользуясь ее наглядным изображением
и чертежом. Нанести на чертеже выносные и размерные линии.
Слайд 33Упражнение 23
Построить чертеж детали (три вида) по ее наглядному изображению, нанести
размеры. К деталям 1 и 2 осный чертеж, к деталям 3 и 4 – безосный.
Слайд 34Упражнение 24
Найти три проекции соответствующие данному наглядному изображению.
Упражнение 25
Вставить пропущенные слова
в текст определений.
1. Чертеж, представленный тремя видами, называется ________________ чертежом.
2. Все виды на чертеже находятся в _____________ связи, которая осуществляется посредством ____________ _____________ .
3. Плоскость , перпендикулярная фронтальной и горизонтальной плоскостям проекций, называется ______________ плоскостью проекций и обозначается латинской буквой _______ .
4. Изображение, полученное на этой плоскости проекций, называется _____________ проекцией или видом _____________ .
5. Фронтальная и горизонтальная плоскости проекций, пересекаясь с __________ плоскостью, образуют оси ______ и ______.
Слайд 35Алгоритм построения чертежа детали, представленного тремя видами.
Анализ геометрической формы детали и
ее симметричности.
Выбор видов (главного, сверху, слева), анализ их графического состава и симметричности
Выбор положения формата и масштаба изображения
Построение очертания главного вида
Построение очертания вида сверху
Построение очертания вида слева
Нанесение размеров
Обводка чертежа: окружности, дуги; все горизонтальные, вертикальные и наклонные линии.
Заполнение основной надписи. Проверка чертежа.
Упражнение 26
Построить чертеж детали (3 вида), нанести размеры, заполнить основную надпись (Работу выполнить по алгоритму на формате А4).
Слайд 36Упражнение 27
Дополнить чертеж недостающими линиями, нанести размеры.
Слайд 37Упражнение 28
Дополнить чертеж недостающими линиями, нанести размеры.
Слайд 38Расположение видов на чертеже.
Местные виды.
Вид – это изображение обращенной к наблюдателю
видимой части поверхности предмета.
В отличии от проекций на видах применяют некоторые условности и упрощения.
Изображения , полученное во фронтальной плоскости проекций, называется видом спереди. (Рис. 19)
Изображение на горизонтальной плоскости проекций называется видом сверху. (Рис.19)
Изображение на профильной плоскости проекций называется видом слева. (Рис.19)
Изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета называется местным видом. (Рис. 20)
Располагают местный вид на свободном поле чертежа или в проекционной связи с другими изображениями.
Рис. 19
Рис. 20
Слайд 39Упражнение 29
К данному наглядному изображению детали найти вид спереди, вид сверху
и вид слева, записать ответ в таблице. Начертить выбранные виды детали в проекционной связи (безосный рисунок) используя масштаб увеличения.
Слайд 40Упражнение 30
По словесному описанию детали найти ее виды и вычертить их
в проекционной связи на листке в клетку, нанести размеры.
Текст описания
Деталь имеет форму прямоугольного параллелепипеда, на верхней грани которого расположены два полуцилиндра . В центре детали - сквозное отверстие, имеющее форму правильной прямой четырехугольной призмы, грани которой расположены под углом 45° к осям симметрии детали
Слайд 41Получение и построение аксонометрических проекций
Аксонометрической проекцией называют изображение, полученное при параллельном
проецировании предмета вместе с осями прямоугольных координат на какую-либо плоскость.
Перспективный рисунок
С одной
точкой схода
С двумя
точками схода
Аксонометрическая проекция
Диметрическая
проекция
Изометрическая
проекция
Положение аксонометрических осей и размеры, откладываемые на них.
Косоугольная фронтальная диметрическая
проекция
Прямоугольная изометрическая проекция
В аксонометрических проекциях из каждой вершины многогранного объекта всегда выходят три луча (видимых или невидимых).
Любой предмет имеет вершины и стороны, поэтому построение аксонометрических проекций - это построение вершин предмета с последующим их соединением.
Слайд 42Алгоритм построения аксонометрических проекций.
Слайд 43Упражнение 31
Обозначить оси X, Y и Z, указать величину углов между
осями.
Упражнение 32
Из т.О провести оси X,Y и Z. Достроить линии невидимого контура.
Упражнение 33
Из предложенных изображений выбрать изометрическую проекцию, диметрическую проекцию и рисунок книги..
Слайд 44Упражнение 34
Определить, в какой проекции изображена деталь. Вписать название проекции в
таблицу.
Упражнение 35
Выбрать правильный ответ и отметить его.
1. В прямоугольной изометрической проекции угол между аксонометрическими осями составляет:
А) 30°; Б) 45°; В) 90°; Г) 120°
2. Во фронтальной диметрической проекции угол между осями X и Z составляет:
А) 30°; Б) 45°; В) 90°; Г) 120°; Д) 135°
3. Во фронтальной диметрической проекции угол между осями X и Y равен:
А) 30°; Б) 45°; В) 90°; Г) 120°; Д) 135°
4. В диметрической проекции по оси У откладываются следующие размеры:
А)действительные;
Б) уменьшенные в 2 раза
В) увеличенные в 2 раза
Слайд 45Упражнение 36
Построить изометрическую проекцию геометрического тела с отверстием по заданному чертежу,
сняв с него недостающие размеры.
Слайд 46Упражнение 37
Построить изометрическую проекцию фигуры по заданному чертежу.
Слайд 47Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
Алгоритм построения изометрической проекции от передней или
задней грани детали.
Слайд 48Алгоритм построения изометрической проекции от нижнего основания детали.
Слайд 49Упражнение 38
Построить изометрическую проекцию детали по заданному чертежу.
Слайд 50Упражнение 39
Мысленно повернуть деталь так, чтобы заштрихованные грани стали параллельны
горизонтальной плоскости. Выполнить изометрическую проекцию детали в новом положении.
Упражнение 40
В детали №1 удалена часть, в результате чего получилась деталь №2. Выполнить изометрическую проекцию удаленной части.
Слайд 51Упражнение 41
Дочертить недостающие линии.
Упражнение 42
На рисунке даны три проекции и аксонометрическое
изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами с соответствующих элементов аксонометрического изображения, прочитайте, как с греческого языка переводится слово «Аксонометрия».
Слайд 52Упражнение 43
Элемент №1 нужно переместить, поставив его на место, выделенное штриховкой.
Построить изометрическую проекцию новой детали.
Упражнение 44
На место элемента №1 поставить элемент №2. Выполнить изометрическую проекцию получившейся детали.
Слайд 53Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.
Изометрической проекцией окружности является кривая, которая
называется эллипсом.
Изометрическая проекция окружности.
Алгоритм построения эллипса.
Алгоритм построения изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием.
Слайд 54Упражнение 45
В каких аксонометрических проекциях даны окружности? Какой оси перпендикулярна каждая
из них?
Упражнение 46
В каких аксонометрических проекциях даны геометрические тела? Каким осям (Х, Y, Z) параллельна высота каждого из них?
Слайд 55Упражнение 47
Построить изометрическую проекцию детали по заданному чертежу
Слайд 56Технический рисунок.
Технический рисунок – это изображение, выполненное от руки, по правилам
аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз.
Для большего отображения объемности предмета на технических рисунках наносят штриховку. (Рис.21)
Освещенные поверхности оставляют светлыми, затемненные покрывают штриховкой (чем чаще, тем темнее поверхность предмета).
Упражнение 48
Рис. 21
Выполнить штриховку деталей , если известно, что свет падает сверху слева.
Слайд 57Алгоритм построения технического рисунка.
Выполнить технический рисунок детали по ее наглядному изображению.
Анализ
геометрической формы детали.
Определение положения детали, наиболее наглядно передающего его форму.
Выбор способа построения (изометрическая или фронтально диметрическая проекция).
Построение осей.
Построение общей формы детали.
Уточнение формы элементов детали.
Выбор способа оттенения и его выполнение.
Обводка технического рисунка.
Упражнение 49
Слайд 58Упражнение 50
Выполнить технический рисунок детали по заданному чертежу.
Слайд 59Список использованной литературы
Балягин, С.К. Черчение: справочное пособие. – М.: Астрель, 2005.
- 421с.
Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2011, с изменениями. – 351 с.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Методическое пособие по черчению для учителей. - М.: Астрель, 2012. – 159 с.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2014. – 221 с.
Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение, 2000.-186с.
Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки – задания по черчению. - М.: Просвещение, 2010. – 413 с.
Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. - М.: Просвещение, 2009.- 128 с.
Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе. - М.: Просвещение, 1977. - 335 с.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов. - Волгоград: Учитель, 2011.-210с.
Коваленко Л.Н. Макарова М.Н. Логические задачи на уроках черчения // Школа и производство. - 1990. - №2 - С.78-80.
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Академический проект, 2012.-496 с.
Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2008.-109с.
Подшибякин В.В. Черчение практикум. – Саратов: Лицей, 2006 .– 144 с
Рабочие тетради по черчению. Под ред. Т.В. Кучуковой, Н.Г. Преображенской. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 76 с.
Рассохин В.В., Розов С.В., Целинский Н.А. Занимательные задачи по проекционному черчению. - М.: Машиностроение, 1969. - 176 с.
Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 237 с.
Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.