Слайд 1Построение формата А4 Горизонтальный
Урок 10
Слайд 2При выполнении школьных чертежей в системе КОМПАС-3D, отсутствует учебный школьный формат
А4 горизонтального положения, (ориентация горизонтальная). Нам сначала придется построить этот формат в системе КОМПАС-3D и сохранить для дальнейшего пользования.
Начинаем с того, что сначала установим эту систему в компьютер. Возможно, вы уже установили эту систему КОМПАС-3D V13 Home. Можно использовать и другие версии КОМПАС.
Буду показывать пошаговое выполнение формата А4 горизонтальное, ориентация – горизонтальное.
Запускаем систему – Файл – Создать – Чертеж – ОК. И у нас появляется такой формат А4. Этот формат в библиотеке форматов стоит под номером 1 – Чертеж констр. Первый лист. ГОСТ 2.104-2006. Для учебной работы такой формат нам не нужен. Преобразуем этот формат, как школьный и сохраним его.
Слайд 4 Для этого заходим в меню – Сервис. Параметры > Параметры первого листа > Формат > Ориентация > Горизонтальная > (ОК – можно пропускать).
Слайд 6 Дальше переходим к оформлению формата. Параметры - Параметры первого листа - Оформление > Выбрать > Выберите оформление >
Без внутренней рамки №13 > ОК > ОК.
Слайд 7 В итоге мы получили размер нашего формата A4, который равен – 279х210
мм. Остается начертить рамку, которая ограничивает его поле и основную надпись формата. Линии рамки и основную надпись выполняем сплошными толстыми основными линиями. При горизонтальном положении формата A4, линии проводят слева и справа на расстоянии 8 мм, снизу проводим на расстоянии 5 мм от внешней рамки, выполняемой сплошной тонкой линией. С верхней стороны оставляем расстояние 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей. Мы с вами все форматы будем вставлять в файлы и там хранить.
Слайд 8 Aактивизируем инструментальную панель Геометрия, и выбираем инструмент Непрерывный ввод объектов или Отрезок. Кому что нравится. Я
привык к инструменту - Непрерывный ввод объектов. На Панели свойств (находится внизу рабочего поля, по умолчанию), выбираем линию – Основная.
Слайд 9После всех этих процедур, начертим рамку нашего формата.
Вот такими размерами мы
должны построить рамку чертежа. Почему слева и справа оставляем по 8 мм. Это, потому что, когда будем печатать, у нас не попадает верхняя линия в рабочее поле чертежа.
Слайд 10 Выбираем Основную линию - Геометрия > Непрерывный ввод объектов. Подводим наш курсор к началу координат, это Угол 0,0 – Ближайшая
точка. На Панели свойств набираем 8 мм и угол – 0, по оси х, нажимаем левую сторону мышки. Система сама начертить основную линию длиной 8 мм и с направлением на 0°, по оси х.
Слайд 11 Следующий этап – построим вертикальную линию длиной 190 мм. Почему этот
размер? Сверху мы оставляем 20 мм, от линии формата. Это 210 мм – 20 мм = 190 мм. Каждый раз, когда мы прерывает линию, при построении следующей линии, начало всегда будет в концах этой построенной линии. Это будет Угол – 0,0, Ближайшая точка. Направление построенной линии это – Длина 190 мм, Уол - 90° по оси y.
Дальше построим горизонтальную линию длиной 281 мм.
Слайд 12Почему этот размер – 281 мм. Длина формата у нас 297
мм. С левой стороны оставляем 8 мм, а с правой стороны тоже 8 мм. 8 мм + 8 мм = 16 мм. Из 297 мм – 16 мм = 281 мм.
На Панели свойств набираем, Длина 291, Угол - 0°, по оси у. Фиксируем курсор мыши в конце предыдущей линии, и нажимаем на левую сторону мышки, и построим эту линию.
Слайд 13 Продолжаем строить рамку формата. Надо построить вертикальную линию с правой стороны.
На Панели свойств набираем Длину этой линии 185 мм, Угол 270° - по оси у вниз. Фиксируем курсор мыши в конце предыдущей линии и нажимаем на левую сторону мышки. Линию мы с вами построили. Почему направили эту линию вниз, длиной 185 мм. Сверху оставляем 20 мм и снизу формата оставляем по 5 мм. Это получается 20 мм + 5 мм = 25 мм. Вычитаем из 210 мм – 25 мм = 185 мм. Вот такая арифметика.
Слайд 14Построим последнюю линию рамки формата. На Панели свойств набираем Длину линии 281 мм, Угол
- 180° по оси х. Фиксируем курсор мыши в конце предыдущей линии и нажимаем на левую сторону мышки. Линию мы с вами построили.
Дальше нам надо удалить ненужные нам часть линий. Для этого выбираем инструмент Усечь кривую из панели инструментов Редактирование.
Слайд 15 Подводим курсор к линии, которую нам надо удалить и линия превращается
красную. Нажимаем на левую сторону мышки и линия удаляется. Так поступаем со всеми линиями, которые нам не нужны на чертеже.
Слайд 16Так выглядит наш формат после удаления всех ненужных линий. В правом
нижнем углу формата построим основную надпись чертежа, по размерам, который дается в учебнике. Страница 16, рисунок – 19, а.
Слайд 17 Дальше мы должны задать данные, которые нам нужны при выполнении надписей,
размеров и текстов на чертежах, и как должно быть стрелки и точности размерных чисел.
Слайд 18Меню > Сервис > Параметры > Текущий чертеж > Размеры > Стрелки и засечки. Дальше Стрелки
размерных линий – Зачернять.
Слайд 19Переходим Параметры > Длина стрелки, мм выбираем 4 мм. Этот размер подходит к нашему
формату.
Слайд 20 Дальше выбираем пункт Фильтр стрелок > Надпись > Высота, мм > 3,50.
Все остальные данные пока оставляем без изменения. Почему выбрали размер 3,5 мм. Это у нас размер шрифта, т. е. высота шрифта для нашего формата.
В пункте Точности изменяем Число знаков после запятой в размерных надписях. Это будет у нас 0.
Слайд 21В пункте Текст на чертеже переходим Шрифт и откроем эту вкладку. Параметры шрифта заменим 5.00 мм на
3.50 мм. На чертежах размеры шрифта должно быть 3,5 мм, это по ГОСТу к нашему формату.
На самом конце нажимаем на ОК и еще раз ОК. Вот и все. Желаю удачи.
Слайд 22Источники:
http://tehkd.ru/leson_kompas/2_otkr_soh_doc.html
http://mysapr.com/pages/chertezhi-korpusa-kryshki-gaiki-shtoka-v-kompase-2.php
http://mysapr.com/pages/1_interface_kompas.php
http://seniga.ru/index.php/uchmat/55-kompas/186-unit2.html
https://autocad-lessons.ru/uroki-kompas-3d/
Баранова и. в.
Б24 КОМПАС-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика.
Учебное пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: ДМК Пресс, 2009. – 272 с., ил.
ISBN 978-5-94074-519-8
https://zaharovvj.blogspot.com/2017/03/blog-post_31.html