Слайд 1Внеурочное мероприятие
(обобщающая игра «Счастливый случай»)
по биологии
в 5 классе на тему
«Бактерии, грибы, лишайники»
МБОУ Славнинская СОШ
Тверской области Торжокского района
Разработал: Васильева О.В.
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Слайд 2… Дитя требует деятельности беспрестанно
и утомляется не деятельностью,
а её однообразием и
односторонностью.
К.Д. Ушинский
Слайд 3Цель: углубить и обобщить знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках,
развить интерес и познавательную активность учащихся.
Оборудование: секундомер, бочонок, жетоны, фишки с цифрами от 1 до 4.
Слайд 4Первый гейм «Дальше, дальше…»
За 1 минуту команда должна дать как можно
больше правильных ответов на вопросы.
Слайд 5Команда Симбиоз
«Повисла в тени виноградная гроздь». О каких бактериях идёт речь?
Организмы,
питающиеся готовыми органическим веществами живых организмов.
Группа организмов, не имеющая ядра.
Взаимовыгодное существование организмов.
Какой гриб поражает картофель?
Почему лишайники не встречаются в крупных городах?
На корнях, каких растений развиваются клубеньковые бактерии?
Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий?
Что образует симбиоз между грибом и водорослью?
Какие грибы паразитируют на злаках?
Какие бактерии приносят вред человеку?
Как называется тело лишайника?
Слайд 6Команда Лишайник
Палочковидная форма бактерий.
«Точка. Точка, запятая…» Назовите формы бактерий.
Организмы,
которые питаются органическими веществами отмерших организмов.
Ядерные организмы.
Какие организмы называют «пионерами» растительности?
Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности?
Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты?
Как называется симбиоз гриба с корнями растения?
Какие бактерии вызывают квашение капусты?
Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере?
Какие грибы приносят вред деревьям?
Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?
Слайд 7Второй гейм «Заморочки из бочки»
Каждая команда получает по два вопроса. Если
у команды нет версии ответа, то вопрос передаётся другой команде и ей же засчитывается очко в случае правильного ответа. Если иона не смогла дать ответ. То вопрос передаётся болельщикам. За правильный ответ болельщик получает жетон и приносит своей команде 0,5 балла.
Слайд 8Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.
В очень сухой почве, например, песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озёр и болот. Откуда они могли там появиться?
3.На двух полянах посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше и почему?
Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.
Слайд 9Третий гейм «Ты – мне, я – тебе»
Команды задают друг другу
по одному вопросу, который они готовят заранее. Если команда не может ответить на вопрос, то это право переходит к болельщикам команды, которая должна отвечать на вопрос. Правильный ответ приносит команде 0,5 балла, а ответившему ученику – жетон. Если ответа нет, то отвечает та команда, которая задавала вопрос. Время на осуждение – 1 минута.
Слайд 10 В бразильских джунглях живёт гриб, который растёт буквально по минутам.
Он появляется из белого упругого «яйца», которое прямо на глазах увеличивается, трескается и распадается на две половинки. Из них появляется ярко-оранжевая шляпка на длинной белой ножке. Каждые 2 минуты эта ножка увеличивается на сантиметр. За 2 часа гриб вытягивается на полметра в высоту. Тогда из-под шляпки внезапно выскакивает белое покрывало и окружает ножку. Тотчас же от гриба начинает распространяться сильный запах падали, который привлекает массу жуков и бабочек. С наступление темноты гриб светится ярким зеленоватым цветом. К утру гриб умирает, оставляя после себя лишь небольшой комочек слизи.
В древних легендах сообщается о случаях, когда в бесплодной пустыне люди, истощённые голодом и трудным переходом, вдруг встретили на земле массу мелких сухих крупинок. Они были похожи на манную крупу. Измождённые, отчаявшиеся люди стали есть эти крупинки. Насытившись, они обрели силы, которые помогли им закончить трудный путь из Египта в Израиль. В библии эти крупинки были названы «манной небесной». Современные учёные предполагают, что легендарные крупинки – это съедобный лишайник.
Слайд 11Четвёртый гейм «Тёмная лошадка»
К доске выходит ученик, играющий роль учёного. Он
задаёт вопросы командам. Этот ученик заранее знает, что будет играть роль, и не знает фамилию учёного. Вопросы на карточке и ответы к ним он получает перед выходом к доске.
Слайд 12Возбудитель, какого заболевания назван в мою честь «палочкой Коха»? Когда он
был открыт?
Какие животные с моей лёгкой руки вошли в практику исследователей бактериофагов?
Какой подарок сделали мне на день рождения моя жена и потом жаловалась. Что эта «игрушка» лишила её мужа?
Для выращивания колоний бактерий я использовал твёрдую питательную среду агар-агар. Из чего получают это вещество?
Слайд 13Пятый гейм «Гонка за лидером»
Учитель зачитывает вопрос. Команда, которая первой поднимет
руку, получает право ответа на него. Каждый правильный ответ – один балл. Если ни одна из команд не знает ответа, то вопрос переходит к болельщикам. Правильный ответ в этом случае приносит 0,5 балла команде и один жетон болельщику.
Слайд 14Спорынья чаще встречается на ржи и почти никогда на пшенице. Почему?
В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в берёзовом – подберёзовиков. Почему?
Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу. Часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы?
Лишайники не высасывают соков деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему?
На какой съедобный гриб похожа бледная поганка?
С каким съедобным грибом можно спутать желчный гриб?
Какие грибы растут под землёй?
Какой «гриб» умеет летать?
Какие грибы лечат?
Что такое «чайный гриб»?
В результате симбиотической деятельности, каких организмов из молока получается кефир?
Какие съедобные грибы выращивает человек?
Как переводится слов «фитофтора» на русский язык?
Император Клавдий, французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена?
Что такое ягель?
За какие качества гриб получил название «трутовик»?
Слайд 15Отгадайте, названия каких грибов зашифрованы в ребусах?
Слайд 16 По окончании игры подводятся итоги
Слайд 17Литература
1. Демьянов Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М., 1996
2. Пасечник
В.В. Бактерии, грибы, растения. 5кл.: учебник/В.В. Пасечник. –
5 –е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016
3. Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М.,1994