Слайд 1Тема самообразования по биологии
«Технология обучения биологии на основе ключевых терминов
и понятий, решении биологических задач в групповых, парных формах работы.»
Слайд 2Целевые ориентации.
-обучение всех на уровне стандарта.
-формирование интереса к науке биологии.
-выращивание талантливых
учащихся.
-развитие коммуникативных качеств, креативности.
-совершенствование умений перерабатывать информацию и использовать ее.
-установление всевозможных взаимосвязей.
-создание системы знаний о собственном организме и его связи с окружающей средой.
Слайд 3Приемы технологии работы с понятиями:
Прием «Шпаргалка».
Форма организации работы: групповая, парная,
индивидуальная.
Технология:
1. Знакомство с текстом учебника;
2. Выделение ключевых терминов и понятий (работа с курсивом);
3. Схематизация: ключевые слова с краткими пояснениями, использование символов, знаков, стрелок;
4. Подготовка к выступлению на основе шпаргалки. По желанию учащихся некоторые схемы выносятся на доску.
5. Защита шпаргалки;
6. Рецензия. Оценивание детей;
7.Получилось хорошо. Следует обратить внимание.
8.Домашнее задание: конкурс на самую лучшую, оригинальную «шпаргалку» по заданной теме.
Слайд 4Прием «Ромашка».
Понятие – объект на иллюстрации. Соотнеси стрелкой:
А). Нейрон,
дендрит, аксон, миелиновая оболочка, перехват Ранвье, разветвление аксона, центральный канал, серое вещество «бабочка», промежуточный (вставочный) нейрон, чувствительный нейрон, двигательный (исполнительный) нейрон, рецепторы, тело чувствительного нейрона, сегмент спинного мозга, нейронный синапс, нервно – мышечный синапс, рабочий орган, рефлекторная дуга, передний корешок, задний корешок, передние рога, задние рога, спинномозговой смешанный нерв.
Б) Из предложенных понятий выбери те, из которых построишь рефлекторную дугу. Дай определение всем использованным понятиям. Что такое нервный импульс? Виды рефлекторных дуг и их состав.
Слайд 5 Прием «Ты – мне, я – тебе».
В парах задаются вопросы
по терминам и понятиям, не использованных в предложенных выше приемах, но изученных на уроках биологии по теме «Нервная система».
Слайд 6 Прием «Змейка»
Цепочка вопросов и ответов.
Условие: цепочка не должна
прерываться. Разрывающий цепочку выбывает на послеурочную сдачу зачета по теме.
Вопросы по теме нужно подготовить самостоятельно дома, чтобы не терять время на уроке.
По ходу вопросно – ответной понятийной работы идет иллюстративно-наглядный процесс и заостряется внимание на самых важных вопросах темы. Повторы вопросов не допускаются.
Темп высокий.
Такая технология может выполняться в системе: учитель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик, ученик-класс, класс-ученик и т.д.
Слайд 7Прием-игра «Баранья голова»
Потренируйте свою память, участвуя в старой студенческой игре по
нервной системе.
1 человек говорит: спинной мозг.
2 человек говорит: спинной мозг, продолговатый мозг. И т.д.
Ученик, который не может перечислить всё сказанное до него, выбывает и получает титул «баранья голова». Побеждает тот, у кого лучше память.
Слайд 8Потренеруйте свои способности + Задание на проверку внимания.
Составьте максимальное количество вопросов
по теме: «Большие полушария» или вопросы по муляжу, таблице. Сравните два предложенных рисунка головного мозга.
Слайд 9 Прием «Разминка»
Форма организации: индивидуальная.
-Используй предложенную схему для быстрого
и качественного усвоения терминов и понятий. Найди в параграфе ключевые слова для обоснования.
-Защити полученные знания.
-Применяй для доказательств наглядность.
Слайд 10Прием «Разминка»
Форма организации: групповая.
-Защита работ. Ответ на проблемный вопрос урока.
-Учитель. Заслуги
учёных. Выступление ученика с сообщением.
Слайд 11Прием «Разминка»
Форма организации: творческое задание.
Составить эволюционную схему развития н.с.,
вспомнив представителей разных типов животных.
Подсказка учителя:
? - белая планария - ? - птицы
Слайд 12Прием «Юный Учитель»:
1. -индивидуально составить понятийные схемы по ЦНС, используя учебник,
наглядность, муляжи и другие источники информации;
2. -расскажи в паре, обосновывая каждое понятие;
3. -найди на муляже и рисунке то, о чём ты рассказываешь;
4. -напиши биологический диктант (сначала один ученик даёт понятия, другой пишет определения, затем меняются ролями);
5. - обмен работами с другими парами;
6. - взаимопроверка, оценивание.
Слайд 13Пример работы с понятиями с использованием развивающего обучения.
Основой обучения должно быть
не запоминание информации, а активное участие в процессе приобретения этой информации самих школьников, их самостоятельное мышление. известно, что этапами интерактивного урока являются: вызов к размышлению, осмысление и сам процесс размышления.
Слайд 14 метод «Мозгового штурма».
Например, урок по теме «Кровь.
Состав крови. Плазма крови, форменные элементы. Их строение и функции» учитель начинает с постановки проблемного вопроса : «Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?»
Ответы могут быть следующими:
Анализ крови может дать сведения о состоянии здоровья человека;
Кровь выполняет в организме важные функции;
В крови есть гемоглобин;
Для выявления малокровия;
При наличии заболевания состав крови меняется;
Кровь уничтожает микробы, имеющиеся в организме;
Кровь - одна из важных тканей организма.
Слайд 15Далее перед классом ставится исследовательский вопрос: «Каков состав крови? Каково строение
и функции клеток крови?» .Ответ на него учащиеся находят в процессе групповой работы.
По окончании выполнения заданий проводится презентация групповых работ.
При коллективном обсуждении итогов работы, обмене мнениями, учащиеся анализируют версии ответов на проблемный вопрос, которые были предложены во время «мозгового штурма» в начале урока. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы.
Слайд 16Например , к списку первоначальных версий можно было бы добавить:
По анализу
крови можно поставить диагноз заболевания;
Определение количества тромбоцитов и эритроцитов может дать информацию об отклонениях их количества от нормы;
Можно установить есть ли воспалительный процесс в организме;
Можно выявить малокровие;
Можно определить группу крови.
Слайд 17 Исследования в решении биологических задач.
Задача №1 по физиологии
Во время операции на мозге, чтобы не повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами. Укажите, какие доли больших полушарий раздражал хирург, если:
а) больной видел светящиеся точки;
б) больной слышал звуки;
в) больной двигал правой рукой;
г) больной ощущал прикосновение к левой руке.
Технология решения:
-прочитать;
-осмыслить в группе, подготовить обоснованный ответ;
-защитить свой ответ.
Слайд 18
Биологическая задача №2.
Рассмотрите механизм события: вы шли босиком и наступили
на колючку, подпрыгнули, нагнулись и стали рассматривать повреждённое место. Какие функции спинного мозга здесь проявились? Проследите по рефлекторной дуге. Как головной мозг получил информацию об уколе? Вывод о спинном мозге.
Технология решения:
- выслушать, понять, представить, обсудить;
- на схеме рефлекторной дуги проследить путь следования нервного импульса;
- защитить ответ обоснованием;
- сделать вывод.
Слайд 19Решение проблемных задач.
-Малыш дотронулся до горячего чайника и заплакал. Ваши объяснения.
-Опиши
движение нервного импульса, покажи на себе схему рефлекторной дуги.
-Почему он отдёрнул руку? Докажи на основе полученных знаний о нейронах.
Слайд 20Кроссворды – еще один из вариантов организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся
на уроке и дома.
Задания в форме кроссвордов могут быть использованы для промежуточного контроля основных понятий, терминов и названий по всем темам курса. А также могут быть использованы в качестве раздаточного учебного материала для урока.
Слайд 21Пример
Путем перестановки букв составить название рыбы.
ШУБА + РОГ
= ГОРБУША
РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА
ВИД + АСТРА = СТАВРИДА
ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА
РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА
ТРЕК + АС = ТРЕСКА
АС + ПЛУТ = ПАЛТУС
БАЛ + КАМА = КАМБАЛА
ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА
Для усложнения данного задания можно попросить учащихся придумать вопросы к получившимся названиям рыб.
Слайд 22Пример технологии работы с понятиями через проведение эксперимента.
Технология работы с текстом
и выполнения лабораторного исследования:
(у каждого ученика текст вопросов)
1. - исследование материала – подготовка ответов + закладка понятийной базы темы урока (самостоятельная работа в парах);
2. - исследование иллюстративного материала (найти, назвать, объяснить) – работа в группах;
3. - выполнить лабораторную работу (по предложенному плану) «Определение безусловных рефлексов спинного мозга»;
4. - отчёт групп (обоснования):
Слайд 23Схематизация частей мозга. Определение их местонахождения на таблицах и муляжах.
Слайд 24Система вопросов для самостоятельного исследования теоретического материала (приём работы с текстом
включает технологию усвоения)
- Чем заполнен центральный канал спинного мозга?
- Сколько отходит от спинного мозга спинномозговых смешанных нервов?
- Чем начинается каждый нерв?
- Какое вещество находится в центре спинного мозга?
- Какую форму имеет серое вещество в спинном мозге?
- Откуда начинается спинной мозг?
- Где заканчивается спинной мозг?
- Назови оболочки спинного мозга.
- Какова длинна и масса спинного мозга?
- Какие функции выполняет спинной мозг?
- Какие центры находятся в спинном мозге?
- Что замыкается в спинном мозге?
- Что подходит к спинному мозгу?
- К чему приводит повреждение спинного мозга?
- Какой мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного мозга?
- Какие движения находятся под контролем головного мозга?
- Что такое восходящий нейрон?
- Что такое нисходящий нейрон?
- Какие нейроны лежат в передних корешках спинного мозга?
- Какие нейроны лежат в задних корешках спинного мозга?
- Телами каких нейронов образованы нервные узлы?
Слайд 25Технология работы с понятиями с использованием логических приемов.
Особое влияние на развитие
мыслительной деятельности учащихся оказывают логические приемы. Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез, и степень их развитости характеризует степень развития логического мышления учащихся.
Слайд 26Дидактический прием “сравнение” помогает выявить черты сходства и отличия в предметах
и явлениях, некоторые общие особенности в исследуемых объектах
Но при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение “противопоставления”.Противопоставьте образ жизни белой планарии и свиного цепня. Объясните, какие возникли приспособления к паразитическому образу жизни у свиного цепня? Сможет ли белая планария жить в другом организме?
Ответ обоснуйте.
Слайд 27Прием классификации” помогает объединить в группы по сходным признакам. Этот прием
требует большой аналитико-синтетической деятельности учащихся. Сначала ученик должен провести анализ признаков предметов и явлений, затем среди них найти общее, на основании которых объединить их в группы.
*Распределить животных по классам и выделить их отличительные признаки:
Бычий солитер, печеночная двуустка, свиной цепень, кровяная двуустка, широкий лентец, ремнец, лягушачья многоустка, эхинококк
Слайд 28“Прием систематизации”- требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в
системе.
*На примере изученных червей
проследите черты усложнения.
Строение и образ жизни каких червей
являются наиболее сложными? Докажите.
Слайд 29“Прием установления причин и выяснения взаимосвязи”. Важным условием этого приема является
наличие у учащихся определенного запаса знаний. Вскрытие причин и взаимосвязей помогает учащимся объяснить факты, а значит понять их. Данный прием включает в себя вопросы и задания ,начинающиеся словами “почему”, “с чем связано”, “объясните причины”, а также при работе со схемами и моделями. Полезны задания на составление учащимися схем и моделей самостоятельно.
*Объясните причину массового выхода дождевых червей на поверхность после дождя.
Слайд 30Технология работы с понятиями с использованием игры.
Интерес и удовольствие – важные
психологические эффекты игры.
Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер.
С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие.
Слайд 31Требования к игре.
1.Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности
учащихся.
2.Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.
3.Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
4.В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.
Слайд 32Примеры игры на уроках:
Урок – смотр знаний « Кровь. Кровообращение»
Урок –
конкурс «Покрытосеменные растения».
Урок – ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».
Игра – «Зоопарк» (природоведение 5 кл.)
Игра – «Составь пары» (класс Рыбы 7 кл.)