Слайд 1Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
Слайд 2Цель урока:
Получить представление об анализаторах, изучить строение, принципы функционирования и функции
зрительного анализатора.
Слайд 3Задачи урока:
Давать определения: рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, зрачок,
сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.
Объяснять принцип функционирования анализаторов; характеризовать структуру зрительного анализатора (вспомогательного аппарата и глазного яблока).
Приводить примеры информации, которую человек получает с помощью зрения.
Оценивать значение зрительного анализатора для человека.
Слайд 4
Информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств,
их у человека пять - органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния.
Слайд 5С помощью органов зрения люди воспринимают зрительную информацию и различают предметы,
их цвет, форму, объем, размер.
Слайд 6Органы слуха воспринимают звуковую информацию, позволяют понимать речь, музыку, звуки живой
природы.
Слайд 7С помощью органов обоняния люди получают информацию о запахах окружающего мира.
Слайд 8Человек также обладает осязанием. Кончики его пальцев ощущают температуру предмета, структуру
поверхности.
Слайд 9Вкусовые рецепторы языка дают возможность распознать вкус пищи.
Слайд 11
Рецепторы – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие
на определенные раздражители.
Располагаются они в органах чувств.
Слайд 12Рецепторы органа зрения раздражаются только светом, слуха – звуками, а языка
— вкусом предмета.
В рецепторах возникают нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга. Именно здесь возникают ощущения, восприятия, представления.
Слайд 14
Анализатор — это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.
Слайд 16
Начальной частью анализатора являются рецепторы.
Они обеспечивают восприятие и первичный анализ
внешней и внутренней среды организма.
Слайд 17Вторая часть анализатора представлена проводящими путями, по которым информация передаётся в
центральную часть анализатора.
Слайд 18Третья часть анализатора образована чувствительными зонами коры больших полушарий головного мозга.
Слайд 19У человека выделяют следующие анализаторы:
Зрительный
Слуховой
Обонятельный
Вкусовой
Кожно-мышечный
Слайд 20
Специфичность органов чувств является результатом приспособления организма к условиям внешней среды.
Все анализаторы связаны между собой, дополняют друг друга и вместе дают полное представление об окружающем мире.
Слайд 22
С помощью зрения мы получаем примерно 70% информации, например, о форме,
размерах, цвете предметов, расстоянии до них и т.д.
А также зрительный анализатор контролирует двигательную и трудовую деятельность человека.
Слайд 24Вспомогательный аппарат
брови, которые отводят от глаз пот со лба,
веки и
ресницы, защищающие глаза от мелкой пыли и яркого освещения,
слезная железа и слезные канальцы, вырабатывающие слезную жидкость, которая согревает, увлажняет и очищает глаза,
глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды.
веко
ресницы
бровь
Слайд 26
Глазное яблоко
расположено в углублении черепа – глазнице;
имеет диаметр примерно 24 мм,
шаровидную форму,
покрыто тремя оболочками: наружной, средней, внутренней.
Слайд 27
Строение глазного яблока
склера
роговица
сосуды
сетчатка
радужная оболочка
зрачок
хрусталик
желтое пятно
слепое пятно
Слайд 29Заболевания глаз
Близорукость
Дальнозоркость
Слайд 30
Близорукость — это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы,
которые расположены близко, а плохо - предметы, находящиеся вдали.
Слайд 31
Дальнозоркость — состояние зрения, при котором человек лучше видит предметы находящиеся
на далёком расстоянии.
Слайд 32
Катаракта — заболевание, вызванное помутнением хрусталика глаза.
Rakesh Ahuja
Слайд 33Глаукома — возрастное заболевание, характеризуется повышением внутриглазного давления.
Слайд 34Глаза — самый ценный дар природы, и они как самый важный
из органов чувств заслуживают пристального внимания и заботы.
Слайд 35Закрепление
№65
Радужная оболочка
Роговица
Хрусталик
Мышца
Стекловидное тело
Склера (Белочная оболочка)
Желтое пятно
Зрительный нерв
Слепое пятно
Сетчатка
Слайд 36№68
Палочки – рецепторы сумеречного света.
Колбочки – рецепторы, обладающие меньшей светочувствительностью, но
способные реагировать на цвета.
Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, в которой расположены рецепторы (палочки, колбочки).
Жёлтое пятно – участок сетчатки, в котором располагается большинство колбочек.
Слепое пятно – это место выхода зрительного нерва, не имеющее рецепторов.
Слайд 371. Что такое анализатор?
Анализатор - это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.
Слайд 382. Что такое рецепторы?
Рецепторы – это отростки нервных клеток или
специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители.
Слайд 393. Что такое склера?
Склера – это задняя непрозрачная часть наружной
оболочки глаза.
Слайд 404. Что такое роговица?
Роговица – это передняя прозрачная часть наружной
оболочки глаза.
Слайд 415. Что такое радужная оболочка?
Радужная оболочка - это передняя часть
сосудистой оболочки, содержащая пигмент, который определяет цвет глаз.
Слайд 426. Что входит во вспомогательный аппарат?
Вспомогательный аппарат включает в себя
брови, веки и ресницы, слезная железа и слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды.
Слайд 437. Объясните принцип функционирования анализаторов.
Под воздействием раздражителей в рецепторах возникают
нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга, именно здесь возникают ощущения, восприятия, представления.
Слайд 448. Приведите примеры информации, получаемой человеком с помощью зрения.
Информация о
форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и т.д.
Слайд 45 9. Каково значение зрения для человека?
Значение зрения для человека
достаточно велико, с его помощью мы получаем примерно 70% информации.
Слайд 46Домашнее задание
Читать учебник с.72-77, с. 78-79 ответить устно на вопросы, выполнить
задания в печатной тетради №67, 70.
Дополнительное задание
письменно ответить на вопрос: Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
Слайд 47Вывод по уроку:
Таким образом, мы сегодня узнали, что информацию о происходящем
в окружающей среде мы получаем с помощью органов чувств, большая ее часть к нам поступает при помощи органов зрения.
Мы познакомились с принципом функционирования анализаторов, со структурой зрительного анализатора. Мы выяснили, что такое рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.
Также мы пришли к выводу, что глаза — самый ценный дар природы, и они как самый важный из органов чувств заслуживают пристального внимания и заботы.