Слайд 1Системно-деятельностный подход —
основа стандартов второго поколения
Слайд 2Б. Шоу
Единственный путь, ведущий
к знанию -
это деятельность
Слайд 3Как сегодня объективно оценить качество российского образования?
ЕГЭ?
Результаты международных олимпиад?
Результаты международных
исследований подготовки школьников (PISA, TIMSS)?
Не дает возможности для сравнения с международными стандартами.
Они хороши, но в олимпиадах участвует небольшой процент школьников.
На сегодня, по-видимому, это самый объективный способ проверки.
Слайд 4Что такое PISA?
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme
for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В исследовании проводится оценка математической грамотности, естественнонаучной грамотности и грамотности чтения. Приоритетной областью PISA в 2009 году была естественнонаучная грамотность.
Слайд 5Что проверяет PISA?
Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся
15-летнего возраста.
Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли эти учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
То есть PISA направлена на проверку компетентностей!
Слайд 6Кто участвует в PISA?
В исследовании PISA в 2009 году приняли участие
около 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста из 57 стран мира.
\
Выборка российских учащихся 15-летнего возраста включала 6154 обучающихся из 210 образовательных учреждений 45 регионов России.
Слайд 7Задания по физике:
Вопрос 2. Пётр налил себе чашку кофе, температура которого была
около 90 °C, и чашку холодной минеральной воды, температура которой около 5 °C. Обе чашки одинаковые, и объём напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Пётр, была около 20 °C.
Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 мин?
A) 70 °C и 10 °C; B) 90 °C и 5 °C;
C) 70 °C и 25 °C; D) 20 °C и 20 °C.
Слайд 8Задание по естествознанию
ОЗОН
С помощью комикса
показан процесс образования озона.
Предположим, у вас есть дядюшка, который пытается понять, что изображено на рисунках. В школе он не изучал, как образуется озон. Однако он знает, что в атмосфере нет никаких маленьких человечков, и его интересует, что они изображают в комиксах, что означают эти странные надписи O2 и O3 , и какой процесс представлен на рисунках. Он просит вас объяснить комикс.
Предположим, что ваш дядюшка знает, что O – обозначение кислорода. Он знает, что такое атомы и молекулы. Опишите для своего дядюшки, что показано на каждом рисунке комикса. В своем объяснении используйте слова «атомы» и «молекулы».
Задание проверяет умение применять знания в нестандартной ситуации, а также дать объяснение понятное адресату. Полностью правильно выполнили это задание 18% российских учащихся, более 30% не приступили к его выполнению.
Слайд 9Результаты стран по естественнонаучной грамотности
Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия,
Гонконг (Китай), Сингапур, Япония
37 стран,
средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России
24 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России
4 страны, средний балл которых не отличается от балла России
(Хорватия, Люксембург, Греция,
Дубай (ОАЭ))
Слайд 10Каких учебных заданий нам не хватает?
содержащих большой объем как текстовой информации,
так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
составленных на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения;
требующих привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»;
комплексных и структурированных заданий, состоящих из нескольких взаимосвязанных вопросов.
ЕГЭ - необходимость выполнения в одной работе за ограниченное время большого числа заданий разной тематики и разного формата, требующих разных форм записи ответа.
Слайд 11Фундаментальные цели образования
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение
для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Слайд 12Система требований ФГОС
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Требования к структуре основной образовательной программы
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
Слайд 13Системно – деятельностный подход
Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
Активная УПД
учащихся
Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Слайд 14Системно – деятельностный подход
1988 г.
«Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение
знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка»
Слайд 15Системно – деятельностный подход
Обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
( ФГОС)
Слайд 16Дидактические принципы
Деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не
в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности
Непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Слайд 17Дидактические принципы
3. Целостного представления о мире - предполагает формирование учащимися обобщенного
системного представления о мире
4. Минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Слайд 18Дидактические принципы
5. Психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Слайд 19Дидактические принципы
6. Вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору
вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 20Учителя сегодня волнуют вопросы:
- Как организовать современный урок с точки зрения
системно-деятельностного подхода?
Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать? Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Слайд 21Основные этапы деятельностного метода
1. Постановка учебной задачи
2. «Открытие» детьми нового знания
3.
Первичное закрепление
4. Самостоятельная работа с проверкой
5. Решение тренировочных упражнений
6. Контроль (принцип минимакса)
7. Решение задач на повторение
Слайд 22Компоненты учебной деятельности
Учебная задача
Учебные действия
Действия самоконтроля и самооценки
Слайд 23Типы уроков
1. Уроки открытия нового знания (ОНЗ)
2. Уроки рефлексии (Р)
3. Уроки
общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля
Слайд 24Последовательность шагов на уроке
Мотивация
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Выявление
места и причины затруднения
Построения проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с проговариванием
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия
Слайд 26Японская пословица
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;
а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»
Слайд 27 Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и
я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
Слайд 28« Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород
поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0,1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»
Слайд 29«Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был
высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».
Слайд 30«Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.
Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению».
Слайд 31Постоянную жесткость воды устраняют:
1)кипячением
2) действием соды
3) действием гашеной извести
4) действием
кислот
Слайд 32 Пятно от йода на белой ткани можно удалить:
1) при нагревании
2) раствором сульфита натрия
3) раствором хлорида железа(III)
4) раствором серной кислоты
Слайд 33Позиция ЮНЕСКО
Учиться знать, что подразумевает, что
обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы
Учиться делать: фокусируется на практическом применении изученного
Учиться жить вместе: актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество
Учиться быть: акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал