Слайд 11. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный
или рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.
Слайд 22. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Чёрная окраска
определяется геном Хв, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один котёнок черепаховый и один чёрный котёнок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Слайд 33. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями
с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков
Слайд 44. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы
(В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 коричневых гладких семени и 3998 белых морщинистых семян, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.
Слайд 55. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что
отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (Xd). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?
Слайд 66. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая
форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
Слайд 77. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой,
а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
Слайд 88. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а
нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родите-. лей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.
Слайд 99. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака
«маленькие глаза», выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков Fx (1, 2, 3, 4, 5).
Слайд 1010. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и жёлтыми
грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные шаровидные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Слайд 1111. Фенилкетонурия (ФКУ) — заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (в),
и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец — альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ.
Слайд 1212. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген(а), вызывающий гибель
эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
Слайд 1313. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Ха), вызывающий
гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При, скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.
Слайд 1414. Известно, что хорея Гентингтона (А) — заболевание, проявляющееся после 35—40
лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона.
Слайд 1515. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(A),
III(В), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IА и IВ. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
Слайд 1616. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз
(А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм — d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой, имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Слайд 1717. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на
подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Слайд 1818.Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Чёрная окраска определяется геном ХВ,
рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков
Слайд 1919. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с
растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
Слайд 2020. У человека тёмный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом
(а), карий цвет глаз (В) — над голубым (b), гены не сцеплены. Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности имеет место в данном случае?
Слайд 2121. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын —
дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в X хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей — носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
Слайд 2222. Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (тёмная или светлая
окраска, грушевидная или шаровидная форма) доминируют; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов F1 и F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков не сцеплены.
Слайд 2323. Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной
высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F2) образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1 и F2), их соотношение, если А — нормальная высота стебля, а В — гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом
Слайд 2424. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный
или рецессивный), обозначенного чёрным цветом
Слайд 2525.При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим
круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с. длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Слайд 2626. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на
подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.