Презентация, доклад выступления на РМО учителей биологии на тему Формирование познавательных УУД на уроках биологии

Содержание

ССШ№2

Слайд 1МОУ «Сернурская средняя школа №2 им.Н.А.Заболоцкого»
Формирование познавательных
УУД на уроках биологии


Учитель

биологии Окунева Валентина Николаевна
МОУ «Сернурская средняя школа №2  им.Н.А.Заболоцкого» Формирование познавательныхУУД на уроках биологии Учитель биологии Окунева Валентина Николаевна

Слайд 2ССШ№2

ССШ№2

Слайд 5Универсальные учебные действия.
это умение учиться, то есть способность

человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Универсальные учебные действия.  это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального

Слайд 6 Познавательные УУД

 Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска,

исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Познавательные УУД   Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций

Слайд 8
Познавательный интерес не является врожденным, он формируется под влиянием окружающей среды

и организации учебной деятельности, это важнейший источник систематически воздействующим на ум, сознание, чувства и волю ученика, всесторонне развивающий его познавательные и нравственные интересы и потребности.
Познавательный интерес не является врожденным, он формируется под влиянием окружающей среды и организации учебной деятельности, это важнейший

Слайд 9
Познавательный интерес :
способствует воспитанию воли к учебной деятельности;

побуждает к расширению и углублению знаний; способствует проявлению силы воли и трудолюбия; оказывает влияние на формирование личности.
Познавательный интерес : способствует воспитанию воли к учебной деятельности; побуждает к расширению и углублению знаний;

Слайд 11Формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
коль нет познавательной задачи, нет

и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения.
развитие познавательного интереса учащихся- развитие личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению

Факторы, затрудняющие развитие познавательного интереса:
- низкий уровень мотивации учащихся к обучению;
- высокая трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися.
Формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача -

Слайд 12Формулирование цели




Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий

этап достижения предмета потребности.
Формулирование цели Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

Слайд 13Постановка задач в процессе обучения


Ученики исследуют явление, ищут пути его решения,

выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии
Постановка задач в процессе обученияУченики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а

Слайд 14Обучение приемам поиска информации

Источники информации :
Глобальная сеть Интернет
Печатные источники:

Учебники,
Справочные материалы …
Основные способы поиска информации в Интернете:
 указание адреса страницы
 Передвижение по гиперссылкам
 Обращение к поисковой системе
Обучение приемам поиска информацииИсточники информации :Глобальная сеть Интернет Печатные источники: Учебники, Справочные материалы …Основные способы поиска информации

Слайд 15ЦЕЛЬ: Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить детали и

осмыслить информацию.

Приемы формирования смыслового чтения
и работа с текстом

ЦЕЛЬ: Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить детали и  осмыслить информацию.  Приемы формирования

Слайд 16Приемы работы с текстом учебника:
- найди место в учебнике, где описывается

объект, представленный на
рисунке …;
- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение
«редактор»);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа…;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
-расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы …;
- создай таблицу (сверни информацию) по …;
- составь план изучения темы … (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, вещества, свойства веществ);
- составь набор понятий темы…;
- составь предложения по теме … , используя слова «так, как», «потому
что», следовательно», «если, то»;
- зашифруй понятия темы … в символы, систему или последовательность
символов;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием … .


Приемы работы с текстом учебника:- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный нарисунке …;- уточни текст,

Слайд 17Понятие – вывод, итог познания реальных процессов и явлений, логически оформленная

мысль.
Без целенаправленной работы над понятиями учащиеся не в состоянии механически их выучить и правильно использовать. Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления.
Алгоритм работы с понятиями:
 назвать понятие, дать его определение.
 Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
 Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его
применения.
 Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.
 Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.
 Определить термин своими словами.
 Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.

Подбор
Подобрать к данным словам родовое (обобщающее) и видовое
(ограничивающее) понятия: лягушка (земноводное, травяная);
певчая птица (птица, соловей).

Понятие – вывод, итог познания реальных процессов и явлений, логически оформленная мысль. Без целенаправленной работы над понятиями

Слайд 18Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам,

разрядам в зависимости от их общих признаков.
Рассмотрим несколько примеров
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для
растений класса однодольных и двудольных.
А – в семени две семядоли
Б – в семени одна семядоля
В – корневая система стержневая
Г – корневая система мочковатая
Д – жилкование листьев сетчатое
Е – жилкование листьев параллельное
Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в
эндосперме
З – запас питательных веществ у большинства растений находится в
семядолях.
2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей,
разрушителей органических веществ.
А – дождевой червь Е - клевер
Б – заяц-беляк Ж – голубь
В – мукор З – бактерии
Г – волк И – хламидомонада
Д – пшеница
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих

Слайд 19Приемы формирования сравнения
1) подражание – это такой вид деятельности, при

котором учащиеся
повторяют, подражают действиям учителя.

2) работа по образцу – такой вид деятельности, который располагает
самостоятельным проведением сравнения, используя анализ
записи образца.

3) пооперационные указания – перечень указаний по выполнению
операций, входящих в тот или иной вид сравнения, для
осуществления заданного сравнения.

4) метод алгоритмических предписаний – перечень тех действий,
которые ученик должен выполнить, желая сравнить данные
предметы или явления.

Все приемы взаимосвязаны между собой.

Приемы формирования сравнения  1) подражание – это такой вид деятельности, при котором учащиеся

Слайд 20Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении,

делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Как провести обобщение?
1.Выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях.
2. Выяви их сходство.
3. Сформулируй общий вывод.
4. Оформи ответ.
Рассмотрим несколько примеров 1. Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии.
Яблоко, яблоня, осина, береза.
2. Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) кровь – кость? 4. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо.

Слайд 21«Верные и неверные утверждения»

Рибосома состоит из двух субъединиц
Бактерии и грибы

относятся к прокариотам
Спора – это защитная оболочка простейших
Органоиды это непостоянные образования клетки
Усики отсутствуют у насекомых
Зеленые железы – органы выделения ракообразных
Плоские черви все ведут паразитический образ жизни
Кровь насекомых – гемолимфа
Пауки питаются твердой пищей
Нематоды – паразиты животных
Моллюски произошли от кольчатых червей


«Верные и неверные утверждения» Рибосома состоит из двух субъединицБактерии и грибы относятся к прокариотамСпора – это защитная

Слайд 22Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо

отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Рассмотрим несколько примеров
Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
Эпителий – ткань = аорта - ?
А – сердце В – артерия Б – внутренний орган Г – вена Д – кровь
b) Целлюлоза – глюкоза = белок - ?
А – нуклеотиды В – аминокислота Б – глицерин Г – липид Д – углевод
c) Растение – лист = клетка - ?
А – корень В – пестик Б – стебель Г – ядро
Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.
2. Нахождение закономерности: Ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, мембрана -?
Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.

Слайд 23Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия

(противопоставлять).
Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.
Для этого необходимо
1. Определить объекты сравнения.
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4. Найти черты отличия.
5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции, выполняя лабораторные работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.
Рассмотрим несколько примеров
1. Работа с рисунками
Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении?
Рассмотрите представителей типа членистоногих. В чем их сходство и различие(пример из лаб.раб.)?
2. Работа с коллекциями
Рассмотрите раковины моллюсков. В чем сходство и различие в их строении?
Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?
3. Вопросы по фактическому материалу
В чем сходство и различие митоза и мейоза?
Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).Сравнить – это значит сопоставить в

Слайд 24 Развитие познавательного интереса


Использование занимательного материала для учащихся
Уроки-игры
Уроки-КВН,

семинары, лабораторные мастерские
Создание проблемных ситуаций
Творческие задания
Урок-проект
Предметные недели…

Развитие познавательного интересаИспользование занимательного материала для учащихся Уроки-игрыУроки-КВН, семинары, лабораторные мастерскиеСоздание проблемных ситуацийТворческие заданияУрок-проектПредметные

Слайд 25Рефлексия учебной деятельности на


Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1) А

вы знаете, что сегодня на уроке я...
2) Больше всего мне понравилось...
3)  Самым интересным сегодня на уроке было...
4)  Самым сложным для меня сегодня было...
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял...
7) Сегодня я научился...
8) Сегодня я задумался....
9) Сегодняшний урок показал мне
10)  На будущее мне надо иметь в виду
Рефлексия учебной деятельности наЗакончите предложения и оцените работу товарища по парте:1) А вы знаете, что сегодня на уроке

Слайд 26На уроках не скучаем

На уроках  не скучаем

Слайд 27Знание - сила

Знание - сила

Слайд 28

Экзамен для выпускника
Экзамен для

Слайд 29День Земли

День Земли

Слайд 30КВН: «Ашки»или «Бшки»?

КВН: «Ашки»или «Бшки»?

Слайд 31Биологическая игра «Нити жизни»

Биологическая игра  «Нити жизни»

Слайд 32Конкурс «Ботаник» победил 6 б

Конкурс «Ботаник» победил 6 б

Слайд 33Мой первый исследовательский проект


Мой первый исследовательский проект

Слайд 34Первая победа

Первая победа

Слайд 36 Лагерь

отдыха
Лагерь отдыха

Слайд 37Озеленение территории школы

Озеленение территории школы

Слайд 38Санитарный день

Санитарный день

Слайд 39
СПАСИБО!

СПАСИБО!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть