Слайд 1«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование технологий развивающего
обучения.»
Слайд 2Совершенствование школьного естественнонаучного образования предусматривает поиск таких путей и форм работы
с учащимися, которые формируют у них навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, умения осуществлять такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнивание, аналогия и др. В социальном заказе школе родители и дети ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, обучение общению, подготовку к жизни в условиях рыночных отношений, развитие интеллектуальных способностей.
Слайд 3Использование технологий развивающего обучения позволит разбудить в каждом ученике природную любознательность,
сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся. А тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили.
Слайд 4Под развивающим обучением в современной психолого-педагогической литературе понимается новый, активно-деятельностный способ
обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Слайд 5Важнейшим условием развития познавательной активности учащихся являются глубоко продуманный отбор методов,
приемов, форм работы, основанных на технологиях развивающего обучения.
В своей практической работе использовала элементы проблемного обучения, групповые формы работы, игровые технологии, проектно- исследовательскую деятельность.
Остановлюсь на характеристике содержания моей практической работы. Самым удачным в плане реализаций идей развивающего обучения является проблемное обучение.
Слайд 6В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся мною использовались
различные способы создания проблемной ситуации:
1. Индуктивный, аналитико-синтетический способ. Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» (7 кл.) учащиеся из рассказа узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867 г. русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника - самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести?
Слайд 7Лишайник — это живой организм, образованный симбиозом гриба и водоросли
Слайд 83. Постановка проблемного вопроса. Этот прием используется тогда, когда для решения
проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.
Примеры заданий:
Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина? (Работа мышц, 8 кл.)
Слайд 9ОТВЕТ:
Всё просто. .
спина совершает статическую работу, руки - динамическую
спина не расслабляется
и в мышцах накапливается молочная кислота, т. к. при статической работе затруднён её вывод из мышц. АТФ не восполняется в полной мере и наступает утомление. . руки устают меньше, т. к. продукты распада удаляются своевременно.
Когда вы стираете, верхняя часть смещена относительно центра массы вашего тела и для удержания веса нужно напрягаться мышам спины. Естественно, что спина устает. Поэтому, выходит так, что мышцы спины в постоянном напряжении находятся, а вот руки в переменном, и выходит что из-за этого спина устает больше, нежели руки).
Слайд 10Считаю, что постановка перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач
формирует у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения.
При решении проблемной ситуации значимую роль играет момент использования биологических задач, с целью развития познавательной активности обучаемых, позволяющих не давать знания в готовом виде, а учить самостоятельно их добывать. В своей практической работе учителя биологии использую следующие типы задач:
Слайд 111. Задача, помогающая устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача : Когда
берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?
2. Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача : Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.
Слайд 12ОТВЕТ:
Потому, что кровь в вену поступает, а обратно не оттекает.
Утром рост
человека всегда больше чем вечером. Когда человек спит, его мышцы и позвоночник расслаблены. А к концу дня позвонки сжимаются от нагрузки и рост становится меньше.
Слайд 13Сравнить и ответить на вопрос: болит ли спина у млекопитающих?
Слайд 14Развитию познавательной активности способствует использование на уроках биологии заданий по построению
схем, работе с таблицами. Например: На основании изученного материала составьте таблицу:
«Основные признаки классов.»
Слайд 15Заключение:
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные
усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология.