Слайд 1Урок: «Строение и функции мочевыделительной системы»
Биология 8 класс
Учитель биологии
Рыльцева О.Н.
Новодонецкая ОШ
Слайд 2СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ:
- повторим эволюцию выделительной системы позвоночных животных.
- изучим
строение и функции органов мочевыделительной системы.
- узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.
- раскроем значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ.
- продолжим развивать умение самостоятельно работать с учебником,
составлять схемы, анализировать информацию, делать выводы.
- сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки
Слайд 4Вопросы:
- Что такое обмен веществ?
- Каковы конечные продукты обмена веществ?
- Какие
органы выполняют выделительную функцию?
- Как удаляются из организма азотосодержащие конечные продукты распада белков?
- Как удаляется из организма углекислый газ?
- Как удаляются из организма остатки непереваренной пищи?
Слайд 5ЗНАЧЕНИЕ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК
Проблемная задача:
Осмыслите факты: а) в клетках человека
беспрерывно происходит энергетический обмен; б) при нарушении работы обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.
Объясните: а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие ядовитые вещества в организм из окружающей среды не поступали; б) какую функцию выполняют почки.
Выскажите свое мнение.
Слайд 6ФУНКЦИИ ПОЧЕК
- Экскреторная функция ( образование и выделение мочи)
- Инкреторная функция
(участвует в обмене веществ, синтезирует белки)
- Гомеостатическая функция (поддерживает постоянство внутренней среды организма)
Слайд 7СТРОЕНИЕ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Ответьте на вопрос: Почему почки можно назвать сложным биологическим
фильтром?
Задача: Какое строение и местоположение должны
иметь почки в соответствии с выполняемыми функциями?
Слайд 9СТРОЕНИЕ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Задание:
Вставьте в тексте необходимые по смыслу слова.
Текст: «У человека
… почки. Расположены они на уровне … , с обеих сторон … .На правую почку «давит» такой «гигант» как …, поэтому она на 1-1,5 см. ниже левой. По форме почка напоминает … . … почки -150 г., длина -10-12см., ширина -5-6см...Примерно каждые 7с. из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. … - трубочки длиной 30см., 4-7мм. в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь … орган, … 400 - 500мл..
Слова: Объемом, две, боб, мочеточники, печень, поясницы, непарный, позвоночника, масса.
Слайд 10СТРОЕНИЕ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Текст: «У человека две почки. Расположены они на уровне
поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1-1,5 см. ниже левой. По форме почка напоминает боб. Масса почки -150 г., длина -10-12см., ширина -5-6см...Примерно каждые 7с. из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. Мочеточники - трубочки длиной 30см., 4-7мм. в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь непарный орган, объемом 400 -500мл.
Слайд 12СТРОЕНИЕ ПОЧКИ
Вопросы:
-Какое значение имеет для работы почек их обильное кровоснабжение?
-Какой путь
может проходить жидкость по почечному канальцу?
Проблемная задача:
«Почему можно образно сказать, что почки предохраняют клетки организма от наводнения?»
Задание:
Куда попадает моча из собирательной трубочки?
Расположите органы в нужной последовательности:
1.Мочевой пузырь 3.Лоханка 5.Мочеиспускательный
2.Мочеточники 4. Почечные чашечки канал.
Слайд 14МОЧЕОБРАЗОВАНИЕ
Проблемная задача:
«О постоянстве внутренней среды, как необходимом условии существования организма, писал
ещё в прошлом веке французский физиолог К.Барнар: «Если бы продукты распада не удалялись из внутренней среды, то клетки погибли бы от нарушения её состава».
Итак, мы видим как бы противоречие: с одной стороны, существует непрерывная изменчивость внутренней среды, а с другой — для жизни необходимо её постоянство. Где же выход из этого противоречия? Дайте ответ.»
Слайд 15СРАНИТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ КРОВЯНОЙ ПЛАЗМЫ,
ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ МОЧИ В %
Слайд 16РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ ПОЧЕК
Проблемная задача:
На работу почек влияют различные раздражения.
Так, при
сильных болевых раздражениях мочеотделение уменьшается.
Назовите причины уменьшения мочеотделения.
Слайд 17РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ ПОЧЕК
Нервная
Гуморальная Авторегуляция
(нервные импульсы) (гормоны)
-симпатическая н.с. гормон вазопрессин
уменьшает объем мочи; уменьшает объем
-парасимпатическая н.с. мочи
увеличивает объем мочи;
-кора головного мозга –
контроль мочеиспускания
Слайд 18ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Задание:
Замкни логическую цепочку недостающим звеном, укажи логическую связь.
-Гомеостатическая, инкреторная, …
-Почки, мочеточники,
…
-Корковый слой, мозговой слой, …
-Гуморальная, нервная, …
-Ангина, охлаждение, ...
Слайд 19Ответ:
Замкни логическую цепочку недостающим звеном, укажи логическую связь.
-Гомеостатическая, инкреторная, экскреторная -
функции
-Почки, мочеточники, мочевой пузырь - органы мочевыделительной системы
-Корковый слой, мозговой слой, лоханка - строение почки
-Гуморальная, нервная, авторегуляция - регуляция
-Ангина, охлаждение, алкоголь - причины заболевания почек
Слайд 20Используя знания полученные на уроке, объясните содержание стихотворения
Они как два больших
боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Мы с молода должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
Слайд 21Домашнее задание:
Параграф 53
Вопросы, таблица, рисунок на стр.195
Работа с терминами