Слайд 2Работа с текстом
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида,
длительное время населяющих общую территорию.2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой.3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.
Слайд 3Работа с текстом.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции является плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей класса. 4. Популяция – элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
Слайд 4Работа с текстом
1. Мутация – это изменение генетического кода. 2. Они
приводят к изменению генотипа. 3. У животных мутации, возникающие в соматических клетках, передаются следующим поколениям. 4. Если мутации затрагивают гаметы, то они передаются по наследству. 5. Частота мутаций одинакова у разных видов организмов.
Слайд 5Работа с текстом
1.Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную. 2.Наследственную изменчивость еще
называют генотипической. 3.Наследственная изменчивость связана с реакцией фенотипа на изменение внешней среды.4. Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, последняя контролируется генотипом. 5. Ч.Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной.
Слайд 6Задания С1 (ботаника)
Известно, что опытным путем на свету трудно обнаружить дыхание
растений. Объясните, почему.
Слайд 7С1 (ботаника)
В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода
уменьшается. Объясните, почему.
Слайд 8С1 (ботаника)
Многие представители семейства Розоцветные имеют плод – костянку. Какие особенности
строения плода обеспечивают распространение этих растений?
Слайд 9С1 (ботаника)
Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие
два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.
Слайд 10С1 (ботаника)
Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют
их всхожесть. Объясните, зачем и как это делают.
Слайд 11С1 (человек)
При экспериментальном исследовании для проверки вкусовых ощущений человеку были предложены
две таблетки со сладким и горьким вкусом. Вкусовые ощущения при сильном волнении были ослаблены по сравнению со спокойным состоянием. Объясните, почему.
Слайд 12С1 (человек)
Почему, курение особенно опасно для работы сердечно-сосудистой системы?
Слайд 13С1 (человек)
Какие отрицательные последствия для здоровья человека может иметь использование ядохимикатов
для борьбы с колорадским жуком?
Слайд 14С1 (человек)
Объясните, как влияет курение табака на состав крови. Укажите не
менее двух причин.
Слайд 15С1 - экология
Почему на верховых болотах с холодной водой обитают некоторые
засухоустойчивые и насекомоядные растения?
Слайд 16
Ответ:
Низкая температура воды препятствует ее поступлению в корни, поэтому здесь могут
обитать засухоустойчивые растения;
Болотные почвы бедны особенно азотными соединениями, поэтому некоторые растения используют хищничество и получают соединения азота из насекомых.
Слайд 17С3- человек.
Каковы особенности строения скелета человека в связи с прямохождением? Приведите
не менее 4 особенностей.
Слайд 18Ответ должен включать не менее 4 аргументов.
1. Изгибы позвоночника, S-образная форма;
2.
Свод стопы;
3. Тела позвонков увеличиваются в размерах и массе от шейного к крестцовому;
4. Грудная клетка плоская и широкая;
5. Таз широкий, в виде чаши.
Слайд 19С3- человек.
Какие особенности строения сустава делают его подвижным и уменьшает трение
между костями?
Слайд 20Элементы ответа:
Подвижность сустава обеспечивается:
Формой поверхностей костей, соответствием суставной впадины и головки
костей,
Слоем гладкого хряща на поверхностях костей,
Суставной жидкостью.
Слайд 21С4- эволюция
Как формируется в процессе эволюции приспособленность организмов к среде обитания?
Слайд 22Ответ должен содержать следующие элементы
Мутационная и комбинативная изменчивость создают материал для
естественного отбора;
Борьба за существование обостряет взаимоотношения особей в популяциях;
Естественный отбор сохраняет особи с полезными для них наследственными изменениями в конкретных условиях среды.
Слайд 23С4- эволюция
Какие признаки в строении тела являются общими только для человека
и человекообразных обезьян?
Слайд 24Элементы ответа:
Ногти, у других обезьян – когти,
Нет хвоста, наличие копчика,
Одинаковая зубная
система,
Лицо без волос, форма ушей одинаковая.
Слайд 25С4- экология
В состав биосферы входят атмосфера, литосфера, гидросфера. Объясните, где в
этих сферах проходят границы жизни, и чем они обусловлены.
Слайд 26С3- экология
Почему птицы, в отличие от пресмыкающихся, живут на Земле во
всех природных зонах – от Арктики до побережий Антарктиды? Ответ поясните.
Слайд 27С3- человек
Что такое поведение человека? Какие рефлексы лежат в его основе?
Ответ поясните.
Слайд 28Ответ должен содержать следующие элементы
Поведение человека – это сложный комплекс приспособительных
двигательных актов.
В основе лежат безусловные рефлексы, которые передаются по наследству от родителей.
В процессе жизни поведение человека обогащается условными рефлексами, приобретенными в результате обучения, опыта.
Слайд 29
Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне
крыльев. Назовите тип ее окраски, объясните ее значение, а также относительный характер приспособленности.
Слайд 30Задания 2011 года
С1
Объясните, почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки.
Слайд 31С1
Общая биология
При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы
было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия исходя из его функции.
Слайд 32С1.
Анатомия и общая биология
У людей с серповидно-клеточной анемией образуется аномальный гемоглобин,
что приводит к образованию измененных эритроцитов. О каком виде мутаций идет речь. Ответ обоснуйте.
Слайд 33С1
Общая биология
Биологическое окисление в организме человека сходно по химическому процессу с
сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие вещества окисляются в организме человека и какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов?
Слайд 34С1
Почему в ходе естественного отбора не выбраковываются все вредные генные мутации?
Каково значение этих мутаций для эволюции?
Слайд 35Ответ:
Многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяций в
гетерозиготных организмах;
При изменении условий внешней среды некоторые ранее вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными, и их носители получат преимущество в борьбе за существование, в результате которого может образоваться новый вид
Слайд 36С3.
В чем состоит роль слюны в пищеварении? Какие рефлексы обеспечивают слюноотделение
и при каких условиях?
Слайд 37С3
По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите
не менее трех признаков.
Слайд 38
Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Приведите не менее трех
признаков.
Слайд 39С3
Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в
природе.
Слайд 40С3.
В песчаных пустынях обитает большое количество пресмыкающихся, а земноводные там практически
отсутствуют. Объясните, почему.
Слайд 41С3
Объясните, какими преимуществами обладают общественные насекомые (пчелы, осы, муравьи) по сравнению
с одиночными. Приведите не менее трех примеров.
Слайд 42С3
Назовите не менее трех функций, которые выполняет скелет наземных позвоночных животных
Слайд 43С4
У позвоночных в процессе эволюции изменялся орган слуха. В какой последовательности
формировались его отделы у позвоночных животных различных классов?
Слайд 44С4
Объясните, почему нередко в природе непроточные пресные водоемы превращаются в болото.
Слайд 45С4
К каким глобальным изменениям на планете может привести массовое уничтожение лесов?
Приведите не менее трех примеров.
Слайд 46С4
Раскройте роль растений в историческом преобразовании биосферы. Приведите не менее четырех
значений.
Слайд 47С4
Почему расширение ареала вида считается признаком биологического прогресса? Приведите 3 доказательства.
Слайд 48С5
Как происходит преобразование энергии солнечного света в световой и темновой фазе
фотосинтеза в энергию химических связей глюкозы? Ответ поясните.
Слайд 49
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и
число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в метафазе мейоза 1 и метафазе мейоза 2. Объясните какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение число ДНК и хромосом
Слайд 50С5
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и
число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и анафазе мейоза 2. Объясните какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение число ДНК и хромосом.
Слайд 51
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и
число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в конце профазы мейоза 1 и в конце телофазы мейоза 1. Объясните какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение число ДНК и хромосом.
Слайд 52С6
У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над черной, а рогатость
(В) – над безрогостью. Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство ( по фен. и по генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Слайд 53
У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме
с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v).При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и метелку, все потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и метелками и 25% с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в 2 скрещиваниях. Составьте схему решения . Объясните результаты. Какой закон проявляется во втором случае?