Презентация, доклад по биологии на тему: Тренажёр 23-го задания ЕГЭ по биологии,4 часть (11 класс)

Содержание

1Назовите за­ро­ды­ше­вый листок за­ро­ды­ша позвоночного животного, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке цифрой 1. Какие типы тканей, ор­га­ны или части ор­га­нов формируются из него?

Слайд 1


Слайд 2
1
Назовите за­ро­ды­ше­вый листок за­ро­ды­ша позвоночного животного, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке цифрой

1. Какие типы тканей, ор­га­ны или части ор­га­нов формируются из него?
1Назовите за­ро­ды­ше­вый листок за­ро­ды­ша позвоночного животного, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке цифрой 1. Какие типы тканей, ор­га­ны или

Слайд 3
Ответ(1)
1) Циф­рой 1 на ри­сун­ке обозначена эктодерма.
2) Из эк­то­дер­мы образуются

нерв­ная система и ор­га­ны чувств, кож­ные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя пресмыкающихся, когти, железы), пе­ред­ний и зад­ний отделы пи­ще­ва­ри­тель­ной системы (ротовая по­лость и пер­вая треть пищевода, ко­неч­ный отдел пря­мой кишки), на­руж­ные жабры.
Ответ(1)1) Циф­рой 1 на ри­сун­ке обозначена эктодерма.2) Из эк­то­дер­мы образуются нерв­ная система и ор­га­ны чувств, кож­ные

Слайд 4
2
Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ

обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?
2Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у

Слайд 5
Ответ(2)
1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что

давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;
2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;
3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака.
 
Ответ(2)1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей

Слайд 6
3
Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая

и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.


3Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей

Слайд 7
Ответ(3)
1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка.
2) Клетка

на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.
3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.
Ответ(3)1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка.2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного

Слайд 8
4
Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами

1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?
4Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс

Слайд 9
Ответ(4)
1) Митохондрия.
2) 1 — внешняя мембрана, 2 — матрикс митохондрии, 3 — кристы,

внутренняя мембрана.
3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.
Ответ(4)1) Митохондрия.2) 1 — внешняя мембрана, 2 — матрикс митохондрии, 3 — кристы, внутренняя мембрана.3) Здесь идет энергетический процесс

Слайд 10
5
Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках.

Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?


5Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему

Слайд 11 
Ответ(5)
1) Тип и фаза деления: Мейоз — профаза1.
2) Процессы: кроссинговер, обмен

гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками между гомологичными (попарными) хромосомами.
3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно комбинативная изменчивость
 
 Ответ(5)1) Тип и фаза деления: Мейоз — профаза1.2) Процессы: кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками

Слайд 12
6
Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру

клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?


6Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие

Слайд 13
Ответ(6)
1) А — фагоцитоз (захват твердых частиц);

Б — пиноцитоз (захват капель жидкости);
2) Участвует – клеточная (плазматическая) мембрана;
3) Образовался фагоцитарный пузырек, который соединившись с лизосомой образует пищеварительную вакуоль — бактерия переварится (лизис — подвергнется расщеплению) — образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.
Ответ(6)1) А — фагоцитоз (захват твердых частиц);    Б — пиноцитоз (захват капель

Слайд 14
7
Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ

обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе?
7Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой

Слайд 15
Ответ(7)

1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза.
2) Обоснование: Митоз

— равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала, не произошло кроссинговера.
2) Нити веретена сокращаются и приводят к разрыву хроматид в районе центромеры. Во время анафазы составляющие каждую хромосому хроматиды (или сестринские хромосомы) разъединяются и расходятся к противоположным полюсам клетки.
Ответ(7)1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза.2) Обоснование: Митоз — равномерное распределение между дочерними клетками

Слайд 16
8
Запишите на­зва­ния ча­стей жи­вот­ной клетки, ука­зан­ных на схеме.

В от­ве­те ука­жи­те номер части и её название, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.
8Запишите на­зва­ния ча­стей жи­вот­ной клетки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и

Слайд 17

Ответ(8)

1. пищеварительная вакуоль
2. цитоскелет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ микрофиламенты
3. мембрана
4. шероховатая

ЭПС или гра­ну­ляр­ная ЭПС
5. гладкая ЭПС
6. лизосома
7. ком­плекс Гольджи
8. рибосома
9. митохондрия
10. хроматин ИЛИ хромосома
11. ядро ИЛИ ядер­ный сок ИЛИ ядер­ный матрикс
12. ядрышко
Ответ(8)1. пищеварительная вакуоль2. цитоскелет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ микрофиламенты3. мембрана4. шероховатая ЭПС или гра­ну­ляр­ная ЭПС5. гладкая ЭПС6.

Слайд 18
9
Запишите на­зва­ния ча­стей рас­ти­тель­ной клетки, ука­зан­ных на схеме. В

от­ве­те ука­жи­те номер части и её название, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.
9Запишите на­зва­ния ча­стей рас­ти­тель­ной клетки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её

Слайд 19
Ответ(9)
1. хроматин ИЛИ хромосома
2. ядро ИЛИ ядер­ный мат­рикс ИЛИ ядер­ный

сок
3. яд­рыш­ко
4. глад­кая ЭПС
5. митохондрия
6. обо­лоч­ка ИЛИ кле­точ­ная стенка
7. тонопласт ИЛИ цен­траль­ная вакуоль
8.цитоскелет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ микрофиламенты
9. диктиосома (аппарат Гольджи)
10. плазмодесма
11. шероховатая ЭПС ИЛИ гра­ну­ляр­ная ЭПС
12. тиллакоиды ИЛИ граны
13. строма
14. хло­ро­пласт
15. мембрана
Ответ(9)1. хроматин ИЛИ хромосома2. ядро ИЛИ ядер­ный мат­рикс ИЛИ ядер­ный сок3. яд­рыш­ко4. глад­кая ЭПС5. митохондрия6. обо­лоч­ка

Слайд 20

10
Какая форма от­бо­ра представлена на рисунке?

По каким при­зна­кам производился отбор? Какую до­пол­ни­тель­ную информацию можно из­влечь из этого рисунка?
10Какая форма от­бо­ра представлена на рисунке? По каким при­зна­кам производился отбор? Какую

Слайд 21
Ответ(10)
1) По­ка­зан пример ис­кус­ствен­но­го отбора при вы­ве­де­нии пород го­лу­бей (павлиний

голубь).
2) Отбор про­из­во­дил­ся по форме хво­ста и раз­ме­ру зоба.
3) По­ро­да выводилась на про­тя­же­нии почти трёх веков.
Ответ(10)1) По­ка­зан пример ис­кус­ствен­но­го отбора при вы­ве­де­нии пород го­лу­бей (павлиний голубь).2) Отбор про­из­во­дил­ся по форме хво­ста

Слайд 22
11
Какое де­ле­ние и какая его фаза изоб­ра­же­ны на рисунке?

Ука­жи­те набор хро­мо­сом (n), число мо­ле­кул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.
11Какое де­ле­ние и какая его фаза изоб­ра­же­ны на рисунке? Ука­жи­те набор хро­мо­сом (n), число мо­ле­кул

Слайд 231) митоз
2) ме­та­фа­за — за­кан­чи­ва­ет­ся формирование ве­ре­те­на деления: хро­мо­со­мы выстраиваются по

эк­ва­то­ру клетки, об­ра­зу­ет­ся метафазная пластинка
3) Набор хро­мо­сом и число мо­ле­кул ДНК: 2n4c – в ин­тер­фа­зе в син­те­ти­че­ский период: про­ис­хо­дит удвоение (репликация, редупликация) ДНК.

Ответ(11)

1) митоз2) ме­та­фа­за — за­кан­чи­ва­ет­ся формирование ве­ре­те­на деления: хро­мо­со­мы выстраиваются по эк­ва­то­ру клетки, об­ра­зу­ет­ся метафазная пластинка3) Набор

Слайд 24
12
Рассмотрите вни­ма­тель­но ри­су­нок и от­веть­те на вопросы.
1. Что изоб­ра­же­но на

рисунке?
2. Каким ме­то­дом по­лу­че­но это изображение?
3. Какие пре­иму­ще­ства и не­до­стат­ки есть у этого ме­то­да по срав­не­нию с аль­тер­на­тив­ны­ми методами?

12Рассмотрите вни­ма­тель­но ри­су­нок и от­веть­те на вопросы.1. Что изоб­ра­же­но на рисунке?2. Каким ме­то­дом по­лу­че­но это изображение?3.

Слайд 25
Ответ(12)

1. На ри­сун­ке изображены клетки.
ИЛИ
На ри­сун­ке изображена мик­ро­фо­то­гра­фия клеток.
ИЛИ
На ри­сун­ке

изображена водоросль.
ИЛИ
любой иной вер­ный ответ.
2. Изоб­ра­же­ние получено ме­то­дом световой микроскопии.
3. Аль­тер­на­тив­ный метод – элек­трон­ная микроскопия. Све­то­вая микроскопия поз­во­ля­ет рассматривать живые объ­ек­ты и поз­во­ля­ет получать цвет­ные изображения, но раз­ре­ша­ю­щая способность у све­то­вой микроскопии го­раз­до меньше, чем у электронной.
Ответ(12)1. На ри­сун­ке изображены клетки.ИЛИНа ри­сун­ке изображена мик­ро­фо­то­гра­фия клеток.ИЛИНа ри­сун­ке изображена водоросль.ИЛИлюбой иной вер­ный ответ.2. Изоб­ра­же­ние

Слайд 26

13
Рассмотрите вни­ма­тель­но ри­су­нок и от­веть­те на вопросы.
1. Что изоб­ра­же­но на рисунке?
2.

Каким ме­то­дом по­лу­че­но это изображение?
3. Какие пре­иму­ще­ства и не­до­стат­ки есть у этого ме­то­да по срав­не­нию с аль­тер­на­тив­ны­ми методами?
13Рассмотрите вни­ма­тель­но ри­су­нок и от­веть­те на вопросы.1. Что изоб­ра­же­но на рисунке?2. Каким ме­то­дом по­лу­че­но это изображение?3. Какие

Слайд 27
1. На ри­сун­ке изображён фраг­мент клетки.
ИЛИ
На ри­сун­ке изображена элек­трон­ная микрофотография фраг­мен­та

клетки.
ИЛИ
любой иной вер­ный ответ.
2. Изоб­ра­же­ние получено ме­то­дом электронной микроскопии.
3. Аль­тер­на­тив­ный метод – све­то­вая микроскопия. Элек­трон­ная микроскопия не поз­во­ля­ет рассматривать живые объ­ек­ты и тре­бу­ет сложной под­го­тов­ки препарата, но зато имеет боль­шую разрешающую способность.

Ответ(13)

1. На ри­сун­ке изображён фраг­мент клетки.ИЛИНа ри­сун­ке изображена элек­трон­ная микрофотография фраг­мен­та клетки.ИЛИлюбой иной вер­ный ответ.2. Изоб­ра­же­ние получено

Слайд 28
14
Назовите за­ро­ды­ше­вый ли­сток по­зво­ноч­но­го животного, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке во­про­си­тель­ным знаком.

Какие типы тка­ней и си­сте­мы ор­га­нов фор­ми­ру­ют­ся из него?
14Назовите за­ро­ды­ше­вый ли­сток по­зво­ноч­но­го животного, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке во­про­си­тель­ным знаком. Какие типы тка­ней и си­сте­мы ор­га­нов

Слайд 29
Ответ(14)
1) сред­ний за­ро­ды­ше­вый ли­сток — мезодерма;
2) фор­ми­ру­ют­ся ткани: соединительная, мышечная;
3) фор­ми­ру­ют­ся

си­сте­мы органов: опорно-двигательная, кровеносная, выделительная, половая, кровь.
Ответ(14)1) сред­ний за­ро­ды­ше­вый ли­сток — мезодерма;2) фор­ми­ру­ют­ся ткани: соединительная, мышечная;3) фор­ми­ру­ют­ся си­сте­мы органов: опорно-двигательная, кровеносная, выделительная, половая,

Слайд 30
15
Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на рисунке? В чём за­клю­ча­ют­ся их сход­ство

и отличие? К каким до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сит­ся дан­ный пример? Ука­жи­те че­ты­ре критерия.
15Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на рисунке? В чём за­клю­ча­ют­ся их сход­ство и отличие? К каким до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции

Слайд 31
Ответ(15)
1) на ри­сун­ке изоб­ра­же­ны видоизмененные конечности: пла­ва­тель­ная ко­неч­ность птицы и

ро­ю­щая лапа крота;
2) сход­ство за­клю­ча­ет­ся в том, что это примеры органов видоизменившихся в связи с приспособлением к среде обитания;
3) раз­ли­чие за­клю­ча­ет­ся в том, что эти ко­неч­но­сти вы­пол­ня­ют разные функ­ции (плавание и рытье почвы) и образовались из разных конечностей (задняя и передняя);
4) этот при­мер от­но­сит­ся к сравнительно-анатомическим до­ка­за­тель­ствам эволюции: ноги водоплавающих птиц (с перепонкой) и бегающая нога страуса гомологичны; аналогично роющая конечность крота и хватательная передняя лапа обезьяны.
Ответ(15)1) на ри­сун­ке изоб­ра­же­ны видоизмененные конечности: пла­ва­тель­ная ко­неч­ность птицы и ро­ю­щая лапа крота;2) сход­ство за­клю­ча­ет­ся в

Слайд 32

16
Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на рисунке? В чём

за­клю­ча­ют­ся их сход­ство и отличие? К каким до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сит­ся дан­ный пример? Ука­жи­те че­ты­ре критерия.
16Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на рисунке? В чём за­клю­ча­ют­ся их сход­ство и отличие? К

Слайд 33
Ответ(16)
1) на ри­сун­ке изоб­ра­же­ны ко­рень и корневище;
2) это ана­ло­гич­ные органы,

вы­пол­ня­ю­щие сход­ные функ­ции (накопление пи­та­тель­ных ве­ществ и удер­жа­ние рас­те­ния в почве);
3) раз­ли­чие за­клю­ча­ет­ся в том, что эти ор­га­ны имеют раз­ное ло­ги­че­ское стро­е­ние и происхождение;
4) этот при­мер от­но­сит­ся к сравнительно-анатомическим до­ка­за­тель­ствам эволюции.
Ответ(16)1) на ри­сун­ке изоб­ра­же­ны ко­рень и корневище;2) это ана­ло­гич­ные органы, вы­пол­ня­ю­щие сход­ные функ­ции (накопление пи­та­тель­ных ве­ществ

Слайд 34

17
Схема стро­е­ния ка­ко­го ве­ще­ства изоб­ра­же­на на рисунке?

Какие раз­но­вид­но­сти этого ве­ще­ства существуют? В чём со­сто­ит его уча­стие в об­ме­не веществ?
17Схема стро­е­ния ка­ко­го ве­ще­ства изоб­ра­же­на на рисунке? Какие раз­но­вид­но­сти этого ве­ще­ства существуют? В

Слайд 35
Ответ(17)

1) На ри­сун­ке изображён нук­лео­тид РНК (рибонуклеотид).
2) Рибонуклеотид входит в

состав РНК (рибонуклеотид - мономер, РНК - полимер). РНК бы­ва­ет рибосомной, ин­фор­ма­ци­он­ной и транспортной.
3) РНК участ­ву­ет в био­син­те­зе бел­ков – в про­цес­сах тран­скрип­ции и трансляции.
 
Ответ(17)1) На ри­сун­ке изображён нук­лео­тид РНК (рибонуклеотид).2) Рибонуклеотид входит в состав РНК (рибонуклеотид - мономер, РНК

Слайд 36

18
Во время экс­пе­ри­мен­та учёный из­ме­рял ско­рость фо­то­син­те­за

в за­ви­си­мо­сти от света. Кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа и тем­пе­ра­ту­ру он под­дер­жи­вал постоянными. Объясните, по­че­му при по­вы­ше­нии ин­тен­сив­но­сти света ак­тив­ность фо­то­син­те­за сна­ча­ла растёт, но на­чи­ная с определённой ин­тен­сив­но­сти перестаёт расти и вы­хо­дит на плато (см. график).
18Во время экс­пе­ри­мен­та учёный из­ме­рял ско­рость фо­то­син­те­за в за­ви­си­мо­сти от света. Кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го

Слайд 37
Ответ(18)
1) в све­то­вой ста­дии фо­то­син­те­за энер­гия света пре­вра­ща­ет­ся в энер­гию

АТФ, ис­поль­зу­е­мую в тем­но­вой стадии;
2) соответственно, чем боль­ше света, тем боль­ше энер­гии и тем быст­рее идёт фотосинтез;
3) од­на­ко на­чи­ная с определённой ин­тен­сив­но­сти света уже так много, что быст­рее ско­рость фо­то­син­те­за быть не может, все белки ра­бо­та­ют с мак­си­маль­ной скоростью
Ответ(18)1) в све­то­вой ста­дии фо­то­син­те­за энер­гия света пре­вра­ща­ет­ся в энер­гию АТФ, ис­поль­зу­е­мую в тем­но­вой стадии;2) соответственно,

Слайд 38

19
Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой

1.
К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров, характерные для класса Млекопитающие.
19Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь

Слайд 39
Ответ(19)
1) На рисунке цифрой 1 обозначена схема ароморфоза (арогенеза).
2) Аро­мор­фоз

— про­грес­сив­ное эво­лю­ци­он­ное из­ме­не­ние стро­е­ния, при­во­дя­щее к об­ще­му по­вы­ше­нию уров­ня ор­га­ни­за­ции ор­га­низ­мов. (или, Аро­мор­фоз — это рас­ши­ре­ние жиз­нен­ных усло­вий, свя­зан­ное с услож­не­ни­ем ор­га­ни­за­ции и по­вы­ше­ни­ем жиз­не­де­я­тель­но­сти).
3) Пример ароморфоза у млекопитающих:
— воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие шёрст­но­го по­кро­ва;
— жи­во­рож­де­ние и за­бо­та о потом­стве;
— раз­ви­тие коры го­лов­но­го мозга;
— диф­фе­рен­ци­ров­ка зубов.
Ответ(19)1) На рисунке цифрой 1 обозначена схема ароморфоза (арогенеза).2) Аро­мор­фоз — про­грес­сив­ное эво­лю­ци­он­ное из­ме­не­ние стро­е­ния, при­во­дя­щее

Слайд 40

20
Определить, какой эволюционный процесс изображен на схеме,

что является движущими силами (факторами) данного процесса и какая форма естественного отбора
20Определить, какой эволюционный процесс изображен на схеме, что является движущими силами (факторами) данного

Слайд 41
Ответ(20)
1) Дивергенция, или расхождение признаков - разделение одной родоначальной формы

на несколько видов.
2) Основным движущим силам (факторам) эволюции являются: наследственность, наследственную изменчивость и естественный отбор.
Дивергентное образование видов происходит за счет обострения конкуренции между родственными формами за сходные условия существования.
3) Движущий отбор (действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), приводит к изменению признаков)
Ответ(20)1) Дивергенция, или расхождение признаков - разделение одной родоначальной формы на несколько видов.2) Основным движущим силам

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть