Слайд 1 «Роль человека в биосфере.
Глобальные экологические проблемы»
Геграева Фатима Биляловна
Учитель
биологии
МКОУ «СОШ им. А.Ю.Байсултанова» с.п. Яникой
Слайд 2Биологические (экологические) задачи:
1. Известен реальный исторический факт, когда завезённый в
Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано?
2. Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?
3. После вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Объясните, почему?
Слайд 3Составьте сказку на тип взаимоотношений организмов.
1. Филин обиделся и улетел
в другой лес
2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
3. Пришлось мужику мириться с филином.
4. Не стало пчёл - не опыляются травы, и их урожайность понизилась.
5. Худо стало мужику без мёда и молока.
6. Не стало филина- расплодились мыши
7. Мало стало травы - корова не даёт молока
8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!».
Слайд 6
В Нью-йоркском зоопарке есть клетка с пугающей надписью "Самое опасное животное
на земле". Толпы любопытных приходят, чтобы посмотреть на него, но… видят своё собственное отражение в зеркале на противоположной стене клетки. Горькая шутка, и в ней есть доля истины. Человек - разумнейшее существо, разрушает сам тот мир, в котором живет. Ни одно, даже самое свирепое животное не способно так разрушить мир.
Слайд 7
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее
полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В. Шефнер
Слайд 8
Академик В.И.Вернадский ввел новое понятие «ноосфера», что
означает «мыслящая оболочка», т.е. сфера разума. Он пришел к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека и от нее зависит сохранность равновесия биосферы.
Массированное воздействие на биосферу: ускорилась эрозия почв, произошли изменения климата, исчезли многие виды организмов, ухудшились пастбища, истощились возобновляемые и невозобновляемые природные запасы.
Слайд 9
Глобальная экологическая катастрофа – такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь
на ней становится невозможна. К ней ведут экологические проблемы, охватывающие весь земной шар.
Глобальные проблемы: загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя, загрязнение воды и почвы, кислотные дожди, смог, радиоактивное загрязнение.
Слайд 10Загрязнение атмосферы
Выбросы ТЭС, металлургических комбинатов и транспорта
содержат большое количество SO2, что приводит к выпадению кислотных дождей (диоксид серы растворяется в атмосферной влаге), которые угнетают растительность, ускоряют коррозию металла, разрушают строения.
Уничтоженный кислотными дождями хвойный лес – типичная картина деградации лесных массивов вокруг крупных промышленных районов Европы и Северной Америки. Ущерб от кислотных дождей в Западной Европе достигает 1,1 млрд. долларов ежегодно, несмотря на самую совершенную очистку газовых выбросов.
Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. При высокой концентрации газов, пыли во влажном воздухе в промышленных районах возникает ядовитый туман – смог.
Смог в Лондоне (5-9 декабря 1952 г.)
образовался в результате сжигания угля
и мазута. Погибло 4 тысячи человек.
Слайд 11Истощение озонового слоя
Озоновый слой — это тонкий газовый
слой в стратосфере (от 10 км и выше от поверхности Земли), который защищает поверхность Земли от разрушительного эффекта солнечных ультрафиолетовых лучей.
В середине 1970-х годов было обнаружено, что ряд полученных искусственным путем химических веществ разрушают атмосферный озоновый слой, приводя к его опасному утончению. Эта проблема привлекла всеобщее внимание мировой общественности, поскольку известно, что воздействие усилившейся ультрафиолетовой радиации вызывает рак кожи, катаракту глаз и способствует подавлению иммунной системы человека, а также наносит непредсказуемый ущерб растениям, водорослям, пищевым цепям и глобальной экосистеме.
Озоновая дыра над Антарктидой в 1979 и 2008 годах (данные НАСА)
Слайд 12Загрязнение воды
В настоящее время в мире осталось немного водоёмов, которые не
были бы загрязнены продуктами жизнедеятельности человека. Со сточными водами в реки попадают удобрения и пестициды с сельскохозяйственных земель. Также в них попадают воды из канализации и дренажных канав. Некоторые заводы сливают в реки и озера потоки грязной воды. Нитраты медленно, уже в течение многих лет, просачиваются через землю в русла рек или озер. Грязные сточные воды и удобрения попадают в озера и водохранилища и вызывают стремительный рост тины — водорослей, которые душат речную фауну и флору.
Слайд 13
Главными загрязнителями гидросферы на сегодняшний день являются нефть и нефтепродукты. В
воды мирового океана эти вещества проникают в результате крушения танкеров и регулярных сбросов сточных вод промышленными предприятиями.
Слайд 14Радиоактивное загрязнение
Проблема радиоактивного загрязнения возникла в 1945 г. после взрыва
атомных бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерного оружия, производимые в атмосфере, вызвали глобальное радиоактивное загрязнение.
Источниками радиоактивного загрязнения служат атомные взрывы, производство ядерного топлива, эксплуатация атомных судов, медицинское и научное оборудование, аварии на атомных электростанциях и предприятиях ( на«Маяке» в 1957 г., на Чернобыльской АЭС в 1986 г.). Повышение допустимых доз приводит к возникновению злокачественных новообразований, лейкемии и генетическим мутациям.
Слайд 15Загрязнение почвы.
Почвенный покров Земли представляет собой важнейший
компонент биосферы Земли. Именно почвенная
оболочка
определяет многие процессы, происходящие в биосфере.
Почти все загрязняющие вещества, которые первоначально
попали в атмосферу, в конечном итоге оказываются на
поверхности суши и воды. Оседающие аэрозоли могут
содержать ядовитые тяжелые металлы – свинец, ртуть,
медь, ванадий, кобальт, никель. Обычно они малоподвижны
и накапливаются в почве. Но в почву попадают с дождями
также кислоты. Соединяясь с ним, металлы могут переходить
в растворимые соединения, доступные растениям.
В растворимые формы переходят также вещества, постоянно
присутствующие в почве, что иногда приводит к гибели
растений.
Слайд 16Пути решения экологических проблем.
Создание безопасных производств (безотходных). Повторное использование отходов. Вторичная переработка.
Экологическая
экспертиза всех технических проектов. Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ.
Развитие природовосстановителъных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство).
Рациональное и полное использование ресурсов.
Восстановление лесов.
Разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий.
Использовать фильтры, малоотходные технологии.
Слайд 17Что может сделать один?
(закончить фразу)
1.Не покупай больше, чем
…
2.Одежду, которую мы уже не носим, можно ...
3.Не выбрасывай старые игрушки, книги ...
4.Пиши на обеих сторонах листа бумаги, береги ...
5. Старайтесь аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую …
6. Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для …
7.Старайтесь не пользоваться пенопластом, т.к. он практически … 9.Почини и исправь вещь, вместо того, чтобы ...
Слайд 18
Цель у нас одна: «Сохранить планету голубой и зеленой».
Мы с вами
выяснили основные виды загрязнителей, как бороться с ними. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Будем заботиться о земле, воде, животных, растениях, о том, что нас окружает.