Слайд 3Мышление – это:
Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность
обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Слайд 4Функции мышления
Установление всеобщих взаимосвязей
Обобщение свойств однородной группы явлений
Понимание сущности конкретного
явления
Решение проблем и задач
Слайд 5Виды мышления
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.
Они различаются по своему функциональному назначению, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.
Генетическая психология выделяет три вида мышления:
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Словесно-логическое.
Слайд 6Виды мышления
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается
в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.
Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Слайд 7Виды мышления
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций
с понятиями.
При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Слайд 8Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи,
основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.
Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.
Слайд 9Основные мыслительные операции
Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие
его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
Слайд 10Формы мышления
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения
предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
Слайд 11Этапы решения мыслительной задачи
Слайд 12Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные
качества мышления:
Слайд 13Составляющие продуктивности ума
Быстрота
Самостоятельность
Широта
Гибкость
Глубина
Критичность
Инициативность
Сообразительность
Слайд 14Качества мышления:
Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения
и реализовывать их в условиях дефицита времени.
Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности.
Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач.
Слайд 15Сознание – это отражение действительности в мозге человека.
Мышление – это обобщенное
и опосредованное познание действительности.
Слайд 16Сигнальные системы
Совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации
и ответную реакцию организма, называют сигнальной системой.
Слайд 17Речь – это озвученная мысль, свойственная только человеку
Основой для возникновения речи
является аппарат для образования звуков – голосовой.
В к.б.п. в левом полушарии три центра речи:
- слуховой (понимание)
- двигательный (произношение)
- зрительный ( понимание
письменной речи, чтение)
Слайд 18Функции речи (слова)
Условный раздражитель
Основа формирования понятий
Средство общения
Средство мышления:
- мышления осуществляется
в речевой форме,
- Мышление свойственно только человеку,
- Мышление формируется…
Слайд 19Типпе Дегре – родилась в Африке и росла среди львов
Слайд 21Бэби-Хоспитал
Найдена в 1978 на Сьерра-Леоне в стаде обезьян
Слайд 23В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию
закономерностей в окружающем мире.
Слайд 24
Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления.
Функции речи:
В общении:
Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств.
Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена.
В мышлении:
Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние.
Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.
Слайд 25Виды речи:
Внешняя
Общение между людьми при помощи разговора.
Внутренняя
Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер.
Устная
Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией
Слайд 26Письменная
Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа.
Аффективная
Нет замысла.
Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!».
Диалогическая
Речь при которой активны в равной степени все её участники.
Монологическая
Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).
Слайд 27Интеллект
Характерные черты:
1) Способность познавать окружающий мир.
2) Всеобщность (т.е. во всех видах
умственной деятельности).
3) Наследуемость (преимущественно).
Слайд 28Вопросы для самостоятельной работы
- Объясните значение мышления для развития личности.
-Ученику предложили
найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик?
-Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка.
Слайд 29Домашнее задание : по учебнику 8 класса
§62
Отвечать на вопросы по тексту
параграфов