Слайд 1Познавательные способности.
Домашнее задание:
стр. 248 – 252,
256 - 260
Слайд 3Познавательные процессы
Процессы чувственного познания:
ощущения;
восприятие;
внимание;
память;
воображение;
Процессы рационального познания:
мышление;
речь.
ВИДЫ ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 4Ощущение – простейший познавательный процесс, дающий представления об отдельных качествах предмета
Слайд 5Виды ощущений
Экстероцептивные ощущения доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира,
и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой.
Дистантные ощущения – это те, при которых раздражитель вызывает ощущения, действующие на органы чувств с некоторой дистанции. (Слуховые, Зрительные),
Контактные ощущения - это те, при которых воздействие, вызывающее ощущение, должно быть приложено непосредственно к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа (Осязательные, Вкусовые)
Интероцептивные ощущения - сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма.
Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и в первую очередь о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата.
Слайд 6ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций
и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
Слайд 7Восприятие пространства-необходимое условие ориентировки человека.
Восприятие времени – отражение объективной длительности,
скорости и последовательности явлений действительности.
Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.
ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ
Слайд 8Наблюдение -
- это целенаправленное восприятие, где строго определено, что
надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время.
Слайд 9Интеллект
Черты интеллекта:
Способность познавать, исследовать окружающий мир;
Всеобщность, присутствие во всех
видах деятельности;
Наследуемость (преимущественно), чаще всего наследуется от родителей, но окружающая среда и личные опыт тоже влияют на степень интеллекта, но в меньшей степени.
Слайд 10Категории интеллекта
Технические способности,
Общественные способности,
Умение пользоваться символами, буквами, обозначениями, а
так же научными понятиями,
Творческие способности,
Естественно-научные способности.
Способности – это внутренние психические особенности личности, которые позволяют наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность.
Тот кто может, но не хочет,
тот не сможет когда захочет.
Китайская мудрость.
Слайд 12Показатель интеллекта – показатель IQ
Меньше 70% - слабоумные люди (15% населения
планеты),
Средний уровень интеллекта – примерно 100% (у ¼ населения интеллект ниже 90%, у ¼ населения выше 110),
Блестящие способности – 130 – 140% (2% населения)
Тесты позволяют определить свой уровень интеллекта.
На работу мозга влияют:
Настроение, смена труда и отдыха,
рабочая обстановка, тишина.
Слайд 13Одарённость – это проявление способностей в раннем возрасте
Уильям Джеймс Сайдис был
самым известным вундеркиндом начала XX века. Его отец интересовался психопатологией, и, едва научившись говорить, Уильям стал объектом отцовских экспериментов. С раннего возраста Борис учил сына писать и читать, и в 1,5 года малыш уже мог прочитать газету The New York Times. К двум с половиной годам Уильям умел печатать на машинке по-английски и по-французски. В пять лет мальчик мог по памяти воспроизвести все часы отправления поездов по направлениям в сложном железнодорожном расписании.
Он стал самым молодым студентом в истории Гарварда: его приняли в университет в возрасте всего 11 лет. Про него говорили, что уже в 6 лет он знал восемь языков, а его IQ достигал фантастических 250-300 баллов
Слайд 14Одарённость – это проявление способностей в раннем возрасте.
ПУШКИН, в раннем
возрасте не представлявший ничего выдающегося и своей неповоротливостью и молчаливостью приводивший мать в отчаяние, на девятом году жизни пристрастился к чтению и перечитал чуть не всю библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей. В десять лет ПУШКИН написал на французском языке комедию и шуточную поэму.
ЛЕРМОНТОВ, родившийся болезненным и хилым мальчиком, в двенадцать лет написал стихотворение «К ГЕНИЮ», а в пятнадцать лет набросал первый очерк «Демона».
ВОЛЬФАНГ МОЦАРТ, гениальный композитор, трех лет от роду играл на клавесине. Четырех лет, еще не умея писать, он сочинял мотивы. В восемь лет он написал фортепьянный концерт. Двенадцати лет он сочинил первую оперу.
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ еще ребенком поражал всех своей любовью к музыке.
Знаменитый «художник моря» лучший русский маринист АЙВАЗОВСКИЙ, будучи мальчиком, обратил на себя внимание рисунками, которые он чертил на заборах.
Великий немецкий поэт ГЕТЕ, автор «Фауста», был рано развившимся ребенком. Еще до восьми лет он мог читать по-немецки, по-французски, по-итальянски, по-латыни и по-гречески.
Слайд 15Одарённость
Одарённый человек в одной области может быть совсем неприспособленный в другой
области.
И.П. Павлов был гениальный учёный, но совершенно не приспособлен к жизни в бытовых условиях.
Альберт Энштейн, показывал успехи в математике и латыни, но по другим предметам был среди отстающих, нисколько не переживая по этому поводу.
Американский изобретатель и бизнесмен Томас Эдисон запатентовал первое своё изобретение, когда ему был всего 21 год. Это был автоматический счётчик голосов. К концу жизни ему принадлежали больше тысячи патентов в США, Великобритании, Германии и Франции. Знай это школьный учитель Эдисона, он бы очень удивился: когда-то он признал маленького Томаса неспособным к обучению ребёнком.
Слайд 16Талант - выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности.
Слайд 17Гений - это человек, наделённый незаурядным умом и талантом, достигший непревзойдённых результатов
в какой-либо сфере деятельности.
Слайд 18Исаак Ньютон –
человек, который сделала сам себя.
Одному из «отцов» классической физики,
математику и астроному Исааку Ньютону в школьные годы было непросто. Слабый здоровьем мальчик первое время не радовал учителей и учился весьма посредственно, хотя и был одаренным.
Все изменилось после конфликта с одноклассником, когда маленький Исаак был сильно избит. Ньютон не хотел мириться с таким унижением и решил доказать, что он тоже силен — не физически, а интеллектуально.
Он стал серьезно налегать на учебу, усиленно заниматься математикой и техникой и быстро стал одним из лучших учеников в классе, а спустя несколько лет — гениальным ученым, без которого невозможно представить физику как целостную науку.