Слайд 1Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие»
Бондарчук Наталья
Витальевна
Казанское суворовское военное
училище
Слайд 2Что объединяет этих животных?
Слайд 3Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме тип «Членистоногие».
Задачи урока:
-
развивать умение анализировать,
сравнивать,
выделять существенные признаки,
уметь применять полученные знания на практике.
Слайд 4Эпиграф урока:
«Просто знать – ещё не всё, знания
нужно уметь использовать».
(И.В. Гете)
Слайд 5 В пятой книге И.Акимушкина из цикла «Мир животных» есть такие
слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике!
О ком написаны эти строки?
Слайд 6Отличительные черты классов
(Задание № 1)
«Ракообразные»
Тело ракообразных разделено на головогрудь и брюшко.
На голове расположены сложные глаза и две пары усиков. Ракообразные имеют 5 пар ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают жабры. Растут ракообразные только в период линьки.
Слайд 7«Насекомые»
Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове у
насекомых расположены сложные глаза и 1 пара усиков. Насекомые имеют одну или две пары крыльев и 3 пары ног. Тип ротового аппарата насекомых зависит от характера пищи. Функцию дыхания у насекомых осуществляют трахеи. Развитие у насекомых 2-х типов с полным и с неполным превращением.
Слайд 8«Паукообразные»
Тело пауков разделено на головогрудь и брюшко. На голове расположены 4
пары простых глаз. Все пауки на брюшке имеют паутинные бородавки. Паутина используется для строительства ловчей сети и яйцевого кокона. Пищеварение у пауков наружное. Дыхание пауков обеспечивают легочные мешки и трахеи. У пауков 4 пары ног.
Слайд 9Литература
1. Назовите сказку К.Чуковского, в которой все действующие лица относятся к
типу членистоногие.
2. К какому отряду относится главная героиня и её спаситель?
3. Определите систематическое положение всех насекомых из этой сказки.
(Задание № 2)
Слайд 10Исправьте ошибки классиков:
(Задание № 3)
Cтихотворение А. А. Фета «Бабочка»:
Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась, куда
спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
и вот - дышу.
Слайд 11Ошибка:
у бабочки не 2, а 4 крыла
Исправьте ошибки классиков:
(Задание №
3)
Cтихотворение А. А. Фета «Бабочка»:
Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась, куда
спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
и вот – дышу.
Слайд 12Басня И. А. Крылова
«Стрекоза и муравей»:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Слайд 13Басня И. А. Крылова
«Стрекоза и муравей»:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Ошибка:
Стрекозы не поют и не прыгают
Слайд 14«Перевод с русского на русский»
переведи знакомую пословицу с языка биологических терминов:
Приблизительно
20 г березовой смолы приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда Перепончатокрылые, находящийся в большой деревянной емкости.
Слайд 16Математика
Решите занимательную задачу: (Задание № 4)
Сильная пчелиная семья насчитывает 80
тысяч пчёл и собирает за сезон 150 кг мёда. Сколько мёда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами.
Слайд 17Решение:
1) 80 * 1\16 = 5 тыс. пчел - заняты другими
делами.
2) 80 - 5 = 75000 пчел добывают именно мед.
3) 150 кг : 75000 = 2 г или 0,002 кг (одна пчела)
Слайд 18Английский язык
Вспомните названия членистоногих на английском языке (Задание № 5)
Скорпион -
Рак, омар -
Краб –
Стрекоза –
Бабочка –
Таракан -
Паук –
Муха –
Муравей –
Пчела –
Насекомое -
Слайд 19Английский язык
Вспомните названия членистоногих на английском языке (Задание № 5)
Скорпион –
scorpion
Рак, омар – lobster
Краб - crab
Стрекоза – dragonfly
Бабочка – butterfly
Таракан - сосkroach
Паук – spider
Муха – fly
Муравей - аnt
Пчела - bee
Насекомое - Insects
Слайд 20Опишите пчелу медоносную,
используя только прилагательные
(не менее 5)
(Задание № 6)
Слайд 21Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова:
зачем? почему? сравни
(Работа в
парах: один придумывает, другой отвечает)
(Задание № 7)
Слайд 22Гимнастика для глаз
Игра: «Дрессированная муха»
Слайд 23
История
1. Своё имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого
великана, с которым имел дело хитроумный Одиссей. Как же он называется?
Слайд 24
История
1. Своё имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого
великана, с которым имел дело хитроумный Одиссей. Как же он называется?
Ответ: Циклоп
Слайд 252. Рассказы об этих паукообразных можно найти в мифах Древней Греции
и Египта. Его именем названо одно из зодиакальных созвездий. А у христиан это животное является типичным представителем «фауны» преисподней. Кто это?
Слайд 262. Рассказы об этих паукообразных можно найти в мифах Древней Греции
и Египта. Его именем названо одно из зодиакальных созвездий. А у христиан это животное является типичным представителем «фауны» преисподней. Кто это?
Слайд 273. «Около 100 лет тому назад при помощи этого насекомого у
шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П.И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало»
О каком насекомом идет речь?
Слайд 283. «Около 100 лет тому назад при помощи этого насекомого у
шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П.И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало»
О каком насекомом идет речь?
Слайд 29Физика
1. Каким образом водомерка передвигается по воде?
Слайд 302. Почему насекомые, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми,
а крупные животные гибнут?
Слайд 313.Прыгательные конечности кузнечика очень длинные. Почему?
Слайд 323. Каким образом возникает звук при стрекотании кузнечика, сверчка?
Слайд 333. Каким образом возникает звук при стрекотании кузнечика, сверчка?
Ответ:
Звук возникает
от трения ноги о крыло. На ноге у сверчка зазубринки, на крыле – зацепочки.
Слайд 34Биологические задачи
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое
время, для чего?
Слайд 352) Представьте себя врачом-анестезиологом (дающим пациенту наркоз). Вам необходимо усыпить стрекозу.
Продемонстрируйте как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?
Слайд 364) Объясните, почему, если раков обнаруживают в водоёме, это показатель экологической
чистоты данного водоёма?
Слайд 37Выдвигаем гипотезу:
Как вы думаете, что произойдёт, если
вдруг исчезнут все насекомые?
Слайд 38Выдвигаем гипотезу:
2. Вы являетесь хозяином пасеки, но в последнее время она
даёт в два раза меньше мёда, чем раньше. Предложите свои меры для увеличения производства мёда.
Слайд 39Членистоногие и военное дело
Какой представитель типа Членистоногие мог бы «служить» в
артиллерийских войсках?
Слайд 40Членистоногие и военное дело
Какой представитель типа Членистоногие мог бы «служить» в
артиллерийских войсках?
Ответ: жук-бомбардир
Слайд 412. На концах крыльев стрекозы имеются хитиновые утолщения. Какую роль они
играют при полете стрекозы? Где в авиации это используется?
Слайд 42Ответ: Такие утолщения предохраняют насекомое от вредных колебаний крыльев в полете.
При испытаниях современных самолетов часто случалось, что они разваливались из-за сильной вибрации крыльев - флаттера. Конструкторы устранили этот недостаток, укрепив на крыльях утяжеление (антифлаттер).
Слайд 433. Бабочка - обладатель высокого флотского звания
Слайд 443. Бабочка - обладатель высокого флотского звания
Ответ: адмирал
Слайд 454. Без какой стадии развития насекомого не может двигаться танк?
Слайд 464. Без какой стадии развития насекомого не может двигаться танк?
Слайд 47Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы о членистоногих. Что они обозначают?
Слайд 48Игра «Алфавит»
(называем представителей членистоногих по буквам алфавита)
Слайд 49Музыка
Какие членистоногие упоминаются в музыкальных произведениях?
Слайд 50Рефлексия
В маршрутном листе заполните анкету, закончив предложения:
Сегодня на уроке
Я узнал
…
Меня удивило …
Мне понравилось …
Лучше всего я запомнил …
Слайд 51Задание на самоподготовку:
Повторить конспект, параграфы 14-19;
Составить синквейн по теме «Членистоногие»