Слайд 1Тип урока: Урок открытия новых знаний
Слайд 2Цель: Сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой
природы.
Задачи: Воспитывающая - стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию.
Обучающая - раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).
Технологии: критическое мышление.
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), раздаточный материал.
Слайд 3Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать
умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Слайд 4Развитие критическое мышление как образовательная технология
вызов
смысловая стадия
рефлексия
Слайд 5 стадия- Вызов
На этой стадии происходит выявление первоначальных представлений учащихся
о теме обсуждения, активизации познавательной деятельности учеников, актуализацию собственного опыта, происходит настрой учащихся на тему урока, развивается интерес к ней, что является своеобразным мотивационным моментом. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?
Разложите каждое из чисел на разрядные слагаемые
Слайд 7Проблема:????
Что такое гриб? Почему их выделяют в отдельное царство?
Слайд 10Составьте кластер
(На какие виды делятся грибы?)
Слайд 11Грибы
Съедобные
Одноклеточные Многоклеточные
Ядовитые
Плесневые
Паразиты
Хищники
Слайд 122 СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.
Прием инсерт (Пометки на полях) Работа с текстом.
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки.
Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Слайд 13Грибы — это очень большая в природе группа живых организмов. В
биологии все богатство форм жизни делят на три царства – царство растений, царство грибов и царство животных. Так что грибы – это не растения и не животные. Грибы разнообразны по форме, размерам и функциям, которые они выполняют в окружающей природе. Несут они и роль санитаров, разлагая отмершие органические вещества, участвуют в переработке многочисленных отходов деятельности человека и производств.
С давних времен грибы используются в питании. Но всегда надо помнить, что употребление их должно быть осторожным. К тому же действие грибов на организм человека часто проявляется индивидуально.
Грибы в природе эпизодически мутируют, и даже ранее съедобный гриб может стать ядовитым, т. е. начать вырабатывать токсичные вещества – это происходит у разных грибов приблизительно в одном случае из десяти-ста тысяч. В этом случае самый опытный грибник не сможет отличить его от съедобного. Потому в пищу лучше употреблять специально выращенные грибы, избегая дикорастущие, и особенно в питании детей.
О грибах люди знали уже в далеком прошлом. В IV веке до нашей эры греческий ученый Теофраст упоминал в своих трудах о трюфелях, сморчках, шампиньонах. Спустя 5 веков римский натуралист Плиний тоже писал о грибах. Он первый пытался разделить грибы на полезные и вредные. Древние римляне хорошо знали, какой вред могут принести ядовитые грибы. Случалось, когда надо было удалить неугодного государственного деятеля, в древнем Риме подавали ему блюдо, обильно приправленное ядовитыми грибами.
Грибы — удивительные живые существа. У них нет ни корней, ни листьев, они не цветут и не дают обычных плодов с семенами. Размножаются они спорами, которые и несут те грибы, которые мы срываем с дерева-грибницы, располагающегося под землей.
Имеется очень много видов съедобных грибов. Наиболее известны белые, подосиновики, подберезовики, маслята, грузди, рыжики, лисички, сыроежки, опята. Менее известные — козляки, моховики, желтые подгрузди, белянки, серушки, валуи, чернушки, свинушки, горькуши. Все они объединяются в группу шляпочных, так как состоят из шляпки, ножки и пенька. К съедобным же относятся и грибы, которые отличаются по строению от шляпочных, — это строчки, сморчки и трюфели.
Слайд 14Признаки грибов
Питаются
Размножаются
Растут
Обмен веществ
Слайд 16Проблема:????
Что такое гриб? Почему их выделяют в отдельное царство?
Слайд 17Определите правильное или неправильное суждение
1. Все грибы растут в лесах
2.
Грибы не имеют хлоропластов и других пластид
3.Грибы имеют грибницу, состоящей из нитей.
4. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные
5. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество - хитин
6. Грибы - гетеротрофы
7. Грибы могут размножаться половым и бесполым путем
8. Из некоторых грибов получают лекарства
Слайд 18Прием Синквейн.
Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и
систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Слайд 19Стадия- Рефлексия
Прием «Древо познаний»
Форма организации работы учащихся: индивидуальная.
Предварительная работа: учитель готовит карточки трех
цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок и «развешивает» их на яблоне – древе знаний.
Слайд 20Домашнее задание
Всем:
Параграф №, вопросы
На выбор:
Написать сочинение на тему «Грибы –
это удивительное царство»
Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);
д) сказка собственного сочинения по теме урока.