Слайд 1Экологическое воспитание конкурентоспособной личности на уроках химии.
Учитель химии и биологии
Хабибуллина
Светлана
Александровна
МОУ «Шуманская ООШ» Высокогорского района Республики Татарстан
Слайд 2Цель экологического воспитания:
– это развитие и становление экологической культуры личности и
общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности России и в конечном счете – выживание всего человечества.
Слайд 3Задача экологического воспитания
- это формирования у учащихся экоцентрического сознания, для которого
характерно:
понимание «экологического императива» (правильно то, что не нарушает экологического равновесия в природе);
осознание, что все, созданное природой, имеет право на существование;
отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как это единая система.
Слайд 4Компетентностный подход в образовании
– это такой подход -при котором главной целью
является воспитание конкурентоспособной личности, при котором результат образования является значимым за пределами школы.
Слайд 5Конкурентоспособная личность
должна быть:
быть успешной, найти свое место в жизни;
добиться
успеха;
уметь общаться, быть коммуникабельным, мобильным;
быть лидером, умеющим убеждать и вести за собой,
осознавать значимость экологических знаний для дальнейшего выживания человечества.
Слайд 6
Как учитель химии я вижу свою задачу в том, чтобы вооружить
учащихся экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.
Хочу привести некоторые приемы, которые позволяют это сделать.
Слайд 7Использование видеофильмов.
Хорошо сделанный видеосюжет, учитывающий возрастные особенности, производит достаточно сильное
впечатление, а его обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или иной экологической проблемы.
Слайд 8Подготовка учащимися сообщений и рефератов.
предлагаю для работ интересные темы и
рекомендую дополнительную литературу. Важно отработать с учеником подачу материала: кратко, динамично, с использованием наглядности в виде рисунков, таблиц, диаграмм. Увеличивает эффективность восприятия преподаваемого материала введение элементов беседы, постановки проблемных вопросов по материалу, отраженному в реферате, ведь практически о любой экологической проблеме у учащихся есть какое-то представление, сложившееся под воздействием СМИ, других уроков.
А итог, который подводит готовивший реферат ученик, воспринимается после этого более осознанно.
Слайд 9Демонстрация рисунков и плакатов, выполненных учениками
- это хороший прием обратной
связи. Объясняю учащимся, что важно не столько качество исполнения, сколько правильность понимания проблемы, оригинальность ее интерпретации.
Слайд 11 Экологические исследования
опыты по изучению активности фермента амилазы в разных
средах и установлению кислотности осадков (снега) в разных участках поселка,
исследования ситуации по использованию табака, алкоголя, наркотиков вызывают немалый интерес у учащихся, учителей и родителей, побуждают к переосмыслению этой проблемы.
Слайд 13«Экологические минутки»
Для усиления эмоционального воздействия, чтобы сказанное запало в душу,
использую стихотворные строки:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
(Е. Евтушенко)
Слайд 14Постановка экологических спектаклей
Все дети – артисты: и маленькие и большие
с огромным удовольствием играют на сцене.
Это благодатная почва для экологического воспитания при достаточно большом выборе экологических сценариев, публикуемых в предметных журналах и газетах. Воспринятое чувствами экологическое знание остается в уме и сердце на долгие годы, может быть, на всю жизнь.
Слайд 15Решение задач на экологическую тему
Для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно
знать очень много: от того, как взаимодействуют со средой обитания отдельные организмы, до понимания общепланетарных связей живой природы и места в них человеческого общества.
В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманному воспитанию.
Слайд 16Круговорот кислорода в биосфере
В стратосфере на высоте 20-30 км находится
слой озона O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Казани в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного человека? (Ответ: 9,03?1025; 7,2 кг)
Слайд 17Межпредметные связи
Компетентностный подход учителя химии, при котором главной целью является воспитание
конкурентоспособной личности, на мой взгляд, отражает в себе формирование экологических, межпредметных и внутрипредметных знаний.