Слайд 1
Урок № 46
по дисциплине «Биология»
Тема урока:
«Биологический прогресс и биологический регресс»
Подготовила: преподаватель
Титова Е.В.
Слайд 2Цели урока:
1. Изучить главные направления органической эволюции: биологический прогресс и биологический
регресс.
2. Выявить главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
3. Определить влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции и сформулировать правила эволюции.
Слайд 3Проверка знаний:
1. Как называется процесс совершенствования каких-либо форм?
2. Что подразумевает
прогресс живых организмов?
3. Как вы считаете, существует ли направление, противоположное биологическому прогрессу?
4. Что же такое биологический регресс?
5. Как вы думаете, прогресс или регресс выгоден природе?
Слайд 4Ответы:
1. Как называется процесс совершенствования каких-либо форм? (Прогресс)
2. Что подразумевает прогресс
живых организмов?
(Возрастание приспособленности организма к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида).
3. Как вы считаете, существует ли направление, противоположное биологическому прогрессу? (Вымершие виды "Красная книга")
4. Что же такое биологический регресс?
(Это снижение уровня приспособленности к условиям обитания вследствие их изменения, уменьшение численности вида и площади видового ареала)
5. Как вы думаете, прогресс или регресс выгоден природе?
(Прогресс)
Слайд 5План урока
1. Главные направления органической эволюции: биологический прогресс и биологический регресс.
2.
Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
3. Соотношение главных путей органической эволюции.
4. Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.
Слайд 6 Успех в эволюции и пути его достижения. Этой проблеме посвящены
труды крупнейших советских ученых академиков А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена.
Слайд 17А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен установили два главных направления эволюции
Биологический прогресс:
1.
Увеличение численности особей вида.
2. Расширение ареала вида.
3. Образование новых популяций и систематических единиц.
Примеры:
- ареал зайца русака увеличивается, и за последнее 100 лет образовывалось 20 новых подвидов;
- нематоды (круглые черви) распространены в почве морской и пресной воде, являются паразитами растений, животных и человека;
- эволюция домового воробья, легко приспособился к обитанию в поселениях человека, расширил свой ареал, возникло много новых популяций.
Слайд 18
Биологический регресс:
1. Снижение числа особей вида.
2. Уменьшение ареала вида.
3. Уменьшение числа
видов, подвидов, популяций.
4. Ведет к вымиранию видов.
Примеры:
- хвощи и плауны (расцвет в карбоне);
- человек способствует регрессу промысловых животных: бобра, зубра и т.д.
- вследствие усиленного отстрела резко сократилось численность, и сузился ареал соболя
Слайд 19Деятельность человека
Под влиянием хозяйственной деятельности человека среда обитания живых существ изменяется
значительно, быстрее идут эволюционные изменения и формируются приспособления. Это приводит к сокращению:
1) численности видов.
2) сужению ареалов.
3) вымиранию ряда видов.
Слайд 20
Правила эволюции:
1. Правило необратимости эволюции. Группа организмов не может вернуться к прежнему
состоянию, то есть от современных видов не могут возникнуть их предковые формы.
2. Правило чередования основных направлений эволюции. Каждый новый ароморфоз дает толчок для развития многочисленных идиоадаптаций.
Слайд 21
Правила эволюции:
3. Правило прогрессирующей специализа-ции.
Группа, вступившая на путь специали-зации, как правило, в
дальнейшем развити будет идти по пути все более глубоко-го приспособления к более узким условиям существования.
Например, если одна из групп позвоночных приобрела приспособления к полету (птицы), то на последующем этапе эволюции это направление сохраняется и усиливается.
Слайд 23Используемые Интернет источники
1. https://www.yandex.ru/yandsearch?text=википедия%2
2.https://yandex.ru/images/search?text=фото%20шмальгаузена&
3. https://yandex.ru/images/search?text=фото%20северцова
4. https://yandex.ru/images/search?text=рефлексия
Используемая литература:
1. Биология: учеб. для начальных
и средних проф.учебных заведений, под ред. д-ра биол.наук, проф. В.М.Константинова, М.: Академия, 2012.- с 199-205