Слайд 1Особенности организации кольчатых червей
Смирнова М.Л.
Учитель биологии
МБОУ Лужайской ООШ
Повторение ранее
изученного материала;
Изучение нового материала;
Закрепление нового материала;
Подведение итогов
Слайд 2Цель урока
продолжить знакомство учащихся с многообразием многоклеточных животных; выявить усложнение организации
кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными
Слайд 3Задачи
Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения кольчатых червей;
Определить
усложнение внутренней организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями;
Познакомиться с многообразием кольчатых червей; выяснить их роль в природе и жизни человека;
продолжить формировать умения работать с раздаточным материалом, выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;
воспитывать бережное отношение к природе, к червям, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе;
воспитывать ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
Слайд 4План урока
Повторение ранее изученного материала;
Изучение нового материала;
Закрепление нового материала;
Подведение итогов
Слайд 5Загадка
В земле всю жизнь свою живёт,
Там он и ест, он
там и пьёт.
Как только дождик выпадает,
Он наружу выползает.
Слайд 6Ключи и критерии ответа
Ключ к тесту: базовый уровень
0-3 ошибки –
«4»
4-6 ошибок – «3»
7-10 ошибок - «2»
Повышенный уровень – 1 – б, г, д; 2 – а, б, г; 3 – б; 4 – в.
0-1 ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибок – «3»
Слайд 7Проблемный вопрос
В чем заключается усложнение организации кольчатых червей в сравнении с
ранее изученными животными?
Слайд 8Чарльз Дарвин, 1881 год
“Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее
значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями, и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место”.
Слайд 9Познавательная задача
Дождевые черви живут в земле, выкапывая длинные трубчатые ходы, куда
они затаскивают различные органические остатки с поверхности. Питаются черви разлагающимися органическими веществами. Непереваренные остатки пищи, содержат в себе много измельченных земляных частиц и откладываются ими на поверхности земли. На одном гектаре земли может жить до 4 млн. дождевых червей. За сутки одно животное перерабатывает около 0,5 грамма почвы.
Рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывается червями на 1 гектаре земли
2 тонны
Слайд 10Вывод
Тип Кольчатые черви получил свое название за характерное членистое строение
тела. Тип характеризуется более прогрессивными чертами организации, так как его представители имеют вторичную полость тела и замкнутую кровеносную систему. Кольчатые занимают разнообразные среды жизни и играют большую роль в природных экосистемах, особенно в почвообразовании
Слайд 11Памятник червю
Есть памятник собаке,
Есть памятник лягушке,
Коту и обезьянам
И даже голубям,
Бизону, долгоносику
И
лоцману – дельфину,
Но не найдете памятник
Вы дождевым червям.
Ну, почему вы помните
Про комара кусачего,
Про зайца длинноухого, про синего кита.
Вы их увековечили…
ЧЕРВЯМ поставьте памятник!
Чтоб знало человечество ,
На ком стоит Земля!
http://wormsmuseum.narod.ru/
Слайд 12Музей дождевого червя
Образ жизни и разнообразие дождевых червей
Дождевые черви - подземные
архитекторы
О размножении, любви и потомстве
Дождевые черви в городе
Великие созидатели почвы. Органическое земледелие.
Враги дождевых червей
Дождевые черви - домашние животные
Двухвостик (наблюдения за двухвостым червем)
Чарльз Дарвин и дождевые черви
Слайд 13Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было нелегко…
Я понял, что…
Мне понравились задания…
Я научился…
Меня
удивило…
Слайд 14Домашнее задание
Обязательная часть:
Стр. 125 – 127 (до раздела «Класс Многощетинковые черви»)
– пересказ
Вопросы 1-7 на стр. 131
На выбор:
1) подумайте, что бы вы изобразили на памятнике дождевому червю;
2) подготовить тесты по теме «Тип Кольчатые черви» (3-5 вопросов);
3) составить синквейн по теме «Тип Кольчатые черви»;
4) подготовить для одноклассников виртуальную экскурсию по Музею дождевого червя (2-3 мин.) http://wormsmuseum.narod.ru/
Слайд 15Мои биологические исследования
Задание на лето (выполняется по желанию)
В трехлитровую банку насыпьте
промытого песка без примесей глины и песка
В банку поместите 5-10 дождевых червей и кормите их вареным картофелем, опавшими листьями, белым хлебом, смоченным в молоке (корм надо класть на поверхность песка)
Наблюдайте за образованием перегнойного слоя и через 1,5 – 2 месяца измерьте его толщину
Сделайте вывод о роли дождевых червей в образовании плодородного слоя почвы.