Слайд 1Урок-обобщение по теме: «Водоросли».
Биология,7 класс
Подготовила:
учитель биологии
Белоногова Ирина Анатольевна
Слайд 2Эпиграф к уроку:
?
Подводные висячие сады выполняют функцию единственной житницы океана, без которой жизнь в нём была бы невозможной.
(Б. Сергеев)
Слайд 4ЦЕЛЬ УРОКА:
Систематизировать и обобщить знания учащихся о водорослях как особой группе
растительных организмов.
Слайд 5Актуализация знаний
Назовите царства живой природы?
На какие подцарства делится царство растений?
К
какой группе относят водоросли и почему?
Слайд 7Слова – перевертыши
фор – хром - ато
зо – ды –
и - ри
ще – ви – сло – е
спо – зо – о – ры
Слайд 8Проверь себя
«фор – хром - ато» - хроматофор
«зо – ды
– и - ри» - ризоиды
«ще – ви – сло – е» - слоевище
«спо – зо – о – ры » - зооспоры
Слайд 9Биологический диктант
Альгология
Слоевище
Ризоиды
Светочуствительный глазок
Хроматофор
Хлорофилл
Фукоксантин
Фикоэритрин
Фикоцианин
Зооспоры
Конъюгация
Гаметы
Зигота
Спорофит
Гаметофит
Фитопланктон
Низшие растения
Слайд 10Какая водоросль изображена на рисунке?
Слайд 12Ответь на вопросы:
Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады?
Какие основные процессы жизнедеятельности
присущи хламидомонаде?
Какие водоросли человек использует для очистки воды?
На чем основан этот способ очистки?
Слайд 13 Схема бесполого размножения хламидомонады
Слайд 14Схема полового размножения хламидомонады
Слайд 16Конкурс – «Угадай-ка»
Живут в пресной и соленой воде, в почве,
на коре деревьев, и, даже, на снегу.
В водоемах живут на незначительной глубине, образуя фитопланктон.
Большинство из них могут передвигаться с помощью жгутиков.
Среди водорослей встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.
Некоторые виды этих водорослей могут окрашивать снег в зеленый или красный цвета.
Представитель этого отдела – водоросль Хлорелла, при космических полетах может обеспечивать космонавтов кислородом и питательными веществами.
Представитель отдела, хламидомонада, служит для очистки сточных вод.
В клетках преобладает пигмент зеленого цвета - хлорофилл.
Слайд 17Отдел Зеленые водоросли
Верхний ряд, слева направо: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус двуформенный,
вольвокс.
Нижний ряд, слева направо: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа, кладофора
Слайд 18Конкурс – «Угадай-ка»
1. Живут в мелководье и на глубине не
более 200 м преимущественно в морях тропического и субтропического поясов.
2. Слоевище имеет вид кустиков, ветвящихся нитей, реже пластинчатое или листовидное, до 2 м длиной.
3. Помимо хлорофилла содержат пигменты: фикоэритрины и фикоцианины.
4. Представитель этих водорослей – порфира используется в пищу.
5. Корм для овец в Норвегии.
6. Многие из этих водорослей служат сырьем для получения агар-агара, используемого в микробиологии и кондитерском деле.
7. Другое название этого отдела – Багрянки.
Слайд 19Красные водоросли
Верхний ряд, слева направо: ирландский мох, эндокладия колючая, порфира ланцетолистная,
гелидиум.
Нижний ряд, слева направо: пальмария обманчивая, гигартина, филлофора, полиневра
Слайд 20Конкурс – «Угадай-ка»
1. Живут на значительной глубине.
2. Служат убежищем для
морских животных.
3. Имеют воздухоносные полости, чтобы держать слоевище на плаву.
4. Имеют сильно расчлененный таллом, ризоиды.
5. Среди них – самые крупные в мире растения. Грушеносный макроцистис достигает длины от 150 до 300 м.
6. В приморских районах прибрежный ил, собираемые на берегу после шторма, используются как удобрение.
7. Заросли этих водорослей в Атлантическом океане образуют море без берегов – Саргассово море.
8. Представитель этих водорослей – ламинария богата йодом и используется человеком в пищу.
Слайд 21Бурые водоросли
Верхний ряд, слева направо: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис, саргассум.
Нижний
ряд, слева направо: ламинария, аналипус японский, пельвеция пучковатая, цистозейра
Слайд 22 Роль водорослей в природе:
В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый для дыхания.
Пища
для многих водных животных.
Приют для рыб и многих других водных животных.
Некоторые виды участвуют в почвообразовании.
Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).
Слайд 23 Роль водорослей в жизни и деятельности человека:
Являются продуктами питания для человека.
Используются
в качестве добавки к корму для скота.
В качестве удобрений.
Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).
Биологическая очистка сточных вод.
Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.
Слайд 24Вред, наносимый водорослями:
Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
Чрезмерное размножение
в водоемах вызывает гибель водных животных, т.к. продукты гниения водорослей ядовиты.
Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.
Слайд 25Игра «Верификатор»
Вопросы:
1. Водоросли это низшие растения.
2. Водоросли – организмы прокариоты.
3. Водоросли
могут быть одноклеточными и многоклеточными.
4. Бурые водоросли имеют органы.
5. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез.
6. По способу питания водоросли могут быть только автотрофами.
7. Размножение водорослей с помощью спор называется половым.
8. При половом размножении образуются гаметы.
9. Бесполое размножение происходит при благоприятных условиях среды.
10. Водоросли могут вступать в симбиотические отношения с другими организмами.
Слайд 26Проверь свои знания
Верные утверждения: 1,3,5,8,9,10.
Неверные утверждения: 2,4,6,7.
Слайд 27Составление синквейна
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка
– два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 28Домашнее задание
Создайте модель сайта о водорослях: подумайте, какие страницы могли бы
в нём быть, какую информацию следует на них разместить?
Представьте, что социальная сеть «В контакте» в группе «Биология» предложила вам разместить краткую заметку о значении водорослей. Подберите информацию для этой заметки, так, чтобы она была интересна и полезна для пользователей сети.
Слайд 29Спасибо за урок!
Всё течёт, всё меняется. Вода, поставленная в банке, со
временем зеленеет, потому что там развивается жизнь, и жизнь продолжается…