Презентация, доклад к практическому занятию по экологии по теме: Снег как экологический фактор

Содержание

Снег бывает разным:  Робким или страстным,  Ласковым, искристым,  Первым, чистым-чистым,  В синевы разводах,  В вихрях-хороводах,  С серебристым мехом,  С добрым детским смехом,  В валенках, со скрипом,  С лошадиным хрипом,  С бубенечным звоном  И с сердечным стоном, 

Слайд 1Угадай загадку
Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь

на ладонь.

Вился, вился белый рой, Сел на землю - стал горой.

Снег

Угадай загадкуОн пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь.Вился, вился

Слайд 3Снег бывает разным:  Робким или страстным,  Ласковым, искристым,  Первым, чистым-чистым,  В синевы разводах,  В вихрях-хороводах,  С серебристым

мехом,  С добрым детским смехом,  В валенках, со скрипом,  С лошадиным хрипом,  С бубенечным звоном  И с сердечным стоном,  С девичьим гаданьем,  Звёзд ночных мерцаньем,  Радостным и грустным  И как сахар вкусным! 
Снег бывает разным:  Робким или страстным,  Ласковым, искристым,  Первым, чистым-чистым,  В синевы разводах,  В вихрях-хороводах,  С серебристым

Слайд 4Снег как экологический фактор.
2014

Снег как экологический фактор.2014

Слайд 5Нивальный фактор
В европейской части России снеговой покров лежит более 100 дней

в году, а во многих местах Сибири - 250 дней и более, не менее половины всей нашей территории около полугода бывает покрыто слоем снега, к концу зимы в среднем слой снега достигает не менее 40 см высоты (на севере 100-140 см)

Нивальный факторВ европейской части России снеговой покров лежит более 100 дней в году, а во многих местах

Слайд 6Нивальный фактор
Таким образом, нетрудно представить себе, как велика роль этого фактора

в жизни природы. Настолько велика, что этот фактор получил особое название - "нивальный" фактор.

Нивальный факторТаким образом, нетрудно представить себе, как велика роль этого фактора в жизни природы. Настолько велика, что

Слайд 7Нивальный фактор

Нивальный фактор

Слайд 8Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда

Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда

Слайд 9Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и

замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы.
Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда,

Слайд 10Из-за структуры молекул воды между лучами кристалла возможны углы лишь в

60° и 120°. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок.
Из-за структуры молекул воды между лучами кристалла возможны углы лишь в 60° и 120°. Основной кристалл воды

Слайд 11Белый цвет происходит от заключённого в снежинке воздуха. Снежинки состоят на

95 % из воздуха, что обуславливает низкую плотность и сравнительно медленную скорость падения.
Белый цвет происходит от заключённого в снежинке воздуха. Снежинки состоят на 95 % из воздуха, что обуславливает низкую плотность и

Слайд 12Снег характеризуется разнообразными параметрами: толщиной покрова, количеством в нём воды, рассыпчатостью и

т. д.
Снег характеризуется разнообразными параметрами: толщиной покрова, количеством в нём воды, рассыпчатостью и т. д.

Слайд 13Вес снежинки – 2 – 4 мг.
Больше всего снега на планете,

когда кончается зима северного полушария, когда 19% поверхности планеты (15,2% в северном и 3,8 % в южном полушарии) белы от снега.
В это время его масса достигает 135 ∙ 1011 тонн.
Меньше же всего снега, когда кончается зима южного полушария и снег покрывает лишь 8,7% поверхности Земли.
Масса снега в это время почти в двое меньше – 74 ∙ 1011 тонн.

Cнег влияет на Землю своим весом.

Вес снежинки – 2 – 4 мг.Больше всего снега на планете, когда кончается зима северного полушария, когда

Слайд 14Снежное одеяло подобно громадному зеркалу. Оно отражает почти 95% солнечных лучей

обратно в космос (свободная от снега земля только 10-20% солнечной энергии).
Снег сильно влияет на баланс тепла всей планеты. Зимой гораздо холоднее именно от рожденного холодом снега.
Снежное покрывало, которое приятно считать теплым и которое действительно спасает от морозов растения и зверей, на самом деле – в масштабах всей Земли - очень холодное: оно изолирует от солнечных лучей колоссальные территории.

Снег влияет на тепловой баланс планеты, формируя климат.

Снежное одеяло подобно громадному зеркалу. Оно отражает почти 95% солнечных лучей обратно в космос (свободная от снега

Слайд 15При некоторой значительной высоте и определенной степени рыхлости снег является механическим

препятствием, затрудняющим передвижение животных

Снег затрудняет передвижение зверей.

При некоторой значительной высоте и определенной степени рыхлости снег является механическим препятствием, затрудняющим передвижение животных Снег затрудняет

Слайд 16Для полевки, землеройки, крота, овсянки или синицы передвижение по поверхности земли

уже заметно затруднено при вьпадении рыхлого снега глубиной 3-5 см
Для полевки, землеройки, крота, овсянки или синицы передвижение по поверхности земли уже заметно затруднено при вьпадении рыхлого

Слайд 17Снег глубиной 40-50 см создает большие затруднения в передвижении лисицы, волка,

косули, кабана.
Снег глубиной 40-50 см создает большие затруднения в передвижении лисицы, волка, косули, кабана.

Слайд 18Огромный лось легко бежит по рыхлому лесному снегу глубиной 40-50 см, слой

которого его копыта пробивают до земли.
Огромный лось легко бежит по рыхлому лесному снегу глубиной 40-50 см, слой которого его копыта пробивают до

Слайд 19По мере того как снег уплотняется от ветров и оттепелей, мелкие

и среднего размера животные: зайцы, лисы, волки, рыси получают ряд преимуществ по сравнению с крупными.
По мере того как снег уплотняется от ветров и оттепелей, мелкие и среднего размера животные: зайцы, лисы,

Слайд 20Копытные проламывают наст и ранят себе ноги.

Копытные проламывают наст и ранят себе ноги.

Слайд 21 Снег делает недоступной пищу,
расположенную на поверхности почвы.

Снег делает недоступной пищу, расположенную на поверхности почвы.

Слайд 22Снег изменяет защитные маскирующие свойства ландшафта, вызывает линьку.
Горностай
Заяц беляк
Песец
Куропатка


Снег изменяет защитные маскирующие свойства ландшафта, вызывает линьку.Горностай Заяц белякПесец Куропатка

Слайд 23Снег сохраняет повышенную температуру на поверхности почвы по сравнению с открытым

воздухом, защищает от низких температур и ветра.
Снег сохраняет повышенную температуру на поверхности почвы по сравнению с открытым воздухом, защищает от низких температур и

Слайд 24Под снегом от мороза прячутся:
мелкие животные: бурозубки, полевки, ласки
Глухари, куропатки

Под снегом от мороза прячутся: мелкие животные: бурозубки, полевки, ласкиГлухари, куропатки

Слайд 25При наличии свежей зелени, законсервированной холодом, создает условия, вполне благоприятные для

жизни некоторых видов.

У видов, питающихся грубыми кормами или семенами древесных пород, в морозные месяцы возобновляется прерванное осенью размножение.

При наличии свежей зелени, законсервированной холодом, создает условия, вполне благоприятные для жизни некоторых видов. У видов, питающихся

Слайд 26В снег ложатся зайцы, лисы, волки, косули.
Потеря тепла в этом

случае снижается на 50%.
В снег ложатся зайцы, лисы, волки, косули. Потеря тепла в этом случае снижается на 50%.

Слайд 27Бурые медведи на зиму устраиваются
в берлоге.

Бурые медведи на зиму устраиваются в берлоге.

Слайд 28Под снег от мороза прячутся
и белые медведи.

Под снег от мороза прячутся и белые медведи.

Слайд 29Птицы мигрируют ближе к жилью, где снегу меньше, чем в лесах.
Зимой

меняются повадки животных.
Птицы мигрируют ближе к жилью, где снегу меньше, чем в лесах.Зимой меняются повадки животных.

Слайд 30Копытные и грызуны меняют кормовую базу. Кормятся не наземными растениями, а

побегами и корой.

Копытные и грызуны меняют кормовую базу. Кормятся не наземными растениями, а побегами и корой.

Слайд 31Другие обнаруживают корм с помощью обоняния. Северный олень чует ягель на

глубине до 60 см, белка чует желуди - до 40 см.
Другие обнаруживают корм с помощью обоняния. Северный олень чует ягель на глубине до 60 см, белка чует

Слайд 32 Звери ходят по тропам и чужим следам – это не

только проще, но и запутываются следы.
Звери ходят по тропам и чужим следам – это не только проще, но и запутываются следы.

Слайд 33Хищные подкарауливают копытных и зайцев на тропах.

Хищные подкарауливают копытных и зайцев на тропах.

Слайд 34В лесу возникают временные симбиотические связи - более слабые животные ищут

пищу в местах охоты или кормежки более сильных видов, которые раскапывают снег.

Куропатки ищут пищу на пастбищах "тегрищах" оленей, кавказские индейки - на пастбищах туров, сойки и синицы на пастбищах косуль и кабанов, черные жаворонки на пастбищах домашнего скота.

В лесу возникают временные симбиотические связи - более слабые животные ищут пищу в местах охоты или кормежки

Слайд 35Малоснежные зимы неблагоприятны для кротов, землероек, мышевидных.
Для каких животных неблагоприятными
являются

малоснежные зимы?
Малоснежные зимы неблагоприятны для кротов, землероек, мышевидных.Для каких животных неблагоприятными являются малоснежные зимы?

Слайд 36Многоснежные зимы трудно пережить сайгакам, зайцам, птицам.
Для каких животных неблагоприятны
многоснежные

зимы?
Многоснежные зимы трудно пережить сайгакам, зайцам, птицам.Для каких животных неблагоприятны многоснежные зимы?

Слайд 37Практическая работа: Построение графика суточной динамики температуры снега

Практическая работа: Построение графика суточной динамики температуры снега

Слайд 38Задачи:
Научиться
измерять температуру снежного покрова при помощи термометра
фиксировать результаты исследований
определять

среднее значение полученных измерений
графически отображать результаты исследований
делать выводы на основании полученных результатов


Задачи:Научиться измерять температуру снежного покрова при помощи термометра фиксировать результаты исследованийопределять среднее значение полученных измеренийграфически отображать результаты

Слайд 39Какой прибор используется для определения температуры снежного покрова?
Термометр

Какой прибор используется для определения температуры снежного покрова?Термометр

Слайд 40Таблица: Результаты суточных измерений температуры снега в течение 1 недели.

Таблица: Результаты суточных измерений температуры снега в течение 1 недели.

Слайд 411. Рассчитайте среднее значение температуры для каждого часа. Для этого сумму

значений всех замеров разделите на количество замеров. Результаты впишите в таблицу.
1. Рассчитайте среднее значение температуры для каждого часа. Для этого сумму значений всех замеров разделите на количество

Слайд 422. Постройте график суточной динамики средних значений температуры в течение одной

недели. Для этого нарисуйте координатную плоскость. На оси ОХ обозначьте время. На оси ОУ – температуру. Точками на координатной плоскости обозначьте средние значения температур для каждого часа, соедините точки кривой.
2. Постройте график суточной динамики средних значений температуры в течение одной недели.  Для этого нарисуйте координатную

Слайд 453. Проанализируйте полученную кривую. Отметьте, какие значения температуры снега наблюдаются в

эксперименте (положительные или отрицательные), в какое время наблюдается максимальное и минимальное значения температур, опишите ход кривой, объясните, какие факторы могли повлиять на изменения средних значений температур в течение суток.
3. Проанализируйте полученную кривую. Отметьте, какие значения температуры снега наблюдаются в эксперименте (положительные или отрицательные), в какое

Слайд 47Занимательные задачи.
С неба звезды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Черная земля. Много-много

звездочек Тонких, как стекло; Звездочки холодные, А земле тепло!

Снежинки

Занимательные задачи.С неба звезды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Черная земля. Много-много звездочек Тонких,

Слайд 48Занимательные задачи.
Выпал снег чистейшей пробы, Из него везде …


сугробы
Эх, мягкая подушка, Да не

взять под ушко!
Занимательные задачи.Выпал снег чистейшей пробы, Из него везде …сугробыЭх, мягкая подушка, Да не взять под ушко!

Слайд 49Занимательные задачи.
И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт.
Не колючий,

светло-синий По кустам развешан …

иней

Занимательные задачи.И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт.Не колючий, светло-синий По кустам развешан …иней

Слайд 50Занимательные задачи.
Капель

Занимательные задачи.Капель

Слайд 51Занимательные задачи.
Если снег на крышах тает, То сестрицы вырастают. Эти зимние сестрёнки Холодны, прозрачны,

звонки, А растут макушкой вниз. Ты под них не становись!

Сосульки

Занимательные задачи.Если снег на крышах тает, То сестрицы вырастают. Эти зимние сестрёнки Холодны, прозрачны, звонки, А растут

Слайд 52Занимательные задачи.
В снег упал Алешка,
А за ним Сережка,
А

за ним Иринка,
А за ней Маринка
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?

5

Занимательные задачи.В снег упал Алешка, А за ним Сережка, А за ним Иринка, А за ней МаринкаА

Слайд 53Занимательные задачи.
Дождь, снег, осадки, иней, град
Найди

лишнее слово

Осадки

Занимательные задачи.Дождь,  снег,  осадки,  иней,  град Найди лишнее слово Осадки

Слайд 54Занимательные задачи.
  Что в огне не горит и в воде не

тонет?

Лед

Занимательные задачи.  Что в огне не горит и в воде не тонет?Лед

Слайд 55Занимательные задачи.
 Как можно воду в решете принести?

Занимательные задачи. Как можно воду в решете принести?

Слайд 56Занимательные задачи.
 Как найти прошлогодний снег?

Занимательные задачи. Как найти прошлогодний снег?

Слайд 57Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть