Слайд 1 Актуальные вопросы по подготовке к ОГЭ по биологии 2020
Задание
№30
МОАУ «Лицей №5» г. Оренбурга
учитель биологии ВКК
Бурашникова Т.П.
Слайд 2Задание №30
Решение учебных задач биологического содержания:
умение проводить качественные и
количественные расчёты;
умение делать выводы на основании полученных результатов;
умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания
Слайд 3Максимальный балл за выполнение задания –
3 балла.
Примерное время выполнения задания
22 мин.
Слайд 4Подготовка к составлению и анализу рационов питания (задание № 30)
должна
в обязательном порядке осуществляться при изучении обмена веществ в курсе «Человек и его здоровье», поскольку это настоящие практикоориентированные задания, формирующие умения, которые будут востребованы в течение жизни обучающихся.
Можно использовать таблицы, предлагаемые в заданиях ГИА, или взятые из других надежных литературных источников. Возможно обсуждение недостатков так называемого быстрого питания, сравнение диет.
Важно, чтобы учащимися был освоен смысл и алгоритм действий по составлению рациона.
Слайд 5Подготовка к составлению и анализу рационов питания (задание № 30)
Изменение
модели данного задания предусматривает
во-первых, использование новых таблиц питательной ценности блюд (прежде всего из школьной столовой),
во вторых, наличие трех, а не двух, как в 2019 году, вопросов, например:
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе
Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст
подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из
таких функций.
Приведенные в демонстрационном варианте КИМ ОГЭ критерии ответов к данному заданию не предусматривают развернутого логического рассуждения. Подготовка к выполнению обоснования правил здорового питания на основе понимания роли веществ и механизмов регуляции процессов жизнедеятельности требует особого внимания при изучении тем «Питание и пищеварение», «Обмен веществ», «Нейро-гуморальная регуляция».
Слайд 6В понедельник девятиклассник Василий посетил школьную столовую, где ему предложили на
обед следующее меню:
борщ из свежей капусты с картофелем,
два мясных биточка с гарниром из отварных макарон,
чай с сахаром и кусок ржаного хлеба.
Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Слайд 7 Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Слайд 8Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой
Слайд 9Расчёт энергетической ценности
Слайд 10Расчёт количества углеводов
Суточная потребность углеводов подростков 11-15 лет – 375 г.
(см. табл .2)
Василий за обедом потратил 111, 1 г.
375- 111,1 = 263, 9 или 264 г
Слайд 11Ответ
1. Энергетическая ценность обеда – 1048,1 ккал или 1048 ккал.
2. Необходимо дополнительно 263,9
г углеводов или 264 г
углеводов.
3. Энергетическая (углеводы являются источником энергии для жизнедеятельности организма).
ИЛИ строительная (углеводы входят в состав нуклеиновых кислот).
ИЛИ запасающая (гликоген запасается в печени и скелетных мышцах).
ИЛИ регуляторная (углеводы регулируют осмотическое давление крови).
ИЛИ рецепторная (образуют клеточные рецепторы).
Слайд 12
Пётр каждый вечер бегает трусцой в течение 1,5 часа. За
два часа до этого он плотно ужинают. Сегодня Пётр съел 200 г гречневой каши, 60 г сырокопченой колбасы, 50 г сыра, 25 г хлеба и чай с сахаром.
Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.
Какова энергетическая ценность ужина?
2) Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег?
3) Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?
Слайд 13Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,
на 100 г продукта
Слайд 14 Таблица 3
Энергозатраты при различных видах физической активности
Слайд 16Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег?
Бег трусцой –
9, 5 ккал/ мин.
Пётр бегал 1, 5 часа- 90 мин.
9,5 Х 90 = 855 ккал.
Калорийность ужина 901, 55 ккал.
ОТВЕТ: Калорийность ужина покроет энергетические затраты Петра на бег?
Слайд 17
Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?
Наиболее энергетически ценными веществами являются жиры.
При окислении 1 г жира выделяется 9,3 ккал.
Нужно запомнить, что
в 1 г белка содержится 4 ккал,
в 1 г углеводов тоже 4 ккал,
а в 1 г жира – целых 9 ккал.
Калорийность продуктов обычно рассчитывается на 100 г.
Слайд 18Павел решил поужинать в Макдональдсе. Он взял Чикен Фреш МакМаффин, маленькую
порцию картофеля фри и «кока-колу».
1) Каково количество жиров в ужине Павла?
2) Достаточно ли ккал потребил Павел во время ужина от суточной нормы, если за день с едой он получил 3100 ккал, что соответствует его возрасту?
3) Назовите одно из заболеваний, которые могут развиться при неограниченном потреблении фастфуда?
Слайд 201) Количество жиров в ужине рассчитывается как сумма количества жиров в
каждом из блюд: 15 г + 12 г + 0 г = 27 г.
2) Да. Согласно норме, ужин Павла должен был содержать 3100 ккал · 0,18 = 558 ккал. В ужине Павла содержится 355 ккал + 225 ккал + 170 ккал = 750 ккал, что значит, что Павел употребил достаточно калорий на ужин.
3) При неограниченном потреблении фастфуда может развиваться, например, ожирение.
Питание фастфудом является несбалансированным по содержанию питательных веществ, что вызывает нарушения в метаболизме.
Слайд 21Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института
она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, ответьте на вопросы.
1) Может ли Марина заказать Чикен Фреш МакМаффин, вафельный рожок и апельсиновый сок, чтобы не превысить затраты на тренировку?
2) Какое максимальное количество белков может содержать обед Марины, состоящий из трёх блюд и напитка?
3) На какие мономеры распадаются белки перед всасыванием в пищеварительном тракте?
Слайд 24Решение
1) Нет. Затраты на тренировку Марины составляют 6,5 ккал/мин · 95
мин = 617,5 ккал.
Если Марина закажет Чикен Фреш МакМаффин, вафельный рожок и апельсиновый сок, то количество килокалорий в обеде будет 355 ккал + 135 ккал + 225 ккал = 715 ккал, что больше чем затраты на тренировку.
2) Максимальное количество белков обед Марины будет содержать, если она закажет Двойной МакМаффин, омлет с ветчиной, Фреш МакМаффин и апельсиновый сок, и суммарно будет равно 39 г + 21 г + 19 г + 2 г = 81 г.
3) Перед всасыванием в пищеварительном тракте белки расщепляются на аминокислоты. Все белки состоят из 20 аминокислоты, которые соединены между собой пептидными связями.
Слайд 25Вопросы №3
Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?
Назовите одно из заболеваний,
которые могут развиться при неограниченном потреблении фастфуда?
Какие питательные вещества начинают расщепляться в желудке?
В желудке начинают расщепляться белки. Белки в желудке расщепляются под действием протеолитических ферментов, например, пепсина.
Как называется биосинтез гликогена из глюкозы?
Биосинтез гликогена из глюкозы называется гликогенез ИЛИ гликогеногенез. Гликогенез происходит в основном в клетках печени и скелетных мышцах.
На какие мономеры распадаются белки перед всасыванием в пищеварительном тракте?
Перед всасыванием в пищеварительном тракте белки расщепляются на аминокислоты. Все белки состоят из 20 аминокислоты, которые соединены между собой пептидными связями.
Назовите одну из функций белков?
Функции белков, например, — строительная (участвуют в образовании клеточных мембран, тканей) ИЛИ защитная (участвуют в иммунном ответе) ИЛИ ферментативная (катализируют биохимические реакции) и т. д
Слайд 26Вопросы №3
Чем определяется энергетическая ценность продуктов?
Энергетическая ценность продуктов определяется калориями ИЛИ
количеством калорий. Калории — это количество энергии, получаемой от пищи.
Нарушения в работе каких органов или систем органов вызывает недостаточное потребление жиров? Приведите один пример.
Недостаточное потребление жиров приводит к нарушениям в работе ЦНС ИЛИ почек ИЛИ кожи. Жиры являются составным структурными элементами клеточных мембран и миелиновых оболочек аксонов, поэтому они важны для нервной системы. Защитная и терморегуляторная функции жиров играют важную роль в функционировании кожи и внутренних органов таких как почки.
Назовите одну из функций жиров.
Функции жиров, например, структурная (входят в состав клеточных мембран) ИЛИ защитная (терморегуляция и защита внутренних органов) ИЛИ энергетическая (при окислении 1 г жира выделяется 9,3 ккал).
Назовите пример простых углеводов?
Примерами простых углеводов являются глюкоза (моносахарид) ИЛИ фруктоза (моносахарид) ИЛИ сахароза (дисахарид). Простыми или быстрыми углеводами называются те углеводы, которые быстро расщепляются и соответственно быстро повышают уровень сахара в крови. К ним относятся моносахариды и дисахариды
Слайд 28Источники информации
https://schoolotvety.ru/
https://www.google.com/
https://bio-oge.sdamgia.ru/