Слайд 1Популяции
Подготовила: Аминова Ф.Ф. учитель биологии МБОУ СОШ с.Карамалы муниципального р-на Иглинский
р-н РБ.
Слайд 2Задачи:
1.Сформировать у учащихся понятие «популяция»; выяснить структуру популяций, свойства, присущие популяциям,
их роли в живой природе; показать необходимость изучения популяций для решения актуальных практических задач.
2. Продолжить формирование у учащихся нетерпимости к потребительскому отношению к природе, нанесению ей ущерба.
3.Научить учащихся анализировать полученные знания, делать выводы, прогнозы на их основе.
Слайд 3Что такое вид?
Вид – совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным
сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению себе подобных при скрещивании.
Слайд 4-Современная наука при определении вида использует разные критерии. К каким ошибкам
может привести установление видовой принадлежности только по одному из критериев? Покажите это на конкретных примерах.
Слайд 5Установлено, что под названием «черная крыса» скрываются два вида-двойника: крысы с
38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?
Слайд 6Между близкородственными видами наблюдается четкое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды
малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие - на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?
Слайд 7Сравните описание трех видов-двойников малярийного комара. Почему эти виды долгое время
считались одним?
Слайд 8Зубр и бизон – два вида, относящиеся к одному роду. Они
очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство зубробизона. В природе не скрещиваются, т.к. обитают на разных материках: зубр – в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?
Слайд 9Задание 1. Найдите определение популяции в учебнике, прочитайте, запишите в тетрадь.
Популяция
– это группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать свое существование в данном районе.
Слайд 10Задание 2. Скажите, можно ли считать популяцией группу рыб, например, окуней,
обитающих в озере? Почему?
Слайд 11Задание 3. Прочитайте детскую считалку, посмотрите на рисунке и скажите, можно
ли это множество птиц назвать популяцией? Почему?
На березу села галка, две вороны, воробей, три сороки, соловей.
Слайд 12Задание 4. В одном озере живут окунь, ерш, плотва, карась, щука.
В соседнем, изолированном от первого, водоеме обитают окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и популяций населяют оба водоема?
Слайд 13Основные характеристики популяций
Слайд 14 Обилие – это общее число организмов данной популяции.
Плотность
– это число особей, приходящихся на единицу площади или объема, которую мы выбираем для учета.
Слайд 15Задание 5. По результатам обследования лесного массива было установлено, что общий
объем древесины в нем составляет 5000 м3. При этом на 1 га массива приходится в среднем 40 сосен, 100 елей, 120 осин, остальное составляют березы. Назовите меры обилия, характеризующие общую численность популяции, и плотность.
Слайд 16 Рождаемость характеризует способность популяции к увеличению численности за счет
размножения особей. Показатель рождаемости – это число новых особей, родившихся в популяции за определенный промежуток времени ( «20%» - на каждые 100 особей популяции появились 20 новых).
Смертность – показатель, противоположный рождаемости. Смертность выражается числом особей, погибших за данный период времени. У большинства организмов интенсивность смертности меняется в течение жизни. Она высока на ранних стадиях развития, затем снижается и вновь возрастает к старости.
Слайд 17Задание 6. Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого
суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 160 зверьков на 1 га, выжило 80, во второй - соответственно 90 и 56. На каком участке смертность оказалась выше? И какая популяция более устойчива?
Слайд 18Задание 7. Представьте, что может произойти с популяцией оленя, если уменьшится
количество взрослых самок или самцов? Составьте прогноз о будущем популяции.
Слайд 19Возрастные пирамиды растущей и сокращающейся популяции
Слайд 20Задание 8. Сравните возрастную структуру популяции трески в Баренцовом море по
вылову рыбы в конце 50-х и в конце 80-х годов. Сделайте вывод о состоянии популяции в тот и другой периоды.
Слайд 21Рефлексия.
Выберите правильные суждения.
1.Популяция – это совокупность организмов разных видов, обитающих на
однородной территории.
2.Примером популяции является совокупность особей элодеи, населяющей один водоем.
3.Особи двух популяций одного вида могут скрещиваться и давать плодовитое потомство.
4.Популяции живут изолированно, они не взаимодействуют с популяциями других видов.
5.Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой.
6.Популяция, в которой смертность превышает рождаемость, является устойчивой.
7.Возрастной состав – это соотношение численности разновозрастных особей.
8.Если в популяции бизонов увеличится количество взрослых самок, рождаемость понизится, популяция может погибнуть.
9.Процессы снижения численности в отдельных популяциях характеризуют показателем, который называют смертностью.
10. Плотность популяции – это число особей на единицу площади
Слайд 22Домашнее задание.
§4.2, записать в тетради свойства, характерные только для отдельного организма,
и свойства, характерные для популяции в целом.
Слайд 23Литература.
1.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию
и экологию. 9 класс. М.: Дрофа, 2017.
2.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология Башкортостана. Уфа: Китап,1999 г.
3.Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс. М.: Дрофа,1995 г.