Слайд 1
Педагогическая мастерская
«Рождение цветка»
Тема: «Строение цветка. Способы опыления растений»
Цели: образовательная- создать условия
для осознания и осмысления новой учебной информации о строении цветка и способах опыления цветковых растений, средствами технологии педагогических мастерских;
развивающая- развитие самостоятельности мышления, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.
воспитывающая- воспитание потребности бережного отношения к живой природе, умения работать в группе.
Методы: наглядный, практический, эвристический, проблемный.
Средства: дидактический материал для организации самостоятельной работы учащихся, ПК, мультимедийный проектор, презентация составленная в программе PowerPoint.
Форма организации работы учащихся: групповая
Тип мастерской: мастерская построения знаний.
Слайд 2
Ход мастерской
1. Организационный момент – приветствие учащихся, проверка готовности
учащихся к занятию.
2. Сонастройка: краткий рассказ о любимом цветке (взаимная настройка друг друга на изучение новой темы, создание положительной эмоциональной среды). Учащиеся кратко рассказывают о своем любимом цветке, их рассказ сопровождается мелодией вальса цветов из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковского.
3. Индукция (мотивация и целеполагание): индуктор – работа с открытками, иллюстрациями цветов (для создания информационного запроса). Каждая группа получает свой набор открыток, молча рассматривают цветы и записывают в тетрадь, чувства, ассоциации, вопросы, которые у них возникают. Из этой информации возникает проблема: важна ли красота для самого цветка? Обычно учащиеся отвечают что красота важна не только для самого цветка, но и насекомых – опылителей.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов мастерской.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Слайд 3
I блок
Социоконструкция.
Задание: сконструировать в группе модель цветка, наиболее привлекательного для насекомого.
Для работы учащимся предлагается ножницы, клей, нитки, лоскутки ткани, гофрированная и цветная бумага, проволока, пенопласт – чем разнообразнее материал, тем больше может быть разбужена фантазия.
В ходе выполнения работы учащимся обнаруживают, что их модель нуждается в усовершенствовании на основе биологических знаний, тогда учитель предлагает изучить им рисунок строения цветка по карточке.
Межгрупповая социализация.
Обсуждение моделей. Высказывание сомнений. Расширение информационного запроса. Работа с информацией в группах для усовершенствования моделей.
Афиширование.
Демонстрация готовых моделей, сравнивание результатов своей работы с другими работами и образцом.
Слайд 4
Строение цветка
пестик
тычинка
лепестки венчика
чашелистики
цветоложе
цветоножка
Слайд 5
Органы размножения
цветковых растений
Тычинка –мужской орган
Пестик – женский размножения. орган размножения.
Слайд 6
II блок
Социоконструкция.
Задание: изучив раздаточный материал, составить
схему и озаглавить ее.
Для работы каждой группе выдается текст с описанием процесса опыления растений Изучив текст, нужно составить схему и озаглавьте ее, подробно охарактеризовать процесс опыления насекомыми. Дать определение понятию – опыление.
Межгрупповая социализация.
Презентация схем. Обсуждение результатов работы, коррекция.
Афиширование.
Демонстрация готовых схем, вывешивание их на стене в кабинете.
Слайд 7 Работа с текстом
Приходилось ли вам наблюдать, как в ясный весенний день перелетают с цветка на цветок насекомые?
Вот на цветок опустилась пчела. Она быстро перебирается к скрытым в глубине венчика хранилищам сладкого сока – нектара. Копошась среди пыльников и касаясь рыльца пестика, пчела сосет своим хоботком сладкий цветочный сок. Её мохнатое тельце все покрылось желтой пыльцой. В виде пухлых комочков пыльца скопилась и на задних лапках. Проходит несколько секунд, и пчела покидает цветок, перелетает на другой, третий…
Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика называется опылением. Если опыления не произойдет, цветки завянут, растение не принесет плодов.
Пыльцу с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого переносят не только насекомые. Есть растения опыляемые ветром. Такие растения часто растут скоплениями. Например, орешник или береза образуют целые рощи. В какую бы сторону не подул ветер, везде на его пути встречаются ветроопыляемые растения. Сухая и легкая пыльца обязательно попадет на рыльца пестиков. Большая часть ветроопыляемых растений имеет невзрачные цветки, потому что большие и яркие венчики будут мешать переносу пыльцы.
Летом и весной пальца образует над ветроопыляемыми растениями целые облака.
У некоторых растений происходит самоопыление. При самоопылении пыльца попадает с тычинок на рыльца пестика того же цветка. У таких растений бывают длинные тычиночные нити, которые возвышаются на пестиком.
Опыление насекомыми, ветром, самоопыление – это естественное опыление. Известно и искусственное опыление.
При искусственном опылении человек с определенной целью сам переносит пыльцу с тычинок на пестики цветов. Это делают для того, чтобы получить новый сорт растения или хороший урожай.
Перенести пыльцу можно сухой акварельной кисточкой, ватой или резинкой.
Слайд 8Задания к тексту
1. Изучив текст, составьте схему и озаглавьте
ее, подробно охарактеризуйте процесс опыления насекомыми. Дайте определение понятию – опыление.
2. Изучив текст, составьте схему и озаглавьте ее, подробно охарактеризуйте процесс опыления ветром. Дайте определение понятию – опыление.
3. Изучив текст, составьте схему и озаглавьте ее, подробно охарактеризуйте процесс самоопыления. Дайте определение понятию – опыление.
Слайд 9Закрепление изученного материала
Социоконструкция.
Задание: написание текста – миниатюры на тему «Как мне
повезло» от имени одного растения (задание может быть выполнено в группе, по парам или индивидуально)
Межгрупповая социализация и афиширование работ на стенах кабинета.
Слайд 10Домашнее задание
1. Работа со словарем;
2. Зарисовать по памяти строение цветка в
рабочую тетрадь;
3. Заполнить таблицы: строение пестика и строение тычинки.
Таблица 1:
Таблица 2:
Творческое задание: изготовить биологический конструктор «Строение цветка», из цветной бумаги.
Слайд 11Рефлексия
Рефлексия – отражает эмоциональное состояние учащихся после мастерской.
«Я»:
Как я чувствовал себя в процессе учения?
С каким настроением работал?
Доволен ли собой?
«Дело»:
Достиг ли я цели?
Пригодится ли мне этот материал?
В чем затруднялся?