Слайд 1Приреченская средняя общеобразовательная школа
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
«РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ
КАК
ЕДИНОЕ
ЦЕЛОЕ»
Французова Елена Федоровна
учитель химии-биологии
Приреченская средняя общеобразовательная школа
2013 – 2014 учебный год
Слайд 2Тема урока: Растительный организм как единое целое
Цели урока: систематизировать знания учащихся
о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены; продолжать работу по развитию познавательных интересов к биологии.
Слайд 3Как вы знаете, все органы растений между собой тесно взаимосвязаны. Растение
не может полноценно функционировать, лишившись каких-либо органов. Приведите примеры гибели растений, лишенных каких-либо органов.
Слайд 6Виды корневых систем, внешнее строение корня.
Слайд 9Какое значение имеет окучивание растений?
Слайд 10Какое значение имеют для культурных растений копка, вспашка и рыхление почвы.
Почему культивацию называют сухим поливом?
Слайд 11Вывод. Обработка почвы – вспашка и копка – улучшает почвенное питание
культурных растений, так как при этом уничтожаются сорняки, перегной равномерно распределяется в почве, почва становится легко проницаемой для воздуха и воды. Культивация приводит к уничтожению сорняков и сохранению влаги в почве.
Слайд 12А каковы функции надземной, зеленой, части растений (стебля и листьев)?
Слайд 13Что такое побег?
Из каких частей он состоит?
Слайд 15Роль вегетативных органов и взаимосвязь их в организме растения.
Слайд 16Знаете ли вы, что …
Сырые листья капусты, приложенные к больным местам,
снимают боли при артритах и подагре.
Кусочки сырой свеклы, заложенные в ноздри, вылечивают от насморка.
У тех народов, которые употребляют в пищу много чеснока, заболеваемость раком ниже, чем у народов, его не употребляющих.
Из ячменя получают антибиотик гордецин.
Широко известную ацетилсалициловую кислоту – аспирин – вырабатывают из коры ивы.
«Репейное масло» - настой корней лопуха на миндальном масле – считается отличным средством для укрепления волос.
Слайд 17Знаете ли вы, что …
Корни подорожника в виде экстракта применяются при
укусах насекомых и ядовитых змей.
В Англии и США чай из ромашки пьют на ночь – считается, что он вызывает спокойный и крепкий сон.
«Богородской травой» чабрец называют за сходство его цветка с иконописными изображениями богородицы.
Плоды черники усиливают остроту зрения, уменьшают усталость глаз от продолжительной работы. Во время второй мировой войны английским летчикам давали черничное варенье с целью повысить их зрение. С этой же целью чернику включают в обязательное меню космонавтов.
Слайд 18Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания.
Слайд 19Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания.
Слайд 20Викторина.
«Знаешь ли ты?»
Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных
инструментов?
Древесина каких пород деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка?
Из древесины какого дерева делают спички?
По каким признакам можно на большом расстоянии отличить ель от сосны?
Какое дерево цветет позже всех?
У какой земляники плоды слаще: растущей под деревьями или на открытой полянке?
Слайд 21Назовите самое высокое дерево наших широт.
Назовите дерево с самыми тонкими ветвями.
Какое
хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?
Почему мать-и-мачеха получила такое название?
Назовите самое маленькое цветковое растение.
У какого дикого растения самые крупные цветы?
Какое растение послужило первым материалом для изготовления бумаги?
Соком какого растения можно вывести бородавки?
Какое растение заменяет вату и йод?
Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта?
Почему листья осоки режутся?
Что такое живица и какое значение она имеет?
Какая самая большая ягода?
Из какого дерева делают красивую фанеру?
Слайд 22Что такое пикировка? Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы
растений?
Слайд 33Вывод.
Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой.
Нарушение строения и жизнедеятельности одного органа отражается на других. Повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений. Повреждение листьев приведет к нарушению органического питания растений. Растение – это целостный организм с разделением функции между органами. Если все органы растения функционируют нормально, а процессы жизнедеятельности протекают активно, то растение растет.
Слайд 34Тесты
Репродуктивными называются:
А. все органы растения
Б. органы, отвечающие за размножение
В. органы,
отвечающие за питание растения
Г. органы, отвечающие за дыхание растения
2. Вегетативными органами являются:
А. цветок и корень
Б. плод и лист
В. почка и семя
Г. побег и корень
3. К низшим растениям относятся:
А. водоросли
Б. папоротники
В. мхи
Г. только одноклеточные растения
4. Низшими являются растения…
А. не имеющие вегетативных органов
Б. не имеющие генеративных органов
В. вообще не имеющие дифференцированных органов
Г. имеющие четко выраженные вегетативные и генеративные органы
Слайд 355. Жизненную форму кустарник имеют:
А. сирень и орешник
Б. смородина и осина
В.
клен и бузина
Г. ландыш и калина
6. Почка это …
А. зачаток цветка
Б. зачаток побега
В. зачаток корня
Г. зачаток листа
7. Основная функция листьев состоит в …
А. переносе питательных веществ
Б. водно-минеральном питании растений
В. размножении растений
Г. фотосинтезе (создании органических веществ)
8. Основная функция корня состоит в …
А. переносе питательных веществ
Б. водно-минеральном питании растений
В. размножении растений
Г. фотосинтезе (создании органических веществ)
Слайд 369. Первым при прорастании семени появляется
А. главный корень
Б. боковые корни
В. придаточные
корни
Г. у однодольных растений – придаточные, а у двудольных – главный корень
10. Боковые корни развиваются:
А. только на главном корне
Б. только на придаточных корнях
В. на стебле растения
Г. на главном и придаточных корнях
11. Корень растения растет в ширину за счет особой образовательной ткани:
А. древесины
Б. луба
В. пробки
Г. камбия
12. Вода с растворенными в ней минеральными веществами поднимается от корня растения вверх по сосудам:
А. древесины
Б. луба
В. пробки
Г. камбия
Слайд 3713. Органические вещества перемещаются от стебля и листьев растения к клеткам
корня по сосудам:
А. древесины
Б. луба
В. пробки
Г. камбия
14. Побег состоит из:
А. стебля с расположенными на нем цветами
Б. стебля с расположенными на нем листьями и почками
В. корня и стебля
Г. узлов и междоузлий
15. Участок стебля, на котором развивается лист, называют:
А. междоузлием
Б. пазухой листа
В. листовыми рубцом
Г. узлом