Слайд 1Организация виртуальных лабораторных практикумов как средство повышения самоподготовки к ГИА по
биологии
автор: Бобровская Е.В., учитель биологии, МБОУ «Лицей «Эрудит» г.Рубцовска, Алтайского края
Слайд 2Что такое «виртуальная лаборатория»?
По определению В.В. Трухина , виртуальная лаборатория
«представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой или при полном отсутствии таковой.
В первом случае мы имеем дело с так называемой лабораторной установкой с удаленным доступом, в состав которой входит реальная лаборатория, программно-аппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации.
Во втором случае все процессы моделируются при помощи компьютера»
Итак, под виртуальными лабораториями понимается два типа программно-аппаратных комплексов:
лабораторная установка с удаленным доступом – назовем такие комплексные дистанционные лаборатории
программное обеспечение, позволяющее моделировать лабораторные опыты – виртуальные лаборатории (в узком смысле)
Слайд 3Виртуальные лаборатории можно условно разделить по следующим признакам:
1. По способу доставки образовательного контента:
– на компакт-дисках;
– размещаемые в Интернет.
2. По используемому лабораторному оборудованию:
– на базе имитационных математических моделей; – на базе реального лабораторного оборудования; – на базе промышленных объектов.
3. По способам визуализации
– двухмерная или трехмерная графика; – анимация;
– видео.
Слайд 4В чём состоят преимущества виртуальных лабораторий перед реальными ?
Отсутствие
необходимости приобретения дорогостоящего оборудования и реактивов.
Возможность моделирования процессов, протекание которых принципиально невозможно в лабораторных условиях.· Наглядная визуализация на экране компьютера
Возможность проникновения в тонкости процессов и наблюдения происходящего в другом масштабе времени,
Безопасность.
В связи с тем, что управлением виртуального процесса занимается компьютер, появляется возможность быстрого проведения серии опытов с различными значениями входных параметров, что часто необходимо для определения зависимостей выходных параметров от входных.
Экономия времени и ресурсов для ввода результатов в электронный формат.
В возможности использования виртуальной лаборатории в дистанционном обучении, когда в принципе отсутствует возможность работы в лабораториях школ.
.
Слайд 5Использование виртуальных лабораторий на уроках биологии
Как и в реальной лабораторной работе,
в виртуальной необходимо учить навыкам исследования:
- выдвижению гипотез и их проверке, - стандартизации условий,
- четкому фиксированию условий и результатов экспериментов (сначала в заготовленных учителем таблицах, печатных или электронных),
- выбирать критерии, формат представления результатов, а затем и планировать, наконец, самостоятельную исследовательскую работу.
Важным является отдельно развиваемое умение из арсенала критического мышления указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, включая изучение того, какие аспекты реального явления компьютерная модель воспроизводит удачно, а какие оказываются за гранью моделируемого.
Слайд 9http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aebe8dfa-ff09-6ce4-6e77-164a8c781484/00120060834133252/00120060834133252.htm
Слайд 10http://www.hhmi.org/biointeractive/creating-phylogenetic-trees-dna-sequences
Слайд 17http://virtkab14.edusite.ru/DswMedia/lr1okamenelosti.docx
Слайд 18http://virtkab14.edusite.ru/DswMedia/lr2.docx
Слайд 19http://virtkab14.edusite.ru/DswMedia/lr3.docx
Слайд 20http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/isparenie_vody_listjami/0-361
Слайд 22http://www.modernbiology.ru/anatlab.htm
Определение группы крови человека
Слайд 23Компания Google презентовала свою новую разработку под названием Google Body Browser,
с помощью которой возможно рассматривать тело человека через несколько "слоёв", постепенно переходя от кожи к мускулам, костям и отдельным внутренним органам. Предусмотрена возможность изучать тело на разных "уровнях": нервную и кровеносную системы, скелет, внутренние органы, мускулатуру, при этом осмотр можно осуществлять с разных углов зрения.
Новая программа позволяет изучать анатомию человека через 3D-графику.
Кроме того, Google Body Browser включает специальную панель поиска, которая способна определять местонахождение заданного органа. The Body Browser требует особого программного обеспечения, а именно - браузера самой Google: Chrome WebGL.
http://bodybrowser.googlelabs.com
П.Р.Распознавание на таблицах органов и систем органов
Слайд 24http://www.zygotebody.com/#nav=3.93,84.5,250
Слайд 25http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=591850
Слайд 26http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/913f77d1-5efe-4fd7-8326-691771db2927/
Виртуальная экскурсия «Развитие жизни на Земле»
Слайд 27http://star.mit.edu/genetics/index.html
Слайд 28http://www.plantarium.ru/
Определитель растений on-line
Открытый атлас сосудистых растений России и сопредельных стран
Слайд 30http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/23f0d487-f462-4575-887b-1f731c55a849/
Слайд 31http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/stroenie_odnokletochnykh_zhivotnykh/0-425
Слайд 32http://onlinevsem.ru/poleznye-servisy/uznat-porodu-sobaki-sobachij-fotorobot-onlajn.htm
Слайд 33http://coleop123.narod.ru/opred.html
Слайд 34http://www.virtulab.net/
Виртуальная лаборатория
Слайд 37http://zapisnyh.narod.ru/virt.htm
Виртуальные приборы на Zapisnyh.Narod.Ru. Очень полезным в инженерном образовании будетсайт Zapisnyh.Narod.Ru,
где можно условно бесплатно скачать виртуальные приборы на Sound Card, открывающие широкие возможности для создания техники. Они наверняка заинтересуют преподавателей и пригодятся на лекциях, в научной работе и в лабораторных практикумах по естественным и техническим дисциплинам. Спектр виртуальных приборов, выложенных на сайте, впечатляющий:
комбинированный генератор НЧ;
двухфазный генератор НЧ;
осциллограф-регистратор;
осциллограф;
частотомер;
АЧ характериограф;
технограф;
электросчетчик;
измеритель R, C, L;
домашний электрокардиограф;
прибор для оценки емкости и ESR;
хроматографические системы ХромПроцессор-7-7М-8;
прибор для поверки и диагностики неисправностей кварцевых часов и др.
Слайд 39Виртулаб-игра Citizen Science. Обучающая экологическая игра Citizen Science, по сути является виртулабом экологического
направления. Игра была разработана при поддержке американского Национального научного фонда (National Science Foundation) и смысл ее в том, что игрокам нужно очищать загрязненное озеро, собирая информацию и принимая научно обоснованные решения. В процессе игры учащиеся моделируют работу эколога с конкретным эко-объектом: берут пробы воды, анализируют и аргументируют показатели, демонстрируя знания, а далее определяют свои действия и смотрят, есть ли положительные результаты.
Слайд 40https://www.filamentgames.com/plex-life-science
Слайд 42http://www.biokan.ru/index/lab/0-116
Слайд 44Информационные источники
Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как ее создать Текст.: кн. для
учителя / A.C. Белкин. М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
Белова, Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры Текст. / Е. Белова // Директор школы. 2006. - № 1. - С. 37-41.
Воронина, Г.А. Естественнонаучное образование в профильных классах. 10-11 классы: Текст.: метод, пособие / Г. А. Воронина. М.: Вентана-Граф, 2006 - 47 с.
Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651
Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
Косолапова М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе /Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. – Томск, 2007. – 177 с. – Библиогр. : с. 104 – 110. Деп. В ИНИОН РАН № 60426
Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы/ А. Н. Кононец //Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр./ под ред. Л. П. Лазаревой ; ДВГУПС. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - С. 22-31.
Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии Текст. / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. М.: Педагогика, 1989. - 268 с.
Пименов, А.Ю. Учитель и ученик в роли деловых партнеров Текст. / А.Ю. Пименов // Директор школы. 1997. - № 6. - С. 25-29.
Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / Т.П. Сальникова. М.: Сфера, 2005. - 125 с.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-faktor-samorealizatsii-starsheklassnikov-v-uchebnoi-deya#ixzz3BID5Nwd8
Слайд 45А.В. Трухин. «Об использовании виртуальных лабораторий в образовании» // Открытое и
дистанционное образование. – 2002. – № 4 (8)
http://zillion.net/ru/blog/247/virtual-nyie-laboratorii-dlia-distantsionnogho-obuchieniia-vuzov-i-shkol
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=42&Itemid=103
http://studymooc.org/about-mooc/dve-modeli-mooc-obrazovaniya/
http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_RusOnline.pdf
http://zapisnyh.narod.ru/virt.htm
http://www.biokan.ru/index/lab/0-116
http://www.topguns.ru/birds
https://www.filamentgames.com/plex-life-science
http://zapisnyh.narod.ru/virt.htm
http://www.virtulab.net/
http://virtkab14.edusite.ru/DswMedia/lr1okamenelosti.docx
http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/isparenie_vody_listjami/0-361