Слайд 1
Концепции П.Я.Гальперина.
Предмет: Биология
Класс : 6
Тема: Генеративный орган
покрытосеменных - плод”
Слайд 4Тема урока: «Генеративный орган цветковых растений - плод»
Цель урока: сформировать представление
о новом органе растений, познакомить учащихся с видами плодов, их строением и функциями.
Задачи урока:
1. Обучающая – сформировать понятие о строении и функциях плодов, показать многообразие плодов. Продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений, расширить кругозор обучающихся.
2. Развивающая - Способствовать развитию логических умений и навыков, выявлению связей «строение - функция», синтеза, анализа. Развивать умение работать самостоятельно и делать выводы.
3. Воспитывающая - продолжить воспитание ответственного отношения к природе и пропаганду природоохранных мероприятий и идей, продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и с одноклассниками.
Оборудование - коллекция плодов, таблицы, учебник, мультимедийный материал, экран.
Тип урока: усвоение новых знаний
Вводно-мотивационный.
Тема нашего урока «Плоды».
Цель: повторение знаний, необходимых для усвоения новой темы; повторение основных понятий.
Работа учащихся с карточкой №1 и самостоятельная проверка ответов по схеме «Строение цветка»
Ученики оценивают сами себя.
Учитель:-Итак, вы вспомнили строение цветка. А как вы думаете, когда цветок отцветает, что формируется на его месте? Может кто-то знает что я держу в руке? – СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ( Учитель показывает Плод томата – Ягоду). Это – ягода, сочный плод томата.
Слайд 6 Этап 2: формирования действия в материальном
(материализованном) виде
Ребята, а какие плоды вы знаете?
Давайте запишем тему нашего урока «ПЛОД-ОРГАН ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ» Итак, что же такое плод?
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Плод – это генеративный орган покрытосеменных растений, который служит для формирования, защиты и распространения семян.
- Плоды растений, как и цветки очень разнообразны. Они отличаются по форме и размерам, окраске, количеству семян и многим другим признакам.
Давайте с вами запишем строение плода в тетрадь.
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ СТРОЕНИЕ ПЛОДА – плод состоит
Околоплодник
Семя
Ребята, плоды могут быть сухие и сочные. Давайте
посмотрим на изображения и запишем виды
сочных плодов:
Слайд 7 УЧЕНИКИ ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ
НАЗВАНИЕ ПЛОДОВ И ПРИМЕРЫ
1. Костянка– сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива, персик).
2.Тыквина– сочный плод, семена лежат в сочной
мякоти, но наружный слой околоплодника
деревянистый (арбуз,
тыква, огурец).
Слайд 83. Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый
кожицей, но семена
лежат в пленчатых сухих камерах(яблоко,айва,груша).
4. Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый
снаружи тонкой кожицей, внутри плодов
находится много мелких семян (виноград, томат,
смородина).
Слайд 9Сухие плоды:
1.Орех – сухой плод, околоплодник жесткий,
деревянистый, семя лежит свободно
(лещина,
фундук).
2.Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с
семенной кожурой (рожь, пшеница, овес).
3.Желудь – околоплодник менее жесткий, плод
окружен защитным покровом(дуб).
Слайд 104.Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к
единственному семени, но не
срастается с ним
(подсолнечник).
5.Коробочка – сухой плод, в котором
находятся многочисленные семена (мак,
белена, табак).
Слайд 116.Стручок – сухой плод с двумя створками, но
семена развиваются не
на створках, а на
перегородке плода (редис, репа, капуста).
7.Боб – сухой плод, который вскрывается
двумя створками (горох, фасоль, бобы).
Слайд 12Этап 3 – формирование действий в речевой форме
- У из каждого
на столе лежит распечатка с текстом «Строение и виды плодов». Прочитайте текст и ответьте на вопросы определяя главные моменты:
Из чего состоит плод?
Какие типы плодов бывают?
Текст: Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе. Все плоды делятся на группы по трем признакам: По количеству воды в околоплоднике; По количеству семян; По количеству пестиков, участвующих в образовании плода. В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный. Разнообразие плодов очень велико.
Слайд 13Этап 4 формирование речевого действия про себя.
Каждый ученик читает еще
раз про себя текст, обращая внимание на иллюстрации плодов на карточках возле себя.
Этап 5 умственное действие
-Ну что же, сегодня мы познакомились с темой «Плод». Узнали из чего плоды состоят и какие бывают. Теперь распределите следующие плоды по столбикам в таблице на доске – костянка, семянка, яблоко, тыквина, зерновка, крылатка, орех, ягода, стручок, боб, померанец.
Слайд 14Рефлексия:
Что на уроке показалось вам интереснее всего?
Что нового вы сегодня узнали?
Какие
плоды мы употребляем в пищу?
Для чего предназначены плоды у растений?
Чем отличается плод боб от стручка?
Заключительное слово учителя
- Каждый плод имеет семя. Человек может съесть плод, либо, разрезав его, достать семена, посеять их и получить новое растение.
- Плоды в природе очень разнообразны, но не каждый из них съедобен для человека. Однако это не значит, что такие плоды совсем не нужны и их можно уничтожать. Плодами и семенами питаются различные животные.
Слайд 16 Домашнее задание:
Параграф 15, упражнения 5-10 в рабочей тетради
Слайд 17 Психолого-педагогический анализ урок
Психологическое качество материала преимущественно практическое. Материал
представлен наглядно, с использованием компьютерной презентации и карточек иллюстраций.
Активизация познавательной деятельности учащихся требует восприятие различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу.
Данный учебный материал соответствовал возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.
Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому этапу. Это позволяет учителю оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий.
Слайд 18 Психолого-педагогический анализ урок
Учитель делает опор на совместную и
на самостоятельную работу учеников, давая им краткие указания к действию, комментирует собственные действия и шаги, что служит примером для деятельности учеников, строит цепочки рассуждений, предлагает учащихся рассуждать самостоятельно, комментировать и оценивать собственные ответы и ответы одноклассников.
Цели урока достигнуты, задачи выполнены. Об этом может свидетельствовать достаточно высокий уровень усвоения интерес к выполняемой работе, активность учеников проявление положительных эмоций в течении и в конце урока.