Слайд 1Урок биологии в 7 классе
Тема: Классы рыб
Презентацию подготовила учитель биологии
МАОУ
«СОШ № 4»:
Свистунова Татьяна Юрьевна
Слайд 2Приспособление рыб к водному образу жизни:
Рыбы – позвоночные животные;
Появились рыбы в
пресных водоемах, а затем освоили и морскую соленую воду;
Большинство рыб имеют:
Хрящевой или костный скелет;
Хорошо развитый головной мозг;
Плавательный пузырь;
Жабры, прикрытые жаберными крышками;
Костную чешую;
Боковую линию;
Плавники.
Слайд 3В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили
на 2 класса
Хрящевые рыбы
Костные рыбы
Слайд 4Костные рыбы
Самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях и океанах, в
реках и озерах, в постоянных и временных водоемах.
Они составляют 96%
от всех современных
рыб на земле.
Костные рыбы –
молодой класс рыб.
Слайд 5Форма тела рыб
Вытянутая (щука, судак, треска);
Кругообразная (скалярия, рыба-луна);
Торпедообразная (налим, сом, рыба-меч);
Сплюснутая,
листовидная (камбала, палтус);
Змееобразная (мурена, вьюн, угорь).
Слайд 9Африканская двоякодышащая рыба
Слайд 10Отряды рыб
Сельдеобразные: океаническая сельдь, сельдь иваси;
Лососеобразные: кета, горбуша, семга, омуль, таймень;
Карпообразные:
плотва, язь, карась, линь, лещ, вобла, тарань;
Щукообразные: обыкновенная щука;
Окунеобразные: окунь, судак, скумбрия, тунец;
Тресковые: треска, навага, пикша, налим.
Слайд 12Различные формы чешуи
Ктеноидная чешуя
Циклоидная чешуя
Слайд 14Задание: Используя учебник (стр. 101), заполните
таблицу
Слайд 16Хозяйственное значение рыб
положительное
отрицательное
Задание: Пользуясь учебником (стр. 101 - 102), заполните схему
Слайд 18Вставьте пропущенные слова.
В реках, озерах и морях живут ______.
Речные и озерные рыбы относятся в основном к _____ рыбам. Дышат рыбы растворенным в воде _____. Органами дыхания рыб являются _____. Тело рыбы покрыто ____. Передвигается рыба при помощи _____. Человек ловит рыбу и разводит ее из-за _____.
Слайд 19Вывод по уроку:
1. Рыб делят на два класса – Хрящевые и
Костные;
2. Костные рыбы – наиболее молодой класс рыб и самая многочисленная группа.
3.Костные рыбы хорошо приспособлены к различным условиям водной среды в виду своей более высокой организации.
4. Рыбы имеют большое значение в жизни человека.
Слайд 20Желаю удачи в изучении биологии !
Слайд 21Проверочная работа.
Задание: Выберите правильные ответы.
Из каких частей состоит тело рыбы?
(Голова, грудь, брюшко, туловище, хвост, конечности.)
Какие плавники парные? (Хвостовой, спинной, грудной, анальный, брюшной.)
С какой системой органов связано образование плавательного пузыря? (Кровообращение, дыхание, пищеварение.)
Сколько кругов кровообращения у рыб? (1,2.)
Какой из классов рыб самый молодой? (Хрящевые, двоякодышащие, кистеперые, костные.)
Слайд 22Используемая литература
Гуфельд И. М. Зоология. Тетрадь с печатной основой для учащихся
8-го кл. – Саратов: «Лицей», 2000.
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2000.
Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9» ООО «Кирилл и Мефодий».