Презентация, доклад по астрономии на тему Планеты гиганты

Юпитер — пятая планета от Солнца и крупнейшая планета Солнечной системы. Юпитер легко наблюдается с поверхности Земли невооружённым глазом, причём уступает он по блеску он только Венере. Планета была известна людям ещё с глубокой древности. А

Слайд 1П л а н е т ы гиганты

П л а н е т ы  гиганты

Слайд 7Юпитер — пятая планета от Солнца и крупнейшая планета Солнечной системы.

Юпитер легко наблюдается с поверхности Земли невооружённым глазом, причём уступает он по блеску он только Венере. Планета была известна людям ещё с глубокой древности. А современное название получила в честь древнеримского верховного бога-громовержца.

Слайд 8Масса Юпитера в 2,47 раза превышает массу всех других планет, вместе

взятых. Его экваториальный радиус в 11,2 раза больше радиуса Земли. Планета представляет собой газообразное тело с чрезвычайно мощной атмосферой, состоящей главным образом из водорода и гелия, что характерно и для других планет этой группы. По средней плотности, преобладанию водорода и гелия Юпитер очень похож на звёзды.
Масса Юпитера в 2,47 раза превышает массу всех других планет, вместе взятых. Его экваториальный радиус в 11,2

Слайд 9Вокруг Солнца планета обращается почти за 12 земных лет, а вот

скорость вращения вокруг своей оси у него очень большая и составляет около 10 земных часов.
Вокруг Солнца планета обращается почти за 12 земных лет, а вот скорость вращения вокруг своей оси у

Слайд 10То, что мы наблюдаем на Юпитере, — это вершины облаков, плавающих

в атмосфере. Из-за быстрого вращения планет-гигантов и сильных ветров облака вытягиваются в полосы, параллельные экватору.
То, что мы наблюдаем на Юпитере, — это вершины облаков, плавающих в атмосфере. Из-за быстрого вращения планет-гигантов

Слайд 11Новая карта Юпитера. Анимация показывает движение облаков. Во вкладке нитевидные образования

в Большом Красном пятне
Новая карта Юпитера. Анимация показывает движение облаков. Во вкладке нитевидные образования в Большом Красном пятне

Слайд 12В декабре 1995 года в атмосферу Юпитера вошёл зонд «Галилео». На

зонде были получены важные данные о структуре облачного слоя Юпитера и химическом составе его атмосферы. Атмосфера Юпитера в основном состоит из водорода и гелия. На долю остальных элементов остаётся только 1 % по массе.
В декабре 1995 года в атмосферу Юпитера вошёл зонд «Галилео». На зонде были получены важные данные о

Слайд 13КА Галилео

КА Галилео

Слайд 14Юнона автоматическая межпланетная станция
запущена 5 августа 2011 года для исследования Юпитера

Юнона автоматическая межпланетная станциязапущена 5 августа 2011 года для исследования Юпитера

Слайд 15Как и на нашей планете, на Юпитере формируются циклоны и антициклоны,

которые могут сохраняться в атмосфере в течение нескольких сотен лет. Самым известным таким образованием является Большое красное пятно, наблюдаемое уже более 350 лет. Размер этого урагана существенно больше размеров Земли.
Как и на нашей планете, на Юпитере формируются циклоны и антициклоны, которые могут сохраняться в атмосфере в

Слайд 17Согласно данным зонда «Галилео» температура верхних слоёв облаков доходит до −145

℃ при давлении в одну атмосферу. А на глубине в 146 километров давление возрастает до 22 атмосфер, и температура повышается до 153 ℃. На глубине от 7 до 25 тысяч километров водород постепенно меняет своё состояние от газа к жидкости. Около центра планеты давление и температура могут быть настолько высокими, что сжимают водород до чрезвычайно плотного состояния, называемого жидким металлическим водородом. Протоны и электроны в таком веществе существуют отдельно друг от друга, что обуславливает хорошую проводимость вещества. Вследствие этого магнитное поле Юпитера в 12 раз мощнее земного.
Согласно данным зонда «Галилео» температура верхних слоёв облаков доходит до −145 ℃ при давлении в одну атмосферу.

Слайд 18В центре Юпитера находится твёрдое ядро, состоящее из оксидов кремния, магния

и железа с примесями.
В центре Юпитера находится твёрдое ядро, состоящее из оксидов кремния, магния и железа с примесями.

Слайд 19У Юпитера на 2016 год насчитывается 67 естественных спутников. Четыре самые

крупные из них — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто — были обнаружены ещё знаменитым итальянцем Галилео Галилеем, поэтому и называются галилеевыми.
У Юпитера на 2016 год насчитывается 67 естественных спутников. Четыре самые крупные из них — Ио, Европа,

Слайд 21Ио и Европа по размерам близки к нашей Луне, а Ганимед

и Каллисто сопоставимы по размерам с Меркурием. Как видим, спутники не похожи друг на друга. Помимо этого, каждый спутник имеет характерную особенность. Так, например, на Ио были обнаружены действующие вулканы. Удивительно гладкая поверхность Европы покрыта лабиринтом тонких кривых линий. На поверхности Ганимеда наблюдаются длинные борозды, происхождение которых до сих пор не выяснено. А ледяная поверхность Каллисто усыпана ударными кратерами различных размеров.
Также космическими аппаратами было обнаружено существование узкого кольца из мелких частиц пыли, окружающего Юпитер.
Ио и Европа по размерам близки к нашей Луне, а Ганимед и Каллисто сопоставимы по размерам с

Слайд 22В июле 1994 года в небе наблюдалось редкое явление: с Юпитером

столкнулась комета Шумейкеров—Леви. Всего с Юпитером столкнулось 20 фрагментов. При столкновении с самым большим фрагментом взрыв был эквивалентен взрыву 6 миллионов мегатонных бомб.
В июле 1994 года в небе наблюдалось редкое явление: с Юпитером столкнулась комета Шумейкеров—Леви. Всего с Юпитером

Слайд 24Все планеты-гиганты обладают магнитным полем.
Магнитное поле Юпитера значительно сильнее земного,

поэтому его радиационные пояса, подобные земным, значительно их превосходят, а магнитосфера, которая по своим размерам в 10 раз превосходит диаметр Солнца, охватывает четыре крупнейших спутника.
Все планеты-гиганты обладают магнитным полем. Магнитное поле Юпитера значительно сильнее земного, поэтому его радиационные пояса, подобные земным,

Слайд 25Шестой планетой от Солнца и второй по величине в Солнечной системе

является красавчик Сатурн, названный так в честь римского бога земледелия.
Шестой планетой от Солнца и второй по величине в Солнечной системе является красавчик Сатурн, названный так в

Слайд 26Большинство людей знают о Сатурне благодаря его удивительным кольцам. В течение

многих веков астрономы считали, что Сатурн — это единственная планета, имеющая кольца. Но сегодня известно, что они есть у всех 4 газовых гигантов.
Большинство людей знают о Сатурне благодаря его удивительным кольцам. В течение многих веков астрономы считали, что Сатурн

Слайд 27Сатурн — планета-гигант, по размеру лишь немного уступающая Юпитеру и обладающая

большим сходством с ним. Объём Сатурна в 800 раз больше объёма Земли. Период вращения планеты вокруг оси составляет в среднем чуть более 10,5 часов, а вокруг Солнца она обращается почти за 29,5 земных года.
Сатурн — планета-гигант, по размеру лишь немного уступающая Юпитеру и обладающая большим сходством с ним. Объём Сатурна

Слайд 28Диск планеты, из-за быстрого вращения, заметно сплюснут у полюсов. Это вызвано

тем, что у Сатурна самая низкая плотность изо всех планет Солнечной системы.
Верхние слои атмосферы Сатурна более чем на 96 % состоят из водорода. Остальное занимает гелий с примесями метана, аммиака и некоторых других газов.
Диск планеты, из-за быстрого вращения, заметно сплюснут у полюсов. Это вызвано тем, что у Сатурна самая низкая

Слайд 29По данным «Вояджеров», на Сатурне дуют сильные, до 500 м/с, ветра.

Так же, как и на Юпитере, в атмосфере Сатурна иногда появляются устойчивые образования в виде сверхмощных ураганов.
По данным «Вояджеров», на Сатурне дуют сильные, до 500 м/с, ветра. Так же, как и на Юпитере,

Слайд 30В глубине атмосферы планеты растут давление и температура, а водород переходит

в жидкое состояние. Примерно на 30 000 глубине водород становится металлическим. Циркуляция токов в нём обуславливает магнитное поле планеты, сила которого близка к земному магнитному полю.
В глубине атмосферы планеты растут давление и температура, а водород переходит в жидкое состояние. Примерно на 30

Слайд 31В центре планеты находится массивное ядро, состоящее из силикатов, металлов и,

предположительно, льда.
В центре планеты находится массивное ядро, состоящее из силикатов, металлов и, предположительно, льда.

Слайд 32Главное украшение Сатурна — его кольца, которые впервые были замечены ещё

Галилеем в 1610 году, но он принял их за спутники планеты. Поэтому честь открытия колец Сатурна принадлежит Гюйгенсу. Это произошло через 46 лет после наблюдений Галилея.
Снимки, полученные космическим аппаратом «Вояджер-2», показали, что систему колец образуют тысячи тонких колец, каждое из которых состоит из бесчисленного множества обломков льда размером от мельчайших пылинок до нескольких метров.
Главное украшение Сатурна — его кольца, которые впервые были замечены ещё Галилеем в 1610 году, но он

Слайд 33В настоящее время у Сатурна обнаружено 62 естественных спутника, 53 из

которых имеют собственное название.
Внутренние спутники — Мимас, Энцелад, Тефия, Диона, Рея и Япет — все меньше нашей Луны и покрыты многочисленными кратерами.
В настоящее время у Сатурна обнаружено 62 естественных спутника, 53 из которых имеют собственное название.Внутренние спутники —

Слайд 34Самый большой спутник Сатурна — Титан — единственный из известных спутников

со значительной атмосферой. Она состоит в основном из азота, так же имеется небольшое количество метана и этана, которые образуют облака.
Самый большой спутник Сатурна — Титан — единственный из известных спутников со значительной атмосферой. Она состоит в

Слайд 36Сатурн, снимок космического аппарата Кассини в 2007 году

Сатурн, снимок космического аппарата Кассини в 2007 году

Слайд 37Полярное сияние над северным полюсом Сатурна. Сияния окрашены в голубой цвет,

а лежащие внизу облака — в красный. Прямо под сияниями видно обнаруженное ранее шестиугольное облако
Полярное сияние над северным полюсом Сатурна. Сияния окрашены в голубой цвет, а лежащие внизу облака — в красный.

Слайд 38Седьмой планетой по удалённости от Солнца и третей планетой по диаметру

является Уран. Планета была открыта Уильямом Гершелем в 1781 году и названа в честь греческого бога неба Урана. Она обладает красивым бирюзовым цветом.

Причина этого кроется в составе атмосферы планеты и её температуре. При температуре≈−217 ℃ в верхних слоях водородно-гелиевой атмосферы Урана образовалась метановая дымка, которая хорошо поглощает красные лучи и отражает голубые и зелёные.

Седьмой планетой по удалённости от Солнца и третей планетой по диаметру является Уран. Планета была открыта Уильямом

Слайд 40Уран— более далёкая от Солнца и более скромная по размерам планета

по сравнению с Сатурном и Юпитером. Ось её вращения наклонена более чем на 90о к плоскости орбиты, так что она вращается как бы лёжа на боку.
Уран— более далёкая от Солнца и более скромная по размерам планета по сравнению с Сатурном и Юпитером.

Слайд 41Вокруг Солнца Уран обращается за 84 земных года, а период вращения

вокруг оси составляет чуть более 17 часов.
Вокруг Солнца Уран обращается за 84 земных года, а период вращения вокруг оси составляет чуть более 17

Слайд 42Общепринятая модель Урана предполагает, что он состоит из трёх частей: в

Общепринятая модель Урана предполагает, что он состоит из трёх частей: в центре находится каменное ядро, в середине — ледяная оболочка, а снаружи — водородно-гелиевая атмосфера, покрытая слоем метановых облаков.

Слайд 43Льды составляют большую часть планеты (около 60 % от общего радиуса).

Ледяная оболочка фактически не является ледяной в общепринятом смысле этого слова, так как состоит из горячей и плотной жидкости, являющейся смесью воды, аммиака и метана. Самая низкая температура, зарегистрированная на Уране, составляет −224 ℃, что делает планету самой холодной в Солнечной системе.
Льды составляют большую часть планеты (около 60 % от общего радиуса). Ледяная оболочка фактически не является ледяной

Слайд 44У Урана имеется 27 естественных спутников. Все они получили названия в

честь персонажей из произведений Уильяма Шекспира и Александра Поупа.
У Урана имеется 27 естественных спутников. Все они получили названия в честь персонажей из произведений Уильяма Шекспира

Слайд 45В 1977 году у планеты также были обнаружены очень тонкие кольца,

существование которых впоследствии было подтверждено снимками космического аппарата «Вояджер-2». Кольца состоят из очень тёмных частиц диаметром от микрометров до долей метра.
В 1977 году у планеты также были обнаружены очень тонкие кольца, существование которых впоследствии было подтверждено снимками

Слайд 46Уран - снимок Вояджера-2
в 1986 году

Уран - снимок Вояджера-2 в 1986 году

Слайд 47Восьмая большая планета Солнечной системы — это Нептун.

Восьмая большая планета Солнечной системы — это Нептун.

Слайд 48Это самый маленький гигант, находящийся почти на краю Солнечной системы, который

не виден невооружённым глазом. Масса Нептуна в 17,2 раза, а диаметр экватора почти в 4 раза больше земных. Планета была названа в честь римского бога морей. Нептун обращается вокруг Солнца почти за 165 земных лет, а период его вращения вокруг оси примерно равен 16 земным часам.
Это самый маленький гигант, находящийся почти на краю Солнечной системы, который не виден невооружённым глазом. Масса Нептуна

Слайд 49Нептун, обнаруженный 23 сентября 1846 года, стал первой планетой, открытой благодаря

математическим расчётам. По своему составу Нептун очень похож на Уран. Однако в атмосфере планеты бушуют самые сильные ветры — их скорости достигают 2100 км/ч.
Температура Нептуна в верхних слоях атмосферы близка к −220 ℃, а к центру планеты она повышается до 5000 ℃.
Нептун, обнаруженный 23 сентября 1846 года, стал первой планетой, открытой благодаря математическим расчётам. По своему составу Нептун

Слайд 50Атмосфера Нептуна составляет от 10—20 % от общей массы планеты. Далее

следует мантия, в основном состоящая из воды, аммиака и метанового льда. Примерно на глубине семи тысяч километров метан разлагается на алмазные кристаллы, которые «падают» на каменно-ледяное ядро.
Атмосфера Нептуна составляет от 10—20 % от общей массы планеты. Далее следует мантия, в основном состоящая из

Слайд 53Нептун обладает собственным магнитным полем, напряжённость которого примерно в три раза

меньше чем у Земли. Нептун, как и все планеты-гиганты, имеет систему колец, в которую входит пять компонентов.
Также у Нептуна насчитывается 14 спутников, крупнейшим из которых является Тритон, названный так в честь древнегреческого бога морей. Интересно, что этот спутник был открыт Уильямом Ласселом всего через 17 дней после открытия планеты.
Нептун обладает собственным магнитным полем, напряжённость которого примерно в три раза меньше чем у Земли. Нептун, как

Слайд 54Примечательной деталью Нептуна является Большое Тёмное пятно, схожее по структуре с

Большим Красным пятном Юпитера.
Примечательной деталью Нептуна является Большое Тёмное пятно, схожее по структуре с Большим Красным пятном Юпитера.

Слайд 55Многие спутники планет-гигантов имеют
небольшие размеры и неправильную форму.
Атлас