Презентация, доклад на тему Тема урока: Общие сведения о Солнце.

Солнце – вид с Земли Солнце - тело, занимающее центральное место в нашей Солнечной системе. Это ближайшая к нам звезда. Свет от Солнца до Земли идет всего 8 минут. Солнце – рядовая молодая

Слайд 1Тема: Общие сведения о Солнце
Прохождение Меркурия по диску Солнца, 8.11.2006г

Тема: Общие сведения о СолнцеПрохождение Меркурия по диску Солнца, 8.11.2006г

Слайд 2Солнце – вид с Земли
Солнце - тело, занимающее центральное

Солнце – рядовая молодая звезда третьего поколения (популяции I) Галактики (возраст 4,59 млрд. лет), желтый карлик, образованный после взрыва сверхновых звезд, богата железом и другими элементами. Солнце смогло сформировать планетную систему, где третьей планетой является Земля, на которой мы живем и управляет движением всех тел Солнечной системы.

Солнце – вид с Земли  Солнце - тело, занимающее центральное место в нашей Солнечной системе. Это

Слайд 3Солнце и жизнь Земли
а) Солнце - колоссальный источник энергии. Играет исключительную

роль в жизни Земли. Весь органический мир Земли (растительность, жизнь) обязаны Солнцу. Солнце не только источник тепла и света, но и первоначальный источник других видов энергии (нефти, угля, воды, ветра и т.д.). Ученые работают над практическим применением неиссякаемой энергии.

Водопад птичий. Курильские острова

"Солнечного камня"  - базальтового диска диаметром 3,7м и весом 24т было найдено в г. Мехико в 1790г. Камень покрыт пиктографическими знаками - рисунками, обозначающими 20 ацтекских дней, четыре эры (солнца) и двух бирюзовых змеев - символов древнего неба.

б) Солнце - издавна объект поклонения. Самое могущественное божество, культ непобедимости. Гелиос-бог древних греков, Ярило - бог у славян и т.д. Солнцу воздвигали храмы, слагали гимны, приносили жертвы.

"Солнечный камень" - символ Олимпийских игр, проходивших в Мехико в 1968 г. Это изображение календаря ацтеков в виде

Солнце и жизнь Землиа) Солнце - колоссальный источник энергии. Играет исключительную роль в жизни Земли. Весь органический

Слайд 4Вращение Солнца
Нельзя смотреть на Солнце без защиты глаз темным светофильтром (закопченное

стекло, засвеченная пленка, стекло электросварочной масти).     В обсерваториях наблюдения ведут с помощью специальных солнечных телескопов.
Большой Солнечный Вакуумный Телескоп (БСВТ) - самый большой телескоп на Евро-Азиатском континенте и основной инструмент Байкальской астрофизической обсерватории. В эксплуатации с 1980г, высота 25м, диаметр зеркала 1м, диаметр изображения Солнца – 38см, угловое разрешение 0,2″.

Вращение. Если сравнивать несколько последовательных фотографий Солнца (или наблюдений) то по пятнам можно определить что Солнце вращается. Направление вращения вокруг своей оси - в направлении движения планет. Открыл в декабре 1610г Г. Галилей в ходе первых телескопических наблюдений.
Точный период установил астроном Р.К. Кэррингтон (1863г, Англия) →экватор 24,96 сут, на широте 35о - 26,83 сут, вблизи полюсов ≈30 сут,  т.е. Солнце не твердое тело. Линейная скорость на экваторе ≈2 км /с.

Вращение СолнцаНельзя смотреть на Солнце без защиты глаз темным светофильтром (закопченное стекло, засвеченная пленка, стекло электросварочной масти).

Слайд 5Характеристики Солнца
Среднее расстояние от Земли до Солнца, то есть большая полуось

орбиты Земли равна
149,6 млн. км = 1 а.е. (астрономическая единица)

Размер Солнце значительно превосходят размеры всех планет Солнечной системы. Rʘ ≈ 695 900 км ≈ 109 Rз
Звезды бывают от 0,1Rʘ< Rʘ<1000 Rʘ,  Солнце маленькая звезда - карлик
Параллакс pʘ=8,79″, масса 2.1030 кг =333 434 Mз, другие 0,06Mʘ

Светимость (L)     q=1367 Вт/м2=1367 Дж/м2.с ≈1400 Вт/м2 - солнечная постоянная, т.е. величина получаемой энергии от Солнца на кв.м в секунду на орбите Земли за пределами земной атмосферы.
Тогда количество энергии,  излучаемой Солнцем (т.е. светимость). Lʘ=q. Sшара =q. 4 π Rорб2 ≈ 3,876.1026 Вт/c.

Характеристики СолнцаСреднее расстояние от Земли до Солнца, то есть большая полуось орбиты Земли равна 149,6 млн. км

Слайд 6Температура Солнца
Солнце- раскаленный газовый (плазменный) шар.
1. Способ: закон Стефана-Больцмана
установил экспериментально

Йозеф Стефан (1879г, Австрия) и доказал теоретически Людвиг Больцман (1884г, Австрия).
σ=5,67.10-8Вт/(м2.К4) - коэффициент пропорцион.
Т=5780К - эффективная температура Солнца

2. Способ: Закон излучения Вина
Все планковские кривые имеют заметно выраженный максимум излучения, приходящийся на длину волны (λmax). [λ max.Т=b]
Открыл в 1896г Вильгельм Вин (1864-1928, Германия).
b=0,2897.107Å.К - постоянная Вина, 1Å=10-10 м
Чем выше Т, тем меньше λmax Для Солнца λmax =4800Å это желтая линия, поэтому Солнце желтое.
Температуры звезд 2800К <Тʘ< 40000К

Температура Солнца Солнце- раскаленный газовый (плазменный) шар.1. Способ: закон Стефана-Больцманаустановил экспериментально Йозеф Стефан (1879г, Австрия) и доказал

Слайд 7Химический состав
       Исаак Ньютон (1643-1727,Англия) в 1665г открыл дисперсию (разложил свет

в спектр).
В 1814г Йозеф Фраунгофер (1787-1826, Германия) - открыл в спектре Солнца и к 1817г зарисовал и описал 754 линий поглощения (темные линии - фраунгоферовы).

В 1859г Густав Кирхгоф (1824-1887, Германия) и Роберт Бунзен (1811-1899, Германия) открыли спектральный анализ: «Газы поглощают те длины волн, которые излучают в нагретом состоянии».

На Солнце из зарегистрированных более 30000 линий обнаружено 72 химических элемента, никаких неземных нет.

Основные:
73,46% водорода
24,85% - гелия
(“солнечный газ”) открыт в 1868г
Джозеф Локьер
(1836-1920, Англия).

Химический состав       Исаак Ньютон (1643-1727,Англия) в 1665г открыл дисперсию (разложил свет в спектр).  В 1814г Йозеф

Слайд 8Структура поверхности Солнца в разных диапазонах спектра
Эти изображения Солнца получены ультрафиолетовым

телескопом на борту КА "Стерео-А» (зап. 26.10.2006г, США) 4 декабря 2006г, в первый день работы телескопа. Каждое изображение излучения верхних слоев солнечной атмосферы представлено в искусственных цветах при различных температурах: желтым цветом показано излучение с температурой 2 миллиона кельвинов, зеленым - 1.5 миллиона, синим - один миллион, красным - от 60 до 80 тысяч кельвинов.
Структура поверхности Солнца в разных диапазонах спектраЭти изображения Солнца получены ультрафиолетовым телескопом на борту КА