Презентация, доклад по астрономии Календарь

В древние времена люди полагали, что Солнце, перемещаясь относительно звезд, обходит нашу планету по кругу в течение одного года, Земля же будто бы неподвижна и находится в центре Вселенной. Такая система получила

Слайд 1В очень древние времена люди не имели правильного представления о форме

и размерах нашей планеты и о том, какое место она занимает в пространстве. Теперь мы знаем, что физическая поверхность Земли, представляющая сочетание суши и водных пространств, в геометрическом отношении имеет весьма сложную форму; ее нельзя представить ни одной из известных и математически изученных геометрических фигур.

Время и Календарь

В очень древние времена люди не имели правильного представления о форме и размерах нашей планеты и о

Слайд 2 В древние времена люди полагали, что Солнце,

перемещаясь относительно звезд, обходит нашу планету по кругу в течение одного года, Земля же будто бы неподвижна и находится в центре Вселенной. Такая система получила название геоцентрической.

Новый этап в развитии астрономии начинается с опубликования в 1543г. книги Н. Коперника «О вращении небесных тел», в которой изложена гелиоцентрическая (Гелиос- «солнце») система мира, отражающая действительное строение Солнечной системы. Согласно теории Н. Коперника центром мира является Солнце, вокруг которого движутся шарообразная Земля и все подобные ей планеты и притом в одном направлении, вращаясь каждая относительно одного из своих диаметров, и что только Луна вращается вокруг Земли, являясь его постоянным спутником, и вместе с последней движется вокруг Солнца, при этом примерно в одной и той же плоскости.

Слайд 3В далёкое от нас время люди начали задавать себе вопросы:
Почему

день сменяется ночью?
Сколько по времени длится день и ночь?
По этому человечеству пришлось придумать общую систему определения времени и даты.

Время

В далёкое от нас время люди начали задавать себе вопросы: Почему день сменяется ночью?Сколько по времени длится

Большую часть года над горизонтом светило Солнце, от которого все предметы

отбрасывали тени. Для измерения человечество взяло за основу малые и больше промежутки времени т.е., сутки, час, минута, секунда - связаны с вращением Земли вокруг Солнца. Закономерность, связывающая высоту Солнца и длину тени, была известна ещё в глубокой древности.

Солнечные часы

Песочные часы

Как люди научились определять время

Большую часть года над горизонтом светило Солнце, от которого все предметы отбрасывали тени. Для измерения человечество взяло

приходя в точку весеннего равноденствия вместе с реальным Солнцем. А отличие солнечного времени от истинного определяется так называемым уравнением времени, которое представляет разницу между ними. (значительные отклонения 14 мин (около 1 февраля) и16 мин (около 2 ноября)

Система определения времени "среднее Солнце"

Это фиктивная точка, которая движется равномерно по небесному экватору, выходя и приходя в точку весеннего равноденствия вместе

Слайд 6Наш календарь равнялся на птиц:
январь – синица, февраль – снегирь,
жаворонок –

март, кукушка – апрель,
ласточка – май, горлица – июнь,
июль – удод, август – соловей,
сентябрь – дрозд, октябрь – скворец,
ворон – ноябрь, малиновка – декабрь.
Холода, жара и туманы перемешивались, сплетались, дни переливами перьев лучились,
пушились мягкостью гнезд –
чтобы в сохранности дольше стояли
не очень надежные наши дома.
Жан Оризе

Календарь

Наш календарь равнялся на птиц:январь – синица, февраль – снегирь,жаворонок – март, кукушка – апрель,ласточка – май,

Календарь - перечень дней года, разбитый на недели и месяцы.

В более общем смысле понятие «календарь» означает всю систему исчисления времени. По латыни «календы» - это первые дни месяцев, которые в Древнем Риме публично объявляли глашатаи.

Постепенно календари стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Но уже в древности и в средневековье они играли большую роль, в особенности когда речь шла о том, чтобы определять даты религиозных праздников, таких, как, например, Пасха, или начинать сев.

Календарь - перечень дней года, разбитый на недели и месяцы.   В более общем смысле понятие

Конечно, было бы идеально, если

бы год состоял ровно из 360 солнечных суток. В этом случае год можно было бы поделить на 12 одинаковых месяцев и составить календарь было бы проще простого.

К сожалению, небесные тела не хотят облегчать нам жизнь и ведут себя далеко не идеально. Так, например, тропический год, т.е. солнечный год, который начинается весной, длится 365,24219879 дня, другими словами, 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд. Синодический месяц длится 29,530589 дня или 29 дней 12 часов 44 минуты и 2,9 секунды. Именно из-за этих неровных чисел так трудно составить хороший календарь.

Почему так трудно составить календарь?

Конечно, было бы идеально, если бы год состоял ровно из 360

Слайд 9Вероятно, первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад.

Найдены древние обломки костей с зарубками, которые многие ученые считают обозначением дней или каких-то более продолжительных отрезков времени.

Первый календарь

Вероятно, первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад. Найдены древние обломки костей с зарубками,

Древние египтяне заметили, что ярчайшая из неподвижных звезд - Сириус, после того как скроется за Солнцем, вновь появляется на утреннем небе, и это повторяется через каждые 365 дней. Появление Сириуса довольно точно совпадало по времени с ежегодным разливом Нила. Для нас здесь важно то, что астрономическое событие, которое называют гелиакическим восходом Сириуса, в соответствии с обращением Земли вокруг Солнца, происходит каждые 365 дней. Солнце всегда в это время располагается рядом с Сириусом, и звезду в этом случае не видно. Через несколько недель Солнце отходит от Сириуса настолько, что звезда делается видимой. И это происходит ежегодно с большой регулярностью - каждые 365 дней. Таким образом уже давно был открыт солнечный год длительностью 365 дней, на основании которого египтяне построили свой календарь.

Календарь древнего Египта

Древние египтяне

Слайд 11 Каждый месяц начинается с новолуния – появления молодого месяца

после нашего новолуния. Это - начало одного из 12 месяцев. Год длиться 354 дня, в нем 6 месяцев в по 29 дней и 6 по 30 дней.

Мусульманский лунный календарь

Каждый месяц начинается с новолуния – появления молодого месяца после нашего новолуния. Это - начало

Слайд 12 Солнечный календарь. Средняя длительность года в

интервале 4 лет равнялась 365,25 суток.

Юлианский календарь

Солнечный календарь. Средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суток.Юлианский

В 1582 году григорианский календарь был введен в

Испании, Португалии, Игапи, немного позднее во Франции и Голландии. Поскольку эта идея исходила от папского престола, многие протестантские страны сопротивлялись реформе календаря, да и некоторые католические князья не хотели его принимать.
Папу упрекали в том, что он хочет украсть у людей 10 дней и обмануть перелетных птиц.
Григория XIII обвиняли также в том, что он хочет сбить с толку Иисуса Христа, который теперь не знает, в какой день он должен появиться на Страшном суде. Некоторые возражения высказывали и ученые, но они были опровергнуты в 1603 году папским астрономом Клавиусом.     Постепенно сопротивление было сломлено. Самые длительные споры по этому вопросу происходили в странах, где рядом жили католики и протестанты, особенно в Германии. В Швеции григорианский календарь был принят только в 1844 году, а в 1875 году он был введен в Египте, на родине солнечного календаря.

Быстро ли привился григорианский календарь

В 1582 году григорианский календарь был введен в Испании, Португалии, Игапи, немного

Слайд 14    В России, где ранее существовал только

юлианский календарь даты (по «новому стилю») изменились на 13 дней, ведь разница между календарями к этому времени составляла уже не 10, а 13 дней.     Например, Новый год в России многие стали праздновать дважды: 1 и 14 января - по старому и новому стилю. Православная церковь все еще пользуется юлианским календарем, так что в России как бы сосуществуют два типа исчисления времени.

Почему в России два календаря ?

В России, где ранее существовал только юлианский календарь даты (по «новому стилю»)