Слайд 1СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работу выполнила: Рецова Т.А., учитель английского языка первой квалификационной категории МОУ «Школа с. Лох Новобурасского района Саратовской области имени Героя Советского Союза В.И. Загороднева:
Слайд 2В связи с новыми тенденциями в развитии и обновлении российского образования
в целом, и языкового образования в частности, зафиксированных в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», ФГОС НОО и ООО произошла переориентация цели образования на формирование и развитие компетентности выпускников образовательных учреждений разных уровней. Эти изменения коснулись всех ступеней школьного обучения, в том числе и начальной школы.
Слайд 3Компетентностный подход
Изучение иностранного языка начинается со второго, а иногда и
с первого класса, и является очень важным этапом в приобщении младших школьников к изучению иностранного языка, когда закладываются основы для дальнейшего успешного освоения данного предмета.
целью обучения иностранному языку провозглашается формирование и развитие коммуникативной компетенции на всех этапах обучения.
Изменение цели обучения влечет за собой изменение содержания обучения и способов контроля.
Слайд 4Задачи:
определить ключевые компетенции, составляющие цель общего образования,
определить роль и место
образовательных дисциплин в формировании названных ключевых компетенций,
определить компетенции, характеризующие уровень владения учащимся того или иного учебного предмета (то есть соотнести цели обучения по предметам с основной целью образования),
определить содержания выделенных компетенций,
разработать технологии, позволяющие формировать соответствующие компетенции;
разработать формы и методы контроля, критерии оценивания и, если возможно, уровни владения той или иной компетенцией.
Слайд 5КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность
в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. Базируется же коммуникативная компетенция на ряде других компетенций:
Лингвистическая (языковая) компетенция;
Социолингвистическая (речевая) компетенция;
Социальная компетенция;
Стратегическая (компенсаторная) компетенция;
Дискурсивная компетенция;
Предметная компетенция
Слайд 6СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Все ключевые компетенции социальны в широком смысле этого слова, поскольку
формируются, развиваются и реализуются в социуме.
Социальная компетенция – это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения на иностранном языке и осуществления какой – либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, развитых коммуникативных способностей и сформированных качеств личности.
Сформировать социальную компетенцию значит научить учащихся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе при выполнении поставленной коммуникативной задачи.
Слайд 8РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Результатом развития социальной компетенции в процессе освоения иностранного языка,
особенно в начальной школе, является устойчивое желание и способность осуществлять эффективное взаимодействие с использованием иностранного языка как средства общения.
Необходимыми условиями формирования и развития социальной компетенции на уроке иностранного языка являются:
- позитивный коммуникационный климат;
- включение учащегося во всевозможные виды деятельности;
-;высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки учителя;
- разработка и применение эффективных средств и методов обучения и воспитания для развития обозначенной компетенции;
- обеспечение систематического контроля динамики развития социальной компетенции;
- обеспечение преемственности и планомерной, целенаправленной работы по развитию социальной компетенции на всех этапах школьного обучения на междисциплинарной основе.
Слайд 9Требования к уровню развития социальной компетенции выпускников начальной школы в контексте
обучения иностранным языкам
- способность вступать в общение;
способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого);
- способность к сопереживанию;
- способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения;
- способность оценивать свои поступки и отвечать за них;
- способность не допускать конфликтов; способность идти на компромисс, на уступки;
- способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух);
- способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения; способность контролировать свое поведение.
Слайд 10КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Толерантность как принятие; толерантность как допущение и признание;
Товарищество;
Воспитанность;
Доброта;
Порядочность (честность);
Сензитивность
(такт);
Ответственность; дисциплинированность; воля;
Любознательность
Слайд 11Ребенок максимально раскрывается и действует, проявляя свои настоящие качества и способности,
когда он чувствует себя свободно. Для этого необходимо создание реальных и условных ситуаций из сфер социального общения и взаимодействия младших школьников. К сферам общения младшего школьника относятся:
· сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому;
· сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, музыкальная школа;
· сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам;
· сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий.
· сфера исследовательского и научно-познавательного общения.
Слайд 12Ситуации общения для формирования, развития и мониторинга социальной компетенции на иностранном
языке (на примере ситуации представления и знакомства)
Слайд 14Технологии, обеспечивающие личностно-ориентированное обучение, коммуникативную компетенцию, и, следовательно, развитие социальной компетенции
– это метод проектов, технология сотрудничества, проблемное обучение, игровая деятельность, Интернет- ресурсы, викторины, конкурсы, олимпиады.