Слайд 1«Реализация системно - деятельностного подхода при изучении математики через формирование профессиональных
компетентностей в рамках освоения государственных стандартов среднего образования»
Слайд 2А. Дистервег
«Главная цель воспитателя должна
заключаться в развитии самодеятельности,
благодаря которой
человек может
впоследствии стать распорядителем своей
судьбы, продолжателем образования своей
жизни...»
«Настоящий учитель показывает своему
ученику не готовое задание, над которым
положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала,
возводит здание с ним вместе, учит его
строительству…»
Слайд 3В основе Федерального государственного стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход
Понятие «системно-деятельностный
подход» было впервые введено
в 1985 г.
Слайд 4Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ»
Предметные
опыт
получения, преобразования и применения предметных
знаний …
Метапредметные
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться …
Личностные
ценностно-смысловые установки личностной позиции,
основы российской и гражданской идентичности …
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования»
ГОС – это требования к …
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ
основной образовательной программы
УСЛОВИЯМ
Система оценки – новые задания на проверку действий!
Сделаны по нач.школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ
АКЦЕНТ СМЕЩАЕТСЯ С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
Слайд 5 Что означает «деятельность»?
Система, которая нацелена на результат.
С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности.
Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация).
В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД – организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности студента.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД – это метод обучения, при котором студент не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Слайд 6Система дидактических
принципов обучения
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостного представления о мире
Принцип минимакса
Принцип
творчества
Принцип вариативности
Принцип психологической комфортности
«Известно, что формирование любых личностных новообразований-умений, способностей, личных качеств (в том числе и универсальных личных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности».
Л. С. Выготский
Слайд 7Принципы обучения
Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, что студент не
получает готовое задание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности.
Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.
Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе- обществе- самом себе.
Слайд 8Принципы обучения
Принцип минимакса заключается в том, что образовательные учреждения предлагают каждому
ученику (студенту) содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ГОС).
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение студентом собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 9Принципы обучения
Принцип вариативности предполагает формирование у студентов способности к систематическому перебору
вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики, сотрудничества.
Слайд 10Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2100…»
Урок «открытия» нового
знания
Урок рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
«… дать детям радость труда, радость успеха в учебе, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания».
В. А. Сухомлинский
Слайд 11Типология уроков в дидактической системе
Урок «открытия» новых знаний
Дидактическая цель: формирование способности
студентов к новому способу действий понятий.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексии
Дидактическая цель: формирование у студентов способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.
Слайд 12Типология уроков в дидактической системе
Урок общеметодологической направленности
Дидактическая цель: формирование способности студентов
к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок развивающего контроля
Дидактическая цель: формирование способности студентов к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 13Структура уроков
Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
учебном действии.
Выявление и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Слайд 141. Мотивирование к учебной деятельности
На данном этапе:
активируются требования со стороны учебной
деятельности («надо»);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
устанавливаются тематические рамки («могу»).
Слайд 152. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Данный
этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знакомую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или обоснования.
Слайд 163. Выявление и причины затруднения
На данном этапе преподаватель организует выявление
студентами места и причину затруднения.
Для этого студенты должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально или знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать причину затруднения-те конкретные знания, умения , навыки, которых недостает для решения задачи и задач такого типа.
Слайд 174. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,
средство)
На данном этапе студенты в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель устранения возникшего затруднения, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели и т. д.
Слайд 185. Реализация построенного проекта
Этим процессом руководит преподаватель.
На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта: обсуждают различные варианты, предложенные студентами, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.
Слайд 196. Первичное закрепление с
проговариванием вслух
На данном этапе студенты в
форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Слайд 207. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону
При проведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы: студенты самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
В завершение организуется исполнительная рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этого этапа состоит в организации, по возможности, для каждого студента ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 218. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы
применимости новых знаний и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, преподаватель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.
Слайд 229. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)
На данном этапе фиксируется новое
содержание, изученного на уроке, и организуется рефлексия и самооценка студентами собственной учебной деятельности.
В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Слайд 23Показатели владения педагогом современными технологиями
Учит студентов определять границы своих знаний, ставить
проблему;
Учит студентов осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
Организует учебное сотрудничество студентов совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит студентов работе в группе;
Создает условия для выстраивания студентом индивидуальной траектории изучения предмета ;
Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве ;
Организует проектные и событийные формы работы ;
Организует совместно-распределенную деятельность студентов во внеаудиторной самостоятельной работе ;
Обеспечивает включение студентов в социально-значимые проекты ;
Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность студентов;
Применяет информационные технологии в образовательном процессе.
Слайд 24Преимущества СДП в преподавании математики
Изменяется характер обучения от заучивания понятий к
их познанию
Сокращается время, необходимое для изучения материала
Развивается мотивационно-ценностная сфера личности
Формируется осознанная познавательная мотивация
Реализуются развивающие цели урока
Органично сочетается с различными современными образовательными технологиями
Помогает научить студентов учиться
Способствует формированию ключевых компетентностей
Слайд 25Пожелания коллегам
«Человек подобен дроби, у которой числитель – это то, что
он из себя представляет, а знаменатель-это то, что он о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А если знаменатель стремится к бесконечности, то дробь равна нулю».
Л. Н. Толстой
Желаю:
Пусть ВАША дробь будет неправильной!
Оставаться оптимистами!
Быть всегда молодыми и востребованными!
Ежедневно получайте только положительные эмоции!
Доброжелательных и
Активных студентов!