Слайд 1Решение текстовых задач составлением квадратных уравнений
Слайд 2Цели урока:
Использование алгоритма решения текстовой задачи, с помощью квадратного уравнения
(составление математической модели задачи).
Научить анализировать, сравнивать, выделять главное при решении задач с помощью квадратных уравнений.
Слайд 3Сгруппируйте уравнения по столбикам, указав в первом столбике – полные квадратные
уравнения, во втором – неполные квадратные уравнения, в третьем – приведенные квадратные уравнения, в четвертом – уравнения, сводящиеся к квадратным.
Слайд 7Сформулируйте теорему Пифагора. О какой фигуре идет в ней речь?
Слайд 8 Назовите формулу, связывающую расстояние, пройденное телом , скорость и время при
равномерном прямолинейном движении.
S=v·t
Слайд 9
Задача 1.
Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 6 больше
другого, равно 187. Найдите эти числа.
Слайд 10Пусть первое число - х.
Тогда второе число – х+6.
х·(х+6) =
187
х2 + 6х -187=0 – математическая модель задачи
D =36-4×1×(-187)=784 › 0 → уравнение имеет 2 действительных различных корня
х1=-17 – не удовлетворяет условию задачи(отрицательное число),
х2=11 (удовлетворяет условию)
Значит, первое искомое число : 11, тогда второе число : 11+6=17.
Ответ: 11, 17.
Слайд 11
Задача 2.
Найдите катеты прямоугольного треугольника, если известно, что один из них
на 4 см меньше другого, а гипотенуза равна 20 см.
Слайд 12
Пусть наименьший катет – х см.
Тогда второй катет – (х+4) см.
х2+(х+4)2=202 – математическая модель задачи
х2+х2+8х+16=400
2х2+8х-384=0
х2+4х-192=0.
Слайд 13
D=16- 4×1 ×(-192)=784
х1=-16см, х2 = 12см.
По смыслу задачи значение х должно быть
положительным числом. Этому условию удовлетворяет только второй корень, т.е. число 12 – меньший катет.
Тогда больший катет будет 16 см (12+4)см.
Ответ: 12 см, 16 см.
Слайд 14
Задача 3.
В кинотеатре число мест в ряду на 8 больше числа
рядов. Сколько рядов в кинотеатре, если всего в нем имеется 884 места?
Слайд 15
Пусть количество рядов – х.
Тогда количество мест в ряду – х+8
х·(х+8)
= 884 – математическая модель задачи
х2 + 8х -884=0
D=64- 4×1 ×(-884)=3600
х1=26, х2 = -34.
Слайд 16
По смыслу задачи значение х должно быть положительным числом. Этому условию
удовлетворяет только первый корень, т.е. число 26 – количество рядов. Тогда количество мест в ряду будет 26+8=34.
Ответ: в кинотеатре 26 рядов и 34 места в ряду.
Слайд 17Задача 4.
На середине пути между станциями А и В поезд был
задержан на 10 минут. Чтобы прибыть в В по расписанию, машинисту пришлось первоначальную скорость поезда увеличить на 12 км/ч. Найти первоначальную скорость поезда, если известно, что расстояние между станциями равно 120 км.
Слайд 20
Итак, уравнение имеет два корня, один из которых не удовлетворяет условию
нашей задачи, его мы отбрасываем и выясняем что х=60км\ч. Это и есть ответ на вопрос задачи.
Ответ: первоначальная скорость поезда равна 60км\ч.
Слайд 21Проверочная работа
1 вариант.
Найдите два натуральных последовательных числа, произведение которых равно
156.
2 вариант.
Найдите катеты прямоугольного треугольника, если один катет больше другого на 2, а гипотенуза равна 10 см.
Слайд 221 вариант.
Пусть первое число – х
Тогда второе – (х+1)
Учитывая, что произведение
равно 156 и х>0, составим уравнение:
х·(х+1)=156
х2+х-156=0
D=625
х1=12
х2=-13 – не удовлетворяет условию
Значит, второе число=13.
Ответ: 12, 13.
Слайд 232 вариант.
Пусть наименьший катет – х см.
Тогда второй катет – (х+2)
см.
По теореме Пифагора:
х2+(х+2)2=102
2х2+4х-96=0
D=196
х1=6
х2=-8 – не удовлетворяет условию
Значит, второй катет равен 8 см.
Ответ: 6 см, 8 см.
Слайд 24Подведение итогов урока
Какая цель была у нас на уроке?
Спасибо за активную
работу!
Слайд 25
Домашнее задание:
Придумайте и решите две задачи, которые решаются с помощью квадратного
уравнения.
Слайд 26
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ.
1 этап Подробный анализ
условия задачи.
выделение процессов (о чем идет речь);
выявление известных величин и связей между ними
вопрос задачи (что нужно найти);
2 этап Установление неизвестного. Установление связей между величинами:.
установление функциональной зависимости между величинами, составление формул;
схематическая запись условия задачи с обозначением неизвестных величин.
3 этап Составление уравнения.
4 этап Решение уравнения.
5 этап Исследование корней уравнения и запись ответа.