Презентация, доклад на тему Решение неравенств с модулями

Неравенства вида |f(x)| < a при a ≤ 0 решений не имеют, а при a > 0 равносильны двойному неравенству –a < f(x) < a. Заметим, что если неравенство нестрогое |f(x) |≤ a, то при а=0

Слайд 1Неравенства с модулями
11 класс презентация----- Абрамова Светлана Ивановна

Неравенства с модулями 11 класс презентация----- Абрамова Светлана Ивановна

Слайд 2Неравенства вида |f(x)| < a при a ≤ 0 решений не

имеют, а при a > 0 равносильны двойному неравенству –a < f(x) < a. Заметим, что если неравенство нестрогое |f(x) |≤ a, то при а=0 оно равносильно уравнению f(x)=0.

Неравенства вида |f(x)| > a при a ≤ 0 имеют решением всю область определения функции f(x). При a > 0 исходное неравенство равносильно двум неравенствам : f(x) > a и f(x) < -a, при этом решения обоих неравенств являются решениями исходного. Это справедливо и для нестрогих неравенств.

Неравенства вида |f(x)| < a при a ≤ 0 решений не имеют, а при a > 0

Слайд 3Решить неравенство : |3 - 8x2| > -3

Решение.
Поскольку модуль всегда заведомо

больше отрицательного числа, решением этого неравенства является область определения функции, стоящей под знаком модуля, т.е. любое рациональное число.
Решить неравенство : |3 - 8x2| > -3Решение.Поскольку модуль всегда заведомо больше отрицательного числа, решением этого неравенства

Слайд 4Решить неравенство: |x2 - 2x| ≤ 0

Решением этого неравенства будут корни

уравнения x2-2x=0 ,т.е. x1=0 и x2=2.

Ответ : x ϵ {0} ᴜ {2}

Решить неравенство : |7x2 + 8| ≤ -3

Неравенство решений не имеет, так как модуль всегда положителен.

Решение.

Решение.

Решить неравенство: |x2 - 2x| ≤ 0Решением этого неравенства будут корни уравнения x2-2x=0 ,т.е. x1=0 и x2=2.Ответ

Слайд 5Решить неравенство : |x2 - 7x| ≥ 12
Решение.
Равносильные неравенства x2 -

7x ≥ 12 и x2 - 7x ≤ -12 сводятся к квадратным x2 - 7x -12 ≥ 0 и x2 - 7x + 12 ≤ 0.

Решаем первое неравенство.

Решаем второе неравенство.

Следовательно, решением исходного неравенства будут три интервала решений квадратных неравенств.

Решить неравенство : |x2 - 7x| ≥ 12 Решение.Равносильные неравенства x2 - 7x ≥ 12 и x2

Слайд 6Решение.
(6x – 8)(x – 3) ≥ 0
x ≠ 3
x – 3

< 0

x ϵ ( - ∞ ; 3 )

Решение.(6x – 8)(x – 3) ≥ 0x ≠ 3x – 3 < 0x ϵ ( - ∞

Слайд 7Неравенства вида |f(x)|≤ g(x) сводятся к равносильной системе:
f(x) ≤ g(x) f(x) ≥

-g(x) ,

а неравенства вида |f(x)|≥ g(x) – к аналогичной равносильной системе:

f(x) ≥ g(x) f(x) ≤ -g(x) .

Неравенства вида |f(x)|≤ g(x) сводятся к равносильной системе: f(x) ≤ g(x) f(x) ≥ -g(x) ,а неравенства вида

Слайд 8Решить неравенство : |x2 - 8x + 15|< x - 3

Решение

.

Равносильная система неравенств

x2 - 8x + 15 < x – 3 x2 - 8x + 15 > 3 - x

сводится к решению двух равносильных неравенств :

x2 - 9x + 18 < 0 x2 - 7x + 12 > 0

x1 = 3 x2 = 6

x1 = 3 x2 = 4

x ϵ ( 3 ; 6 ) x ϵ ( -∞ ; 3) ᴜ ( 4 ; ∞ )

Ответ : x ϵ ( 4 ; 6 )

3

3

4

6

Решить неравенство : |x2 - 8x + 15|< x - 3Решение .Равносильная система неравенств x2 - 8x

Слайд 9Решить неравенство : |x2 – 2x - 3| > 3x -

3

Решение .

Равносильная система неравенств

x2 – 2x – 3 > 3x – 3 x2 – 2x – 3 < 3 – 3x

как и в предыдущем примере, сводится к системе квадратных неравенств :

x2 –5x > 0 x2 + x – 6 < 0
 

x1 = 0 x2 = 5

x1 = -3 x2 = 2

x ϵ ( -∞ ; 0 ) ᴜ ( 5 ; ∞ ) x ϵ ( -3 ; 2 )

-3

2

0

5

Ответ : x ϵ ( -3 ; 0 )

Решить неравенство : |x2 – 2x - 3| > 3x - 3 Решение . Равносильная система неравенств

Слайд 10Неравенства вида F(|f(x)|) v 0 заменой y=|f(x)| сводятся к равносильной системе

:

F(y) v 0 y ≥ 0

Неравенства вида F(|f(x)|) v 0 заменой y=|f(x)| сводятся к равносильной системе :F(y) v 0 y ≥ 0

Слайд 11Решить неравенство : |x - 4|3 + |x - 4|> 2
Решение

.

Заменой y=|x - 4| исходное неравенство сводится к равносильной системе :

y 3 + y > 2 y ≥ 0

y3 + y – 2 y3 – y2

y2 + y y2 – y

2у – 2 2у – 2

y - 1 y2 + y + 2

0

-

-

-

Первое неравенство y 3 + y - 2 > 0 – рациональное. Решать его нужно методом интервалов для рациональных и дробно-рациональных неравенств, предварительно разложив левую часть на множители. Корень у=1 кубического трехчлена угадывается сразу. Поэтому, деля y 3 + y - 2 на у – 1 или применяя метод неопределенных коэффициентов с использованием теоремы Безу, разложим выражение на два сомножителя – линейный и квадратный.

Решить неравенство : |x - 4|3 + |x - 4|> 2 Решение .Заменой y=|x - 4| исходное

Слайд 12Таким образом,
y 3 + y – 2 = (у –

1)(y2 + y + 2)

Итак, равносильная система приняла вид :

(у – 1)(y2 + y + 2)>0 y≥0 ,

откуда у>1

Переходя к переменной х, получаем простейшее неравенство |х - 4| > 1, которое разбивается на два равносильных : х – 4 > 1, или х > 5, и х – 4 < -1, или х<3. Таким образом, x ϵ ( -∞ ; 3) ᴜ ( 5; ∞ ).

Ответ : x ϵ ( -∞ ; 3) ᴜ ( 5 ; ∞ )

Таким образом, y 3 + y – 2 = (у – 1)(y2 + y + 2)Итак, равносильная

Слайд 13Неравенства вида F(ϕ(x) ;|f(x)|) v 0 сводятся к двум равносильным системам

:

f(x)≥0 F(ϕ(x) ; f(x)) v 0

f(x)< 0 F(ϕ(x) ; -f(x)) v 0

Неравенства вида F(ϕ(x) ;|f(x)|) v 0 сводятся к двум равносильным системам : f(x)≥0 F(ϕ(x) ; f(x)) v

Слайд 14Решить неравенство : x2 + 2|x + 3| - 10 ≤

0

Решение .

Равносильные системы :

x + 3 ≥ 0 x2 + 2(x + 3) – 10 ≤ 0

x + 3 < 0 x2 - 2(x + 3) – 10 ≤ 0

x ≥ -3 x2 + 2x – 4 ≤ 0

x < -3 x2 - 2x – 16 ≤ 0

и

Решить неравенство : x2 + 2|x + 3| - 10 ≤ 0 Решение .Равносильные системы : x

Слайд 15Неравенства вида |f(x)|>|g(x)|, как и соответствующие уравнения, сводятся к равносильному

[ f(x) ]2 > [ g(x) ]2 .

Неравенства вида |f(x)|>|g(x)|, как и соответствующие уравнения, сводятся к равносильному   [ f(x) ]2 > [

Слайд 16Решить неравенство : |2x - 5| - |4x + 7|≥ 0


Решение .

Приводим исходное неравенство к виду

|2x - 5| ≥ |4x + 7|

и возводим в квадрат :

(2x – 5)2 ≥ (4x + 7)2

Раскрывая скобки и приводя подобные члены, получаем квадратное неравенство :

3x2 + 19x + 6 ≤ 0

3x2 + 19x + 6 = 0

Решить неравенство : |2x - 5| - |4x + 7|≥ 0 Решение .Приводим исходное неравенство к виду

Слайд 17Неравенства вида |f1(x)|±|f2(x)|±…±|fn(x)| v a решаются тем же самым методом интервалов,

что и уравнения с модулем. Разница лишь в том, что в данном случае в каждом интервале решается не уравнение, а неравенство и из решений неравенства выбираются те, которые принадлежат данному интервалу. В остальном метод интервалов остается тем же, что и при решении уравнений с модулем.

Не следует путать этот метод с методом интервалов, применяемым для решения рациональных и дробно-рациональных неравенств.

Внимание!

Неравенства вида |f1(x)|±|f2(x)|±…±|fn(x)| v a решаются тем же самым методом интервалов, что и уравнения с модулем. Разница

Слайд 18Решить неравенство : |x|- 2|x + 1|+ 3|x + 2|≥ 4
Решение

.

Найдем сначала все xi , разбивающие числовую ось на интервалы и получающиеся как решения уравнений fj (xi )=0 : х=0; х + 1=0 ; х + 2=0. Таким образом, границами интервалов являются числа x1=0, x2=-1 и x3=-2. Отметим эти значения на числовой оси для каждого из полученных интервалов определим знаки выражений, стоящих под знаком модуля :



I

II

III

IV

-2

-1

0

x<0 x + 1 < 0 x + 2 < 0

x<0 x + 1 < 0 x + 2 > 0

x<0 x + 1 > 0 x + 2 > 0

x>0 x + 1 > 0 x + 2 > 0

Раскроем модули на интервале I (x≤-2) :

-x + 2( + 1) – 3(x + 2) ≥ 4

После преобразования получаем

-2х – 4 ≥ 4 ,

откуда х ≤ -4

Решить неравенство : |x|- 2|x + 1|+ 3|x + 2|≥ 4 Решение .Найдем сначала все xi ,

Слайд 19Этот интервал входит в интервал I и является решением исходного неравенства.
II

интервал ( -2≤ х ≤-1 ) :

-х+ 2(х + 1) + 3(х + 2) ≥ 4

4х + 8 ≥ 4 ,

откуда х≥-1

Решением в этом интервале является точка х=-1

III интервал ( -1≤ х ≤0 ) :

-х – 2(х + 1) + 3(х + 2) ≥ 4

4 ≥ 4

В результате мы получили истинное неравенство ( заметим, что, если бы неравенство было строгим, оно становилось бы ложным). Следовательно, весь интервал III является решением исходного неравенства.

IV интервал ( х≥0 )

х – 2(х + 1) + 3( + 2) ≥ 4

2х + 4 ≥ 4 ,

откуда х≥0

Ответ : ( -∞ ; -4 ] ᴜ [ -1 ; ∞ )

Этот интервал входит в интервал I и является решением исходного неравенства.II интервал ( -2≤ х ≤-1 )

Слайд 20

! Презентация составлена учителем математики Абрамовой С.И. К элективному курсу

11 класс по теме
« Решение Неравенств модулями»
24.12.18г
! Презентация составлена  учителем математики Абрамовой С.И. К элективному курсу 11 класс

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть