Презентация, доклад на тему Проект по математике логические задачи для учащихся 9-11классов

Содержание

Цель проекта :* Повысить уровень знаний по математике;*Формирование и развитие различных видов памяти, внимания.

Слайд 1 Учебно-исследовательский проект на тему: «Логические задачи »
Исследователи: ЖАМАЛЕЕВА АЙНУР,
ЛОПУХИНА

ТАТЬЯНА,
Руководитель проекта:
ГАЛИЦКАЯ НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

КГУ «БЕЛОВСКАЯ СШ МАМЛЮТСКОГО РАЙОНА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Учебно-исследовательский  проект  на тему: «Логические задачи »Исследователи: ЖАМАЛЕЕВА АЙНУР,ЛОПУХИНА ТАТЬЯНА,Руководитель проекта:ГАЛИЦКАЯ НАДЕЖДА

Слайд 2 Цель проекта :

* Повысить

уровень знаний по
математике;
*Формирование и развитие различных видов памяти, внимания.

Цель проекта :* Повысить уровень знаний по  математике;*Формирование и

Слайд 3Цель исследования: практически апробировать и проанализировать влияние решения логических задач на

развитие интереса на уроках математики.

Цель исследования: практически апробировать и проанализировать влияние решения логических задач на развитие интереса на уроках математики.

Слайд 4 Гипотеза проекта:
Мы предполагаем, что используя логическое мышление , как

средство развития умственных способностей, можно повысить познавательный интерес и добиться хороших результатов
для поступления в ВУЗ
Гипотеза проекта: Мы предполагаем, что используя логическое мышление , как средство развития умственных способностей, можно повысить

Слайд 5 Задачи исследования:

Сделать отбор логических

задач
по некоторым разделам;
Провести апробацию способов решения логических задач на уроках математики;

Оценить уровень усвоения программного материала по предмету.
Оценить уровень развития умений применять полученные знания в практической деятельности;
Оценить уровень сформированности логического мышления, интуиции учащихся.
Качественно подготовиться к сдачи ЕНТ







Задачи исследования:Сделать отбор логических задач по некоторым разделам;Провести  апробацию

Слайд 6В чем заключается эксперимент
В начале использовать на уроках математики систему подобранных

логических задач и посмотреть получившейся результат, сделать вывод. Используемыми методиками, составляющими систему , явились следующие:
1)анкета для учащихся «Какие затруднения вы испытываете при решение логических задач по разным учебным предметам?»
2)анкета «Почему ты любишь решать логические задачи?»
3)анкета «Почему ты не любишь решать логические задачи?»
4) анкета «Как повлияло решение логических задач по математике на изучение других предметов?»
Данные методики расположены в той последовательности , к которой они вводятся для определения уровня формирования познавательных интересов учащихся по решению логических задач.
В чем заключается экспериментВ начале использовать на уроках математики систему подобранных логических задач и посмотреть получившейся результат,

Слайд 7Из истории логических задач:

Логика -наука о формах и законах

правильного мышления.

Логика была возрождена в середине XIX века.
Из истории логических задач: Логика  -наука о формах и законах правильного мышления.Логика была возрождена в середине

Слайд 8

Логические задачи отличаются от обычных задач тем, что в них требуется

умение рассуждать вместе с другими знаниями математики
Логические задачи отличаются от обычных задач тем, что в них требуется умение рассуждать вместе с другими знаниями

Слайд 9 Мы решали логические задачи из разделов:


1.Задачи на количественные соотношения
2. Задачи, решаемые с применением кругов Эйлера
3.Задачи на Принцип Дирихле
4.Задачи на установление числовых закономерностей
5.Задачи,решаемые методом исключения
6.Маленькие хитрости: Применение логики при ориентации
на видение ответа
Мы решали логические задачи из разделов:      1.Задачи  на количественные соотношения2.

Слайд 10Приступим к решению логических задач







1.Задачи на количественные
соотношения

Приступим к решению       логических задач

Слайд 11Землекопы
Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется

землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов?


Решение:
Понадобятся те же пять землекопов, не больше. В самом деле, пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы; значит, пять землекопов за 1 час вырыли бы 1 м канавы, а в 100 часов — 100 м.

ЗемлекопыПять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100

Слайд 14Приготовление краски
Для того чтобы получить краску оранжевого цвета, необходимо смешать краски

желтого цвета (6 частей) и красного цвета (2 части). Сколько грамм краски оранжевого цвета можно получить (максимально), имея в наличии 3 грамма желтой и 3 грамма красной краски?

Решение :
Из условия задачи видно, что желтой краски требуется в 3 раза больше, чем красной. Следовательно, имея в наличии 3 грамма желтой краски, необходимо взять 1 грамм красной краски. То есть оранжевой краски при смешивании получиться 4 грамма.

Приготовление краскиДля того чтобы получить краску оранжевого цвета, необходимо смешать краски желтого цвета (6 частей) и красного

Слайд 15
Новые таблички

В одном городе построили новый район из 100 домов. Мастера

по изготовлению табличек изготовили и привезли пачку новых табличек с нумерацией домов от 1 до 100. Сосчитайте количество всех цифр 9 встречающихся в этих табличках (цифры 9 и 6 являются разными цифрами).




Правильный ответ - 20 девяток.
Новые табличкиВ одном городе построили новый район из 100 домов. Мастера по изготовлению табличек изготовили и привезли

Слайд 162. Задачи, решаемые с применением кругов Эйлера.

2. Задачи, решаемые с применением кругов Эйлера.

Слайд 17
Задача 1. В группе из 100 туристов 66 человек знают английский

язык. 54 знают французский язык и 33 человека знают оба языка. Сколько туристов в группе не знают ни английского, ни французского языка?


Задача 2. Из 20 человек двое изучали только английский язык, трое - только немецкий, шестеро — только французский. Никто не изучал трех языков. Один изучал английский и немецкий, трое — английский и французский. Сколько человек изучало немецкий и французский языки?
Задача 1. В группе из 100 туристов 66 человек знают английский язык. 54 знают французский язык и

Слайд 18Решение задачи 1: знают только английский 66-33=33 чел, только французский :54-33=21чел,всего

изучают языки: 33+33+21=87 .Не изучают языки 100-87=13 ответ: 13 человек

100

«33»

Решение задачи 1: знают только английский 66-33=33 чел, только французский :54-33=21чел,всего изучают языки: 33+33+21=87 .Не изучают языки

Слайд 19Решение задачи 2:Немецкий и французский изучают: 6+3+1+3=10чел. Ответ: 10человек
1
3

Решение задачи 2:Немецкий и французский изучают: 6+3+1+3=10чел. Ответ: 10человек13

Слайд 20Задача 3.
В классе 38 учеников. Из них 16 увлекаются математикой

17 — физикой, 18 — историей. Увлекаются двумя предметами — математикой и физикой — четверо, математикой и историей — трое, физикой и историей — пятеро. Трое ж увлекаются ни математикой, ни физикой, ни историей. Сколько ребят увлекаются одновременно тремя предметами?
Сколько ребят увлекаются лишь одним из этих предметов?
Задача 3. В классе 38 учеников. Из них 16 увлекаются математикой 17 — физикой, 18 — историей.

Слайд 21Решение задачи 3: всего: 38- 3=35 учеников. 16+17+18=51; изучают по 2

предмета 4+3+5=12.человек. Занимаются по 1 или 3-м предметам: 51-12=39чел. 39-35=4 человека подсчитаны дважды 4:2= 2 человека занимаются по 3-м предметам. занимаются математикой: 16-4-3-2=7, физикой: : 17-4-2-5=6; историей:: 18-5-3-2=8


4


3


5

2

Решение задачи 3:  всего: 38- 3=35 учеников. 16+17+18=51; изучают по 2 предмета 4+3+5=12.человек. Занимаются по 1

Слайд 22
Задача 4. В некоторой школе есть класс увлеченных ребят. Семь учеников

из этого класса увлекаются математикой, шесть — физикой, пять — астрономией. Четверо из учеников увлекаются и математикой и физикой, трое — математикой и астрономией, двое — физикой и астрономией, а один — и математикой, и физикой, и астрономией. Сколько учеников в этом классе? Решите самостоятельно.
Задача 4. В некоторой школе есть класс увлеченных ребят. Семь учеников из этого класса увлекаются математикой, шесть

Слайд 233. Принцип Дирихле

Утверждение «среди любых трех целых

чисел найдутся два числа одной четности» очевидно
утверждение «среди 13 человек найдутся двое, родившиеся в один месяц»верно?

Классическая формулировка звучит так: «Если (n + 1) кроликов сидят в n ящиках, то найдётся ящик, в котором сидит, по крайней мере, два кролика».
3. Принцип Дирихле    Утверждение «среди любых трех целых чисел найдутся два числа одной четности»

Слайд 24Метод от противного:

«Предположим, что не найдется двух таких человек. Тогда

в каждый из 12 месяцев родилось не более одного человека. Значит, имеется всего не более 12 человек, что противоречит условию задачи: 12 < 13.»

Такие утверждения называют
« Принципом Дирихле».
Метод от противного: «Предположим, что не найдется двух таких человек. Тогда в каждый из 12 месяцев родилось

Слайд 25
Пример 1. В классе 30 человек. Паша сделал 13 ошибок, а

остальные меньше. Доказать, что какие-то три ученика сделали одинаковое количество ошибок.

Решение: По условию задачи, наибольшее число ошибок, сделанных в работе 13. Значит, ученики могли сделать 0, 1, 2, ..., 13 ошибок. Эти варианты будут «клетками», а ученики станут «кроликами». Тогда по (обобщенному) принципу Дирихле (14 клеток и 30 зайцев)
30:14=2( ост 2)
найдутся три ученика, попавших в одну «клетку», то есть сделавших одинаковое число ошибок
Пример 1. В классе 30 человек. Паша сделал 13 ошибок, а остальные меньше. Доказать, что какие-то три

Слайд 26Пример 2. Имеется 25 конфет 3 сортов. Верно ли, что не

менее 9 из них будут какого-то одного сорта?

Решение:
Пусть «клетками» у нас будут сорта конфет, а «кроликами» -сами конфеты. По принципу Дирихле найдется «клетка», в которой не менее 25 / 3 «кроликов». Так как 8 < 25 / 3 < 9, то найдется 9 конфет одного сорта. Утверждение можно доказать, проводя сразу рассуждения от противного.
Пусть конфет каждого сорта не более 9, то есть не превышает восьми. Тогда всего конфет не больше 3 × 8 = 24, а по условию их 25. Противоречие.

Пример 2. Имеется 25 конфет 3 сортов. Верно ли, что не менее 9 из них будут какого-то

Слайд 27
Пример 3. В квадратном ковре со стороной 1 м моль проела

51 дырку (дырка — точка). Докажите, что некоторой квадратной заплаткой со стороной 20 см можно закрыть не менее трёх дырок.

Решение: Весь ковер можно накрыть такими 25-ю заплатами. По принципу Дирихле Весь ковер можно накрыть такими 25-ю заплатами. По принципу Дирихле какая-то из этих заплат накроет не менее трех дырок. Иногда принцип Дирихле не работает «впрямую»,
Пример 3. В квадратном ковре со стороной 1 м моль проела 51 дырку (дырка — точка). Докажите,

Слайд 284.Задачи на установление числовых закономерностей

4.Задачи на установление числовых закономерностей

Слайд 29

Решение задачи 1: обозначим круг-х,треугольник-у,квадрат-z.Вычтем из второго «уравнение» третье: у-х=1, а

,из 1: х+у=11.Применяя способ сложения, находим у=6;х=5; тогда z=9-y=9-6=3;x+z=5+3=8

Решение задачи 2:первый квадрат: 8х6=48, 5х9=45, 48+45=93; второй квадрат:6х7=42, 8х3=24, 42+24=66; третий квадрат: 5х8=40, 9х4=36, 40+36=76. ответ :76
Решение задачи 1: обозначим круг-х,треугольник-у,квадрат-z.Вычтем из второго «уравнение»

Слайд 30Решение: первый треугольник: 6х7+3=42+3=45, второй треугольник: 4х8+13=32+13=45, третий треугольник: 3х9+4=27+7=34. ответ:

Д

3.Числа внутри треугольников получены в результате выполнения определенных арифметических операций. Какое число должно быть в третьем треугольнике вместо вопросительного знака.?

45

45

?

45

?

Решение: первый треугольник: 6х7+3=42+3=45,  второй треугольник: 4х8+13=32+13=45,  третий треугольник: 3х9+4=27+7=34.  ответ: Д 3.Числа внутри

Слайд 31Решение:198+198+198+8=602; В=9. ответ:Д




Решение : буква а-3; к-5; ж-4;
р-7; о-1; б-6;
«жоба»-4163
Ответ: Е
4.Подставьте

числа с 0 до 9 вместо букв А,В,С. Найдите какое число обозначает буква В

5. В словах «кара», «жара», «жоба»,
«кора», «кожа»каждой букве соответ
ствует определенная цифра.
Найдите цифровое обозначение
слову «жоба».
А) 5373
В)4373
С)5173
Д)5143
Е)4163

Решение:198+198+198+8=602; В=9. ответ:ДРешение : буква а-3; к-5; ж-4;р-7; о-1; б-6;«жоба»-4163Ответ: Е4.Подставьте числа с 0 до 9 вместо

Слайд 325.Задачи,решаемые методом исключения
(при помощью таблицы истинности)

5.Задачи,решаемые методом исключения(при помощью таблицы истинности)

Слайд 33

1.В семье трое детей: 2 мальчика и девочка. Их имена начинаются

с букв А,В,Г. Среди А и В есть начальная буква имени одного мальчика, а среди В и Г – начальная буква имени другого мальчика. С какой буквы начинается имя девочки?

1.В семье трое детей: 2 мальчика и девочка. Их имена начинаются с букв А,В,Г. Среди А и

Слайд 34

2.Четыре брата Юра, Петя, Вова, Коля учатся в 1,2,3,4 классах. Петя-

отличник, младшие братья стараются брать с него пример. Вова учится в 4 классе. Юра помогает решать задачи брату. Кто в каком классе учится?

2.Четыре брата Юра, Петя, Вова, Коля учатся в 1,2,3,4 классах. Петя- отличник, младшие братья стараются брать с

Слайд 353.Три поросенка построили три домика из соломы, из прутьев, из камней.

Каждый из них получил один домик: Ниф-Ниф – не из камней, и не из прутьев; Нуф-Нуф не из камней. Какой домик достался Наф-Нафу.?
3.Три поросенка построили три домика из соломы, из прутьев, из камней. Каждый из них получил один домик:

Слайд 36

4.На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки – Аня, Валя,

Галя и Надя. Девочка в зелёном платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Какое платье носит каждая из девочек?
4.На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки – Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в зелёном

Слайд 37 5. Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии, начинающиеся

на буквы В, П, С и К. Известно, что
Ваня и С. – отличники,
Петя и В. – троечники,
В. ростом выше П.,
Коля ростом ниже П.,
Саша и Петя имеют одинаковый рост.
На какую букву начинается фамилия каждого мальчика?

5. Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии, начинающиеся на буквы В, П, С и

Слайд 38

6. Четыре ученицы: Мария, Нина, Ольга и Полина – участвовали в

лыжных соревнованиях и
заняли четыре первых места. На вопрос, кто какое место занял. Они дали три разных ответа:
- Ольга заняла первое место, Нина – второе.
- Ольга – второе, Поля- третье.
- Мария- второе, Поля- четвёртое.
Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, а другая - неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

6. Четыре ученицы: Мария, Нина, Ольга и Полина – участвовали в лыжных соревнованиях изаняли четыре первых места.

Слайд 40

Ответы:
1.Имя девочки начинается с буквы В

2.Вова – 4кл, Петя – 3кл,

Юра – 2 кл., Коля – 1 кл
.
3.Наф-наф из камней, Ниф-Ниф из соломы, Нуф- Нуф из прутьев
4.Аня в белом, Валя в голубом, Галя в зеленом, Надя в розовом
5.Ваня П., Петя К., Саша В., Коля С.

6.Оля -1, Мария -2, Поля – 3, Нина -4

7. Учитель предварительно договорился с учениками, чтобы они вызывались отвечать независимо от того, знают ответ или не знают. Но те, кто знает ответ, должны под­нимать правую руку, а те, кто не знает, — левую. Учитель каждый раз выбирал другого ученика, но всегда того, кто поднимал правую руку.


Ответы:1.Имя девочки начинается с буквы В2.Вова – 4кл, Петя – 3кл, Юра – 2 кл., Коля –

Слайд 42 6.Маленькие хитрости: Применение логики при ориентации на видение ответа

6.Маленькие хитрости: Применение логики при ориентации  на видение ответа

Слайд 43
1. Средняя линия трапеции равна 7 см. Одно из ее оснований

больше другого на 4 см.
Найти основания трапеции.
А) 10 см, 4 см В) 5 см, 6 см C) 5 см, 9 см D) 11 см, 3 см Е) 2 см, 12 см. Прежде всего, в глаза бросается, что ответ
В) неверен, так как в трапеции с основаниями 5 см и 6 см средняя линия не равна 7 см.
обратите внимание на то, что одно из оснований трапеции должно быть больше другого на 4 см и тогда ответ
9см-5см= 4см
С) находится однозначно и мгновенно.
1. Средняя линия трапеции равна 7 см. Одно из ее оснований больше другого на 4 см. Найти

Слайд 44


2. Две трубы вместе наполняют бассейн за 6 часов. Определите, за

сколько часов наполняет бассейн каждая труба в отдельности, если известно, что из первой трубы в час вытекает на 50 % больше воды, чем из второй.
А) 10 ч, 20 ч В) 15 ч, 10 ч C) 30 ч, 15 ч D) 25 ч, 20 ч Е) 18 ч, 23 ч.

Если время, необходимое для работы медленного насоса, увеличить на его половину, то получим время работы более производительного насоса.
Такому условию удовлетворяет только ответ В)
(т.е. 15:10=1,5)
2. Две трубы вместе наполняют бассейн за 6 часов. Определите, за сколько часов наполняет бассейн каждая труба

Слайд 45
3. Найдите три числа, из которых второе больше первого настолько насколько

третье больше второго, если известно, что произведение двух меньших чисел равно 85, а произведение больших равно 115.
А) 8,5; 9; 12
В) 9,1; 3; 4
C) 5; 7; 9
D) 8,5; 10; 11,5
Е) 12; 11; 10.

Решение : Удобнее всего в этом задании вычислить произведения двух меньших чисел в каждом из приведенных ответов.
Это произведение будет равно 85 только в ответе D).
Ответ D) удовлетворяет также остальным двум условиям задания.
3. Найдите три числа, из которых второе больше первого настолько насколько третье больше второго, если известно, что

Слайд 46

4. Боковые ребра правильной треугольной пирамиды взаимно перпендикулярны и равны по

3 см. Найти объем пирамиды.
A) 9,6 В)5,4 C) 4,5 D) 4,9 E) 4,8
Задача сложна только на первый взгляд, так как возникает проблема нахождения высоты пирамиды.

Решение : «поставим» ее на одну из боковых граней, и решение на много облегчено: основанием является прямоугольный треугольник, высотой – одно из боковых ребер.
V=1/3*S*H=1/3*(1/2*3*3*)*3=4,5см

Ответ С).
4. Боковые ребра правильной треугольной пирамиды взаимно перпендикулярны и равны по 3 см. Найти объем пирамиды.

Слайд 47Правильный ответ: Д)Гипотенуза AC равна радиусу окружности
5.Прямоугольный треугольник вписан в четверть

окружности так, как показано на рисунке. DC =CE=5. Выберите верное утверждение.
А)Площадь треугольника ABC равна площади сегмента BCE
В)Площадь треугольникаABC вдвое меньше площади сегмента BCE
С)Периметр прямоугольника ABCD равен 20
Д)Гипотенуза AC равна радиусу окружности
Е)Катет BC больше катета AB в 2 раза


Правильный ответ:  Д)Гипотенуза AC равна  радиусу окружности 5.Прямоугольный треугольник вписан в четверть окружности так, как

Слайд 48

Результат исследования:
Логические задачи - это своеобразная «гимнастика для ума».Решение логических задач развивает мышление и воображение и это помогает творчески мыслить в разных ситуациях и творчески подходить к поставленным целям. Мы попробовали разобраться в некоторых видах задач, научились применять различные методы и подходы к их решению. Стали мудрее и будем применять логику при изучении других предметов.
Результат исследования:Логические задачи -

Слайд 49Использованная литература:
1,Байиф Ж.-К. Логические задачи: Перевод с франц./ Перевод Сударева

Ю.Н. Под редакцией и с послес. И.М. Яглома – М: 1989- 172с.

2,Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных: Книга для учащихся 5-6кл. средней школы - М. Просвещения, 1992.- 192с
.
3,Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Книга для учащихся старших классов 3 издание: Просвещение - 1989г.

4, Информация из интернета: PoteheChas.ru – Ваш интеллектуальный досуг.
5. Материалы сайтов:
https://infourok.ru/logicheskie_zadachi_po_ent-536217.htm
https://vk.com/logiconline
https://urokimatematiki.ru/sbornik-logicheskie-zadachi-ent-5037.html
http://ymnik.kz/tests/mathematical-literacy/
https://kopilkaurokov.ru/matematika/testi/podghotovka-k-ient-po-matiematikie-loghichieskiie-zadachi
Использованная  литература:1,Байиф Ж.-К. Логические задачи: Перевод с франц./ Перевод Сударева   Ю.Н. Под редакцией и

Слайд 50 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть