Слайд 1Тема: Теория чисел в заданиях С6 из ЕГЭ
XII Межрайонная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция: математика
Выполнили: Ильдар Гарифуллин,
Роман Синицкий
11 а класс, МОУ Лицей №6
Руководитель: Мунтян Е.М.
учитель математики МОУ Лицей №6
г. Северобайкальск
Слайд 2Актуальность
Сдать ЕГЭ – вот главная задача всех выпускников, причём желательно набрать
больше баллов. От результатов ЕГЭ зависит кол-во и престиж ВУЗов, куда выпускник сможет поступить. Безусловно, на ЕГЭ нужно решать столько, сколько можешь. Задание С6 в ЕГЭ по математике оценивается самым высоким балом, но к сожалению очень маленький процент выпускников приступают к решению этого задания, считая его сложность запредельной. Мы хотим развеять этот миф и показать как решаются некоторые из этих заданий. Дальше приведена статистика выполнения задания С6 выпускниками школ , сдающих ЕГЭ по математике.
Слайд 4Цели и задачи
Цель проекта – Повысить процент решаемости задания.
Задачи:
Показать задания
на тему «Теория чисел»;
Сообщить ученикам основные сведения из элементарной теории чисел;
Показать методы решения некоторых заданий С6 из ЕГЭ по математике.
Слайд 5Задача 1
(применения признака делимости на одиннадцать)
Найдутся ли хотя бы три десятизначных
числа, делящихся на 11, в записи каждого из которых использованы все цифры от 0 до 9?
Слайд 6Признак делимости на 11
(теория)
Для того чтобы натуральное число делилось на 11,
необходимо и достаточно, чтобы алгебраическая сумма его цифр, взятых со знаком «+», если цифры находятся на нечётных местах (начиная с цифры единиц), и взятых со знаком «-», если цифры находятся на чётных местах, делилась на 11.
Слайд 7Применение признака делимости на 11
Число делится на 11 тогда и только
тогда, когда разность между суммами его цифр, стоящих на нечётных и на чётных местах, делится на 11.
Запишем все цифры подряд: 9876543210. В написанном числе указанная разность сумм равна 5.
Цифры 0, 2, 4, 6, 8 – стоят на нечётных местах
Цифры 1, 3, 5, 7, 9 – стоят на чётных местах
(-0-2-4-6-8)+(+1+3+5+7+9)=5
Слайд 8 Меняя местами цифры, допусти 1 и 4, мы увеличиваем обе скобки
на 3.
А так как у нас 2 скобки то общая сумма увеличивается на 6
Получается число
с 9876543210 на 9876513240
У нас было (-0-2-4-6-8)+(+1+3+5+7+9)=5
После замены (-0-2-1-6-8)+(+4+3+5+7+9)=11
Применение признака делимости на 11
Слайд 9 Чтобы получить другие числа по заданию, достаточно поменять местами одну из
пар чисел. При перестановки пар сумма в скобках не меняется, так как чётные числа остаются на чётных местах, а нечётные на нечётных.
1 2 3 4 5
9876543210
2 1 3 4 5
7698543210
Нас не просят найти все числа, поэтому достаточно 3: (9876513240;7698513240;9851763240)
Слайд 10Задача 2
(применение знаний о рациональных числах)
Бесконечная десятичная дробь устроена следующим образом.
Перед десятичной запятой стоит нуль. После запятой подряд выписаны члены арифметической прогрессии (d – целое).
Из полученной записи удалены минусы, если они есть. В результате получается рациональное число. Найдите это число.
Слайд 11Рациональные числа
(теория)
Рациональное число – число, которое может быть представлено в виде
дроби ,
где и – целые числа (m 0)
Рациональные числа могут быть представлены лишь конечными десятичными или бесконечными периодическими дробями.
Периодическая дробь – бесконечная десятичная дробь, в которой, начиная с некоторого места, стоит только периодически повторяющаяся определённая группа цифр.
Слайд 13Задача 3
(Исследование на наибольшее и наименьшее значение)
В четырёхзначном числе сумма цифр
тысяч, сотен, десятков равна шестнадцати. А сумма цифр сотен, десятков и единиц равна 20, при чём цифра десятков на 2 больше цифры единиц. Из всех чисел, удовлетворяющих указанным условиям, найдите такое, у которого сумма квадратов цифр принимает наименьшее значение.
Слайд 14 – данное число a*1000+b*100+c*10+d=
Исследуя на
, из системы выразим все переменные через d:
Слайд 15 – данное число >>> a*1000+b*100+c*10+d=
Исследуя
на , из системы выразим все переменные через d:
Слайд 17Задача 3
геометрическая прогрессии.
Можно ли привести пример пяти различных
натуральных чисел, произведение
которых равно
672 и
а) пять;
б) четыре;
в) три
из них образуют геометрическую прогрессию?
Слайд 18А) Если прогрессия состоит из 5 элементов
Минимальное значение
, а минимальное значение
, но 1024<672, значит составить прогрессию из 5 элементов нельзя.
Б) Если прогрессия состоит из 4 элементов.
, где Q – пятый множитель.
Получается что Q – не натуральное число, а это противоречит условию.
При