Слайд 1Технологическая карта урока
как инструмент реализации ФГОС
(от теории к практике)
Автор: Орлова
Светлана Евгеньевна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 119
с углублённым изучением английского языка
Санкт-Петербурга
Слайд 2Технологическая карта урока
организационный инструмент, который поможет учителю достичь максимального образовательного результата.
позволяет выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.
Слайд 3Технологическая карта
Это форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки
изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.
(Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).
Слайд 5Как готовиться к уроку по ФГОС?
Шаг 1. Целеполагание:
- поставить цели урока
с учетом формирования УУД
выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученики
Шаг 2. Проектирование урока по технологической карте:
- выявить понятия минимума и максимума в учебном материале
- продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока , набор
важнейших вопросов для диалога с учениками, задания продуктивного типа
- включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке
продумать форму рефлексии для учащихся на уроке
Шаг 3. Рефлексия учителя:
- соотнести планируемые результаты урока с поставленными целями
- оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке
Слайд 61. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели
урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
– индивидуальная;
– фронтальная;
– парная;
– групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Этапы работы над технологической картой:
Слайд 7Рекомендации по составлению технологической карты.
Слайд 8Цель урока
Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр.
В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Слайд 9Задачи урока
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос:
"Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?"
Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.
Слайд 10Структура технологической карты урока
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание
этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Слайд 11Универсальные Учебные Действия
Личностные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ
и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор
Познавательные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблемы
Регулятивные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Слайд 12Выдвигает проблему.
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет: индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; самостоятельную работу с учебником
Подводит обучающихся к выводу о…
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Формулировки деятельности учителя
Слайд 13Выполняют упражнение в тетради.
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют…
Формулируют выводы
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают…
Находят в тексте понятие, информацию.
Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Формулировки деятельности обучающихся
Слайд 14Примеры шаблонов технологических карт:
№1
Слайд 15Примеры шаблонов технологических карт:
№ 2
Слайд 16Примеры шаблонов технологических карт:
№3
Слайд 17Примеры шаблонов технологических карт:
№ 4
Слайд 18Примеры шаблонов технологических карт:
№5
Слайд 19Примеры шаблонов технологических карт:
№6
Слайд 20Примеры заполнения
технологических карт
Слайд 21Раздел учебной программы: «Информация вокруг нас»
Тема урока: «Кодирование информации»
Цель урока: Развитие
умения кодировать и декодировать информацию, изучение многообразия окружающих человека кодов.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Форма урока: Проблемный урок
Формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная
Учет специфики новых стандартов: Учет через технологию деятельностного типа, через предметные задания, через проблемный диалог, через технологию оценивания учебных успехов
Формы контроля и оценки результатов урока: Устный контроль, взаимоконтроль, самоконтроль
Необходимые предварительные знания и умения: Знания схемы передачи информации. Умения работы с интерактивной системой опроса, на ПК
Технологическая карта урока информатики в 5 классе
Слайд 23Рефлексия учебной деятельности: После каждого этапа урока учащиеся оценивают уровень своей
удовлетворенности уроком в технологических картах ученика
Творческие задания: Придумать свой код и закодировать название любимого школьного предмета
Ожидаемые результаты:
Учащиеся определяют понятия кода и кодирования, понимают, с какой целью люди кодируют информацию, называют различные виды кодирования, используемые человеком в повседневной жизни.
Учащиеся овладевают основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения объектов; синтез как составление целого из частей.
На уроке формируются основы продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль; умение осуществлять в коллективе совместную деятельность
Программно-техническое и дидактическое обеспечение:
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, документ-камера, система интерактивного голосования, ноутбуки учеников.
Дидактическое обеспечение: презентация Microsoft PowerPoint, тест SMART Response, видеоролик из «Библиотеки электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика», электронное приложение «Мир информатики».
Дидактические материалы: «Технологические карты ученика» для оценивания.
Слайд 24Технологическая карта урока математики
по теме « _______________________»
Дата проведения: ______________________________________
Учитель: ___________________________________________
Количество
часов по теме: _______________________
Место урока в данной теме: ___________________________
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:__________________________________________________________________
Задачи урока:
Создать условия для актуализации опорных знаний.
Организовать формулировку темы урока.
Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися.
Способствовать деятельности по самостоятельному выводу _________________
Продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Технологическая карта урока математики
Слайд 27Технологическая карта урока математики
Слайд 28выстроить алгоритм работы по теме;
определить виды УУД, которые формируются на изучаемом
материале;
реализовать воспитательные возможности темы;
установить преемственность в изучении материала;
реализовать межпредметные связи
Технологическая карта позволяет учителю
Слайд 29Преимущества технологической карты
внедряются готовые разработки, освобождающие от кропотливой работы по конструированию
учебной деятельности
высвобождается время учителя для творчества
обеспечиваются согласованные действия всех участников педагогического процесса
обеспечивается минимум потерь при недостаточном опыте учителя
повышается качество обучения, воспитания, развития
обеспечивается объективная диагностика профессиональной деятельности учителя
Слайд 31Личностные
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом.
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 32Познавательные
общеучебные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Слайд 33Познавательные
общеучебные
знаково-символические
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Слайд 34Познавательные
логические
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез – составление целого
из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 35Познавательные
постановка и решение проблемы
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера
Слайд 36Регулятивные
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция
Слайд 37Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 38Рекомендации по составлению технологической карты.
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение
учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность
Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
Домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности.)