Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4»
Презентации к урокам математики
Заслуженный учитель
РФ
Кулиашвили Елена Николаевна
Слайд 3Множества.
Операции над множествами
Слайд 4УМЕНИЯ
ЗНАНИЯ
МНОЖЕСТВО
ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
МНОЖЕСТВАМИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ИЗОБРАЖАТЬ
С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ ЭЙЛЕРА-ВЕННА
РЕШАТЬ ЗАДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
Слайд 5основатель теории множеств
Георг Кантор
«Множество есть многое, мыслимое нами как единое»
Слайд 6Понятия теории множеств
Понятие множества является одним из наиболее
общих и наиболее важных математических понятий. Оно было введено в математику немецким ученым Георгом Кантором (1845-1918).Следуя Кантору, понятие "множество" можно определить так:
Множество- совокупность объектов, обладающих определенным свойством, объединенных в единое целое.
Слайд 7Придумай название для предметов и животных, собранных вместе:
КОЛЛЕКЦИЯ МАРОК
НАБОР КАРАНДАШЕЙ
СТАЯ ПТИЦ
ЧАЙНЫЙ
СЕРВИЗ
БУКЕТ ЦВЕТОВ
СТАДО КОРОВ
Слайд 8 Множество – совокупность объектов, объединенных по какому – нибудь признаку.
Объекты, составляющие множество, называются элементами множества.
Множества обозначают большими буквами латинского алфавита: А, В, С, D и т. д.
Слайд 9Множество четырехугольников
Пространственные тела
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,
10, 11…
Квадраты чисел
Цифры десятичной системы счисления
10, 12, 14, 16 … 96, 98
Слайд 10множество людей на Солнце
множество прямых углов равностороннего треугольника
множество точек пересечения двух
параллельных прямых
Пустое множество- множество, не содержащее ни одного элемента.
Слайд 12 Обозначения некоторых числовых множеств:
N – множество натуральных
чисел;
Z – множество целых чисел;
Q – множество рациональных чисел;
I - множество иррациональных чисел;
R – множество действительных чисел.
Слайд 14Запишите множества букв слов
КОНИ И КИНО
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
Равные множества
{К, О, Н,
Слайд 15А = {2; 3; 5; 7; 11; 13};
{х | 5
х <12}
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
Конечные множества
Слайд 16{1; 4; 9; 16; 25; …};
{10; 20; 30; 40; 50;
…};
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
Бесконечные множества
Слайд 17Среди перечисленных ниже множеств укажите конечные и бесконечные множества:
а) множество чисел,
кратных 13;
б) множество делителей числа 15;
в) множество деревьев в лесу;
г) множество натуральных чисел;
д) множество рек Ростовской области;
е) множество корней уравнения х + 3 = 11;
ж) множество решений неравенства х + 1 < 3.
Слайд 18Задайте множество цифр, с помощью которых записывается число:
а) 3254;
б) 8797; в) 11000; г) 555555.
Охарактеризуйте множество А:
а) А = {1, 3, 5, 7, 9};
б) А = {- 2, - 1, 0, 1, 2};
в) А = {11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99};
Слайд 19Даны множества:
М = {5, 4, 6},
Р = {4, 5,
6},
Т = {5, 6, 7},
S = {4, 6}.
Какое из утверждений неверно?
а) М = Р б) Р ≠ S в) М ≠ Т г) Р = Т
Слайд 23Суммой, или объединением произвольного конечного или бесконечного множества множеств называется множество,
состоящее из тех и только тех элементов, которые принадлежат хотя бы одному из множеств А или В.
Объединение множеств обозначается
П р и м е р : {1,2,3} {2,3,4} = {1,2,3,4}.
Слайд 25Пересечением любого конечного или бесконечного множества множеств называется множество, состоящее из
тех и только тех элементов, которые принадлежат множествам А и В одновременно.
Пересечение множеств обозначается
П р и м е р : {1,2,3} {2,3,4} = {2,3}
Слайд 27 Даны множества:
А = {2; 3; 8},
В = {2;
3; 8; 11},
С = {5; 11}.
Найдите: 1) АUВ; 2) АUС; 3) СUВ.
Слайд 28 Даны множества:
А = {a, b, c, d},
B =
{c, d, e, f},
C = {c, e, g, k}.
Найдите: (АUВ)UС.
Слайд 29Даны множества:
А – множество всех натуральных чисел, кратных 10,
В
= {1; 2; 3;…, 41}.
Найдите А∩В.
Слайд 30k
Решение задачи
с помощью кругов Эйлера
Леона́рд Э́йлер — швейцарский, немецкий
и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Слайд 31
поют 17
танцуют 19
Всего 30
17+19=36, всего 30
36-30=6
6
11
13
В классе 30 человек, каждый из
которых поёт или танцует. Известно, что поют 17 человек, а танцевать умеют 19 человек. Сколько человек поёт и танцует одновременно?
Слайд 32Решение
Пусть А - это множество учеников, умеющих петь. Количество элементов
в нём по условию равно n = 17. Пусть В - множество учеников, умеющих танцевать. Количество элементов в нём - m = 19. Множество совпадает со всем классом, т.к. каждый ученик в классе поёт или танцует. - это множество тех учеников класса, которые поют и танцуют одновременно. Пусть их количество равно k.
Согласно формуле доказанной выше
n + m- k = 17+ 19- k = 30 k = 6.
Ответ: 6 учеников в классе поют и танцуют одновременно.
Слайд 33
Всего 67
Английский 47
Немецкий 35
23
47-23=24
24
35-23=12
12
24+12+23=59
67- 59=8
На фирме работают 67 человек. Из них
47 знают английский язык, 35 - немецкий язык, а 23 - оба языка. Сколько человек в фирме не знают ни английского, ни немецкого языков?
Слайд 34Каждый учащийся в классе изучает английский или французский язык. Английский язык
изучают 25 учащихся, французский — 27 учащихся, а два языка — 18 учащихся. Сколько учащихся в классе?
Ответ: в классе 34 ученика
Английский 25
Немецкий 27
Только английский
25 – 18 = 7
Только немецкий
27 – 18 = 9
7 + 9 + 18 = 34
18
7
9
Слайд 35Расположите 4 элемента в двух множествах так, чтобы в каждом из
них было по 3 элемента.
Слайд 36Множества А и В содержат соответственно 5 и 6 элементов, а
множество А ∩ В – 2 элемента. Сколько элементов в множестве А U В?
Объединение содержит 9 элементов
Слайд 37Каждая семья, живущая в нашем доме, выписывает или
газету, или журнал, или
и то и другое вместе. 75 семей
выписывают газету, а 27 семей выписывают журнал и лишь 13 семей выписывают и журнал, и газету. Сколько семей живет в нашем доме?
Всего: 14 + 13 + 62 =89
Слайд 38На школьной спартакиаде каждый из 25 учеников 9 –го
класса выполнил норматив
или по бегу, или по прыжкам в высоту. Оба норматива выполнили 7 человек, а 11 учеников выполнили норматив по бегу, но не выполнили норматив по прыжкам в высоту. Сколько учеников выполнили норматив: а) по бегу; б) по прыжкам в высоту; в) по прыжкам при условии, что не выполнен норматив по бегу?
Слайд 39Из 52 школьников 23 собирают значки, 35 собирают марки, а 16
– и значки, и марки. Остальные не увлекаются коллекционированием. Сколько школьников не увлекаются коллекционированием?
Слайд 40Каждый из учеников 9-го класса в зимние каникулы ровно два раза
был в театре, посмотрев спектакли А, В или С. При этом спектакли А, В, С видели соответственно 25, 12 и 23 ученика. Сколько учеников в классе?
Слайд 41В воскресенье 19 учеников нашего класса побывали в
планетарии, 10 –
в цирке и 6 – на стадионе. Планетарий и цирк посетили 5 учеников; планетарий и стадион - 3; цирк и стадион - 1. Сколько учеников в нашем классе, если никто не успел посетить все три места, а три ученика не посетили ни одного места?
Слайд 42УМЕНИЯ
ЗНАНИЯ
МНОЖЕСТВО
ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
МНОЖЕСТВАМИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ИЗОБРАЖАТЬ
С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ ЭЙЛЕРА-ВЕННА
РЕШАТЬ ЗАДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Слайд 43ДОМА:
Стр. 22
№ 3.12 (а,б),
3.13, 3.24