Слайд 1Методическая разработка
урока математики
Тема :Способы решения показательных уравнений
Хорошайло Галина Васильевна - преподаватель
математики и ИКТ, высшей категории
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования(ССУЗ)
Каслинского промышленно-гуманитарного техникума
Слайд 2Тема :
Способы решения показательных уравнений
Слайд 3«Уравнения- это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»
С.Коваль
обобщить и закрепить способы решения показательных уравнений
Слайд 5Опрос:
1.Какие уравнения называются показательными?
2. Выберите показательные уравнения:
Слайд 63.Закончите выражения:
an *am =
an /am =
(an )m =
an *bn =
a0 =
a-n
=
Слайд 7Закончите выражения:
38 *35 =
25 /23 =
23 *33 =
3-3 =
3-2 =
70=
История появления показательной функции
Слайд 9
Историю представим мы немного, события расставив по порядку: вы знаете, еще
40 веков назад в египетском папирусе записан ряд. Про семь домов, где кошек 49, и каждая из них по 7 мышей съедает и тем всем столько зерен сохраняет, что мер 17000 составляет.
Слайд 10
О том еще известна нам легенда, что как-то у арабского царя
изобретатель шахматной доски, наверно потребовал за доску ту зерна. Причем за клетку первую – зерно, а за вторую – два просил изобретатель, за третью – снова больше раза в два, немало времени царь на подсчет потратил. Когда же подсчитали – прослезились: число двадцатизначно получилось! Хватило б зернами засеять нам всю сушу и миллионы лет пришлось зерно бы кушать.
Слайд 11Все знают, что такое ростовщик. Тот человек проценты брать привык.
Они встречались
в Вавилоне древнем, где пятую часть “лихвы” взимали в среднем!
Слайд 12
Пятнадцатый век – рожденье банков, дающих деньги людям под процент, тогда
и встал вопрос довольно ярко о дробном показателе, сомненья нет.
Слайд 13Его развили математик Штифель, Оресм, Шюке, затем Исаак Ньютон. И в
завершении Бернулли Иоганном был термин “показательной” введен. На множестве всех чисел он ее нам ввел, как открыватель функции в историю вошел
Слайд 14 4. Какие способы решения показательных уравнений вы знаете?
Это:
1).Приравнивание
показателей ( уравнивание оснований)
2). Вынесение общего множителя за скобки
3). Введение новой переменной
4). Способ группировки;
5). Сведение уравнения к квадратному;
6). Графический
7). Метод почленного деления
Слайд 15«Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна
и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения.»
М.В.Ломоносов
Слайд 16
Решение заданий:
Решить уравнения:
x
.
Слайд 18Алгоритм решения показательных уравнений
Определить вид уравнения
Подобрать соответствующий способ решения среди изученных
Решить
по соответствующему способу
Записать ответ
Слайд 19И её применение в природе и технике.
ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Слайд 20Подумайте! Где может использоваться показательная функция?
Тема «Показательная функция» является основополагающей при
изучении таких тем, как «Производная показательной функции», «Термодинамика», «Электромагнетизм», «Ядерная физика», «Колебания», используется для решения некоторых задач судовождения.
Слайд 21Наглядный бытовой пример!
Все, наверное, замечали, что если снять кипящий чайник с
огня, то сначала он быстро остывает, а потом остывание идет гораздо медленнее. Дело в том, что скорость остывания пропорциональна разности между температурой чайника и температурой окружающей среды. Чем меньше становится эта разность, тем медленнее остывает чайник. Если сначала температура чайника равнялась То, а температура воздуха T1, то через t секунд температура Т чайника выразится формулой:
T=(T1-T0)e-kt+T1,
где k - число, зависящее от формы чайника, материала, из которого он сделан, и количества воды, которое в нем находится.
Слайд 22При падении тел в безвоздушном пространстве скорость их непрерывно возрастает.
При падении
тел в воздухе скорость падения тоже увеличивается, но не может превзойти определенной величины.
v=mg/k(1-e)-kt/m
Слайд 23Когда радиоактивное вещество распадется, его количество уменьшается. Через некоторое время остается
половина первоначального количества вещества. Этот промежуток времени to называется периодом полураспада. Вообще через t лет масса m вещества будет равна: m=m0(1/2)t/t0, где m0 - первоначальная масса вещества. Чем больше период полураспада, тем медленнее распадается вещество.
m = m0(1/2)-t/t0
Явление радиоактивного распада используется для определения возраста археологических находок, например, определен примерный возраст Земли, около 5,5 млрд. лет, для поддержания эталона времени.
Слайд 24Давление атмосферы, выраженное в миллиметрах ртутного столба, меняется по закону: Р
= Р0 а h где h – высота точки над уровнем моря (в м). Эту формулу используют геодезисты для барометрического инвелирования, то есть для определения разности высот над уровнем моря двух точек на земной поверхности
Показательная функция также используется при решении некоторых задач судовождения
Слайд 25Как видите, во всех
приведенных выше исследованиях использовалась показательная функция.
Слайд 26Самостоятельная работа
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.»
Нивей
Слайд 27Оценка самостоятельных письменных работ:
Оценка "5" ставится, если студент:
1. выполнил работу без
ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил работу полностью, но допустил в ней
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы
не более двух грубых ошибок;
или не более о; той грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если студент:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Слайд 30Достигнуты ли цели урока?
Какими методами можно решать показательные уравнения?
Оценка знаний учащихся
Итог
урока:
Слайд 31Задание на дом: 1.конспект;
2. прорешать уравнения из списка
уравнений 1-8( только показательные)
Сильным: 2,3,4, 6, 8
Остальным:2,4,6 ( можно на выбор)
Слайд 32Спасибо за урок !
Решать, работать можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем
нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Мне очень понравилось с вами работать
Слайд 33Показательная функция
в природе и технике
Слайд 34«Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функций, прежде всего показательные, открывают
доступ ко многим исследованиям»
Л. Эйлер
Слайд 35При искусственном выращивании каких-либо микроорганизмов размножение клеток идет так, что за
некоторый определенный промежуток времени (длина митотического цикла) каждая клетка делится на две дочерние клетки.
Поэтому, когда время увеличивается на длину митотического цикла, число клеток увеличивается в два раза
Органический рост
Слайд 36При передаче электроэнергии по подводному кабелю потери в силе тока за
счет утечки в воду пропорциональны длине кабеля.
Например, на каждом километре сила тока уменьшается на 0,5%. Тогда при увеличении расстояния от источника энергии на 1 км сила тока будет изменяться в отношении 1: 0,995
Потери силы тока.
Слайд 37Если однолетнее растение дает 100 семян и из них прорастает половина,
то за каждый год, т.е. при увеличении времени на единицу, число растений увеличивается в 50 раз.
Органический рост
Слайд 38
В XIV-XV веках в Западной Европе появляются банки – учреждения, которые
давали деньги в рост князьям и купцам, финансировали за большие проценты дальние путешествия и завоевательные походы. Чтобы облегчить расчеты сложных процентов, взимаемых по займам, составили таблицы, по которым сразу можно было узнать, какую сумму надо было уплатить через п лет, если была взята взаймы сумма а по р% годовых.
Эта сумма выражается формулой
Пример. Банк выплачивает вкладчикам проценты по вкладам в размере 4% в год, т.е. за каждый год вклад увеличивается в 1,04 раза.
Рост вклада в банке
Слайд 39По закону показательной функции размножалось бы все живое на Земле, если
бы для этого имелись благоприятные условия, т. е. не было естественных врагов и было вдоволь пищи. Доказательство тому – распространение Австралии кроликов, которых там раньше не было. Достаточно было выпустить пару особей, как через некоторое время их потомство стало национальным бедствием
Слайд 40Если бы все маковые зерна давали всходы, то через 5 лет
число “потомков” одного растения равнялось бы 243 • 1015 или приблизительно 2000 растений на 1кв.м суши
Слайд 41Потомство комнатных мух за лето только от одной самки может составить
8 • 1014. Эти мухи весили бы несколько миллионов тонн, а выстроенные в одну цепочку, они составили бы расстояние, большее, чем расстояние от Земли до Солнца. Потомство пары мух за 2 года имело бы массу, превышающую массу земного шара. И только благодаря сообществу животных и растений, когда увеличение одного вида влечет за собой рост количества его врагов, устанавливается динамическое равновесие в природе.
Слайд 42В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых
значение величины меняется в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания. Например, рост бактерий в идеальных условиях соответствует процессу органического роста
Слайд 43Радиоактивный распад вещества – процессу органического затухания Явление радиоактивного распада используется
для определения возраста археологических находок, например, определен примерный возраст Земли, около 5,5 млрд. лет, для поддержания эталона времени.
Законам органического роста подчиняется рост вклада в банке
восстановление гемоглобина в крови донора или раненого, потерявшего много крови
рост дрожжей, ферментов, микроорганизмов.
Закон органического роста выражается формулой: N=N0 ext .
По этому же закону изменяется количество древесины в дереве, что имеет большое значение для рационального ведения лесного хозяйства.
Слайд 44В биологии процесс выравнивания встречается при разрушении адреналина в крови;
о
работе почек судят по их способности выводить радиоактивные вещества, количество которых уменьшается по показательному закону.
Рост народонаселения. Изменение числа людей в стране на наибольшем отрезке времени описывается формулой: N = N0 e t N0 – число людей, при t = 0, N – число людей в момент времени t e, a – consт