Слайд 1 Решение задания 13
ЕГЭ - 2016
Педагогические, теоретические и практические аспекты проблемы
ЕГЭ
Слайд 3Задание 13демонстрационного варианта ЕГЭ - 2016
а) Решите уравнение
б) Найдите все
корни этого уравнения, принадлежащие промежутку
Слайд 4Типовые задания 13
Уравнения, содержащие показательные выражения.
Уравнения, содержащие логарифмические выражения.
Уравнения, содержащие
иррациональные выражения.
Уравнения, содержащие дробные выражения.
Уравнения, содержащие модули.
Уравнения, содержащие корни.
Уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции.
Комбинированные уравнения.
Серия тригонометрических уравнений.
Слайд 5Типовые задания 13
Уравнения, содержащие показательные выражения.
.
Решите уравнение
Найдите все корни этого уравнения,
принадлежащие отрезку
Решите уравнение
Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Решите уравнение
Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Слайд 6Типовые задания 13
Уравнения, содержащие логарифмические выражения.
Решите уравнение
Найдите все корни этого уравнения,
принадлежащие отрезку
Решите уравнение
Слайд 7Типовые задания С1
Комбинированные уравнения.
Решите уравнение
Решите уравнение
Слайд 8Типовые задания 13
Уравнения, содержащие дробные выражения.
Решите уравнение
Решите уравнение
Слайд 9Типовые задания 13
Уравнения, содержащие корни.
Решите уравнение
Решите уравнение
Слайд 11Выполнение задания 13(С1)
выпускниками МБОУ «СОШ № 10» за 3 года
Слайд 12Типичные ошибки в решении задания 13
ЕГЭ по математике
(потеря корней, появление «посторонних»
Слайд 13Первое задание:
а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни на промежутке [
]
При решении уравнения попытаемся представить тангенс суммы двух углов по формуле
Получилось:
И – внимание! – потеря корня!
Слайд 14Смотрите внимательно: после этого преобразования мы получили отдельно стоящий tgx. Но
tgx не определен при
. А в исходном уравнении x вполне мог быть равен .
То есть, выполняя это невинное преобразование, мы сузили ОДЗ. Поэтому, выполняя преобразование нужно следить за тем, что происходит с областью допустимых значений.
Слайд 15Итак, мы идем другим путем.
Запишем tgx и ctgx через sin и cos:
Используем формулы синуса
и косинуса суммы:
Слайд 16Вынесем за скобку общий множитель:
Приведем выражение в скобках к общему знаменателю:
Знаменатель
дроби не равен нулю, то есть
и
Слайд 17Произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них
равен нулю:
или
1.
- вот он, потерянный корень!
2.
Раскроем скобки, приведем подобные члены:
Слайд 19 б) Найдем корни, принадлежащие
промежутку [ ]:
Слайд 20На рисунке красными точками обозначены решения уравнения;
синей дугой обозначен промежуток, которому
принадлежат корни;
угловая величина сиреневой дуги равна дуги равна
Двигаясь из точки , мы встречаем на пути ,
Это и есть корни уравнения, принадлежащие промежутку [ ].
Слайд 21 Мы видим, что корень
не принадлежит заданному промежутку.
Ответ: а)
б) , ,
Слайд 22Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях
Арифметический
Функционально-графический
Алгебраический
Геометрический
Слайд 23Арифметический способ
перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней.
Слайд 26Алгебраический способ
а) решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней;
б)
исследование уравнения с двумя целочисленными параметрами.
Слайд 30а) изображение корней на тригонометрической окружности с последующим их отбором на
заданном промежутке;
б) изображение корней на координатной прямой с последующим отбором с учетом имеющихся ограничений.
Геометрический способ:
y
0
1
1
0рад
0,5
-1
Выполним отбор корней в предыдущем уравнении по-другому!
Слайд 32Решить уравнение
Укажите корни, принадлежащие отрезку
.
Слайд 35
Отбор корней на координатной прямой.
х
0
Слайд 36Функционально-графический
способ
выбор корней с использованием графика простейшей тригонометрической функции.
Слайд 39Для успешного решения задач типа 13 необходимо знать и уметь:
1. Понимать,
уметь "читать" числовую окружность. При этом использовать не только градусную меру углов, но и радианную.
2. Знать определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
3. Знать таблицу значений тригонометрических функций основных аргументов и аргументов первой четверти. Применяя числовую окружность, уметь находить значения тригонометрических функций аргументов других четвертей.
4. Используя числовую окружность, уметь читать и применять свойства тригонометрических функций (знаки, четность, периодичность, формулы симметричных точек).
Слайд 40Для успешного решения задач типа 13 необходимо знать и уметь:
5. Уметь
решать простейшие тригонометрические уравнения по формулам и с использованием числовой окружности.
6. Уметь решать простейшие тригонометрические неравенства, используя числовую окружность.
7. Уметь выбирать корни согласно условию задачи или по виду уравнения, для чего уметь находить области определения различных функций, заданных формулой.
8. Знать основные тригонометрические формулы, формулы двойных аргументов.
9. Знать основные методы решения тригонометрических уравнений (замена, разложение на множители).
Слайд 41
Работать над темой рекомендуется в соответствии со следующим планом:
Числовая окружность.
Числовая окружность
в координатной плоскости.
Градусная и радианная мера угла.
Определение, значения и свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
Обратные тригонометрические функции и их свойства.
Простейшие тригонометрические уравнения.
Простейшие тригонометрические неравенства.
Выбор корней при решении тригонометрических уравнений.
Методы решения тригонометрических уравнений.
Системы тригонометрических уравнений.
Примеры решения задания 13 из экзаменационных вариантов.