Слайд 1Тема:Парабола вокруг нас.
Автор работы:Жалнировская Елена
9 А класс
Учитель:Жалнировская Татьяна Викторовна
Слайд 2
Нет ни одной области математики,
как бы абстрактна она ни была,
которая когда-нибудь
не окажется применимой
к явлениям действительного мира
Н.И. Лобачевский
Слайд 3Гипотеза:
квадратичная функция зародилась из практических
запросов человечества, с ёе
помощью люди могут
управлять природой,
она проникла и в другие науки.
Слайд 4Цель:изучить одну из кривых второго
порядка(параболу)и сферы её
применения.
Слайд 5Задачи:
1.Дать определение параболы.
2. Изучить свойства параболы.
3. Выяснить, почему параболу называют
коническим сечением.
4. Выявить области применения параболы
5. Показать межпредметные связи
(математики и физики)
Слайд 6Объект исследования: Парабола в математике и жизни.
Слайд 7Актуальность работы заключается в том,
что в этой работе я имею
возможность
углубить свои знания о свойствах параболы и ее применении.
Слайд 8Аполлоний Пергский (Перге, 262 до н.э. — 190 до н.э.) —
древнегреческий математик, один из трёх
(наряду с Евклидом и Архимедом) великих геометров
античности, живших в III веке до н.э.
Слайд 9Пара́бола (греч. παραβολή — приложение) —кривая, точки которой одинаково удалены от
некоторой точки, называемой фокусом, и от некоторой прямой, называемой директрисой параболы.
Слайд 10Еще один способ построения
Оказывается, что парабола – график квадратичной функции –
обладает интересным свойством: есть такая точка и такая прямая, что каждая точка параболы одинаково удалена от этой точки и от этой прямой (точку называют фокусом параболы, а прямую – директрисой). Это свойство параболы было известно еще математикам античной Греции. Для графика функции у = х2 фокусом служит точка с координатами (0;0,25), а директрисой – прямая у = -0,25.
Слайд 11Для того чтобы нарисовать параболу, потребуются линейка, угольник, нить длиной, равной
большему катету угольника, и кнопки. Прикрепим один конец нити к фокусу, а другой - к вершине меньшего угла угольника. Приложим линейку к директрисе и поставим на нее угольник меньшим катетом. Карандашом натянем нить так, чтобы его острие касалось бумаги и прижималось к большему катету. Будем перемещать угольник и прижимать к его катету карандаш так, чтобы нить оставалась натянутой. При этом карандаш будет вычерчивать на бумаге параболу.
Слайд 13Свойства параболы
1. Парабола — кривая второго порядка.
2. Она имеет ось симметрии.
Ось проходит через фокус и вершину перпендикулярно директрисе.
3.Оптическое свойство. Пучок лучей, параллельных оси параболы, отражаясь в параболе, собирается в её фокусе.И наоборот, свет от источника, находящегося в фокусе, отражается параболой в пучок параллельных её оси лучей.
4. Для параболы фокус находится в точке (0; 0.25).
5.Все параболы подобны. Расстояние между фокусом и директрисой определяет масштаб.
Слайд 15Применение параболы в физике, технике, баллистике.
Можно привести немало примеров применения квадратичной
функции, из которых главный известный из учебника физики — уравнение пути равноускоренного движения
Множество траекторий полёта в однородном гравитационном поле без сопротивления воздуха какого-либо объекта (мяча,артиллерийского снаряда) соответствует параболе.
Слайд 16Примерами зависимостей квадратичной функции являются зависимости:
Мощности электрического тока P=I2R
при постоянном
сопротивлении, угол поворота при равнопеременном движении ϕ=ω0t+εt2/2,
кинетической энергии E=mv2/2 и другие формулы, связывающие различные физические величины.
Слайд 18Баллистика (от греч. βάλλειν — бросать) — наука о движении тел,
брошенных в пространстве, основанная на математике и физике. Она занимается, главным образом, исследованием движения снарядов, выпущенных из огнестрельного оружия, ракетных снарядов и баллистических ракет.
Слайд 19Параболические траектории струй воды
Слайд 21С точки зрения спортсменов: прыгунов в высоту и длину,
метателей, футболистов
и др., - заслуживают внимания факты, вытекающие из
приведённых формул:
Как дальность l, так и высота h пропорциональны квадрату
начальной скорости снаряда (копья, молота и т.п.). Так, например,
если увеличить начальную скорость бросания молота в 1,5 раза,
то дальность его падения увеличится более чем в 2 раза (при одном
и том же угле вылета снаряда);
Дальность будет наибольшей (при определённой скорости v),
когда α=45º
Высота прыжка будет наибольшей (при определённой скорости v)
когда угол α будет близок к 90º. Следовательно, спортсмен,
прыгающий в высоту, должен отталкиваться в момент прыжка как
можно ближе к планке;
.
Слайд 24Параболоид вращения.
Если вращать параболу вокруг ее оси вращения то получится поверхность,
которую называют параболоидом вращения.
Если сильно размешать ложечкой воду в стакане, а потом вынуть ложечку, то поверхность воды примет форму такого параболоида.
Слайд 25Параболоид вращения фокусирует пучок лучей, параллельный главной оси, в одну точку.
Часто
используется свойство параболоида вращения собирать пучок лучей, параллельный главной оси, в одну точку — фокус, или, наоборот, формировать параллельный пучок излучения от находящегося в фокусе источника.
На этом принципе основаны параболические антенны, телескопы-рефлекторы, прожекторы, автомобильные фары.
Использование параболоидов в технике
Слайд 26Использование параболоидов
в технике
Телескопы-рефлекторы
Прожектор
Автомобильные фары
Слайд 27Солнечная зажигалка
Оригинальный способ использования энергии Солнца. Солнечная зажигалка представляет собой параболическое
зеркало из нержавеющей стали, почти такое же, как то, которое используется для зажигания Олимпийского огня в Афинах.
Параболическое зеркало дает возможность собрать всю энергию в одной фокусной точке и зажечь огонь. Температура в этой точке может достигать 537-ми градусов по Цельсию. Такое устройство будет незаменимо в походе и в других полевых условиях.
Слайд 29Траектории прыжков животных близки к параболе
Слайд 32Парабола находит широкое применение
в мостостроении.
Слайд 33ВИСЯЧИЙ МОСТ
ДИТ © 2014
Под действием собственного веса и веса
мостового пролёта тросы провисают и образуют дугу, близкую к параболе. Ненагруженный трос, подвешенный между двумя опорами, принимает форму т. н. «цепной линии», которая близка к параболе в почти горизонтальном участке. Если весом тросов можно пренебречь, а вес пролёта равномерно распределён по длине моста, тросы принимают форму параболы.
Слайд 34Заключение
Природа в различных своих творениях, казалось бы, очень
далеких друг от
друга, может использовать одни и те же
принципы.
И человек в своих творениях: живописи, скульптуре,
архитектуре…
Основополагающими принципами красоты при этом
являются пропорции и симметрия – то,
что содержит парабола.
Я считаю, что в своей работе доказала выдвинутую гипотезу.
Слайд 37Литература.
Словарь юного математика.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Парабола
http://ru.wikipedia.org/wiki/Параболоид
«Физика-9», изд-во «Дрофа», Перышкин А.В.,М., 2018 г.
Интернет ресурсы.
Сайт
ФИПИ