Решение задач на движение
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж №8»
Маркина О.А.
Решение задач на движение
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж №8»
Маркина О.А.
Эти задачи сформулированы на естественном языке (поэтому текстовые); в них обычно описывается количественная сторона каких-то явлений, событий (поэтому арифметические или сюжетные); они представляют собой задачи на разыскание искомого и сводятся к вычислению неизвестного значения некоторой величины (поэтому вычислительные)
Утверждения:
1. Свитер, шапка и шарф связаны из 1200 г шерсти.
2. На шарф израсходовали на 100 г больше, чем на шапку.
3. На шарф израсходовали на 400 г меньше, чем на свитер.
Требования:
1. Сколько шерсти израсходовали на свитер?
2. Сколько шерсти израсходовали на шапку?
3. Сколько шерсти израсходовали на шарф?
Высказывательная модель задачи – это система взаимосвязанных утверждений (условий) и требований
Условия задачи:
1. Две девочки бегут навстречу друг другу.
2. Движение они начали одновременно.
3. Расстояние, которое они пробежали, - 420 м.
4. Одна девочка пробежала на 60 м больше, чем другая.
5. Девочки встретились через 30 с.
Требования задачи:
1. С какой скоростью бежала 1-я девочка?
2. С какой скоростью бежала 2-я девочка?
«Возле дома росло 5 яблонь, 2 вишни и 3 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?»
«Из зала вынесли сначала 12 стульев, потом еще 5. Сколько стульев осталось в зале?»
7
10
3
10
Решите задачи.
32 км/ч; 36 км/ч
69; 130
Методы и способы решения текстовых задач
ния
Арифметический метод - это решение задачи при помощи выполнения арифметических действий над числами.
Одну и ту же задачу можно решить различными арифметическими способами. Они отличаются друг от друга логикой рассуждений, выполняемых в процессе решения задачи.
1 способ
1)4 ∙ 3 = 12 (м) - столько было ткани;
2) 12 : 2 = 6 (кофт) - столько кофт можно сшить из 12 м ткани.
2 способ
1) 4 : 2 = 2 (раза) - во столько раз больше идёт ткани на платье, чем
на кофту;
2) 3 • 2 = 6 (кофт) - столько кофт можно сшить.
«Сшили 3 платья, расходуя на каждое по 4 м ткани. Сколько кофт можно было сшить из этой ткани, если расходовать на одну кофту 2 м?»
Задачу о массе шерсти, израсходованной на свитер шапку и шарф, можно решить тремя различными способами.
1 способ
Обозначим через х (г) массу шерсти, израсходованной на шапку. Тогда на шарф будет израсходовано (х + 100) г, а на свитер ((х + 100) + 400) г. Так как на все три вещи израсходовано 1200 г, то можно составить уравнение
х + (х + 100) + ((х + 100) + 400) = 1200.
Выполнив преобразования, получим, что х = 200. Таким образом, на шапку было израсходовано 200 г, на шарф - 300 г, так как 200 +100=300, на свитер - 700 г, так как (200 + 100) + 400 = 700.
1. Анализ задачи.
Анализ задачи всегда направлен на её требования.
Разобраться в содержании задачи, вычленить условия и требования можно, если задать специальные вопросы и ответить на них:
О чём задача, т.е. о каком процессе (явлении, ситуации) идёт речь в
задаче, какими величинами характеризуется этот процесс?
Что требуется найти в задаче?
Что обозначают те или иные слова в тексте задачи?
Что в задаче известно о названных величинах?
Что неизвестно?
Что является искомым?
Скорость
Расстояние
1-й мальчик 4 км/ч
2-й мальчик 5 км/ч
Собака 8 км/ч
?
?
?
одинаковое
?
Шапка
? 100 г
Шарф 1200 г
? 400 г
Свитер
?
Таблица, схематический чертеж и т.п. являются вспомогательными моделями задачи. Они служат формой фиксации анализа текстовой задачи и являются основным средством поиска плана её решения.
Требования к вспомогательной модели :
1) все ли объекты задачи и их величины показаны на модели;
2) все ли отношения между ними отражены;
3) все ли числовые данные приведены;
4) есть ли вопрос (требование) и правильно ли он указывает искомое.
Поиск плана решения задачи является трудным процессом, который точно не определен.
Одним из наиболее известных приёмов поиска плана решения задачи арифметическим способом является разбор задачи по тексту или по её вспомогателъной модели.
Проведем такой разбор по тексту задачи:
«На поезде, который шел со скоростью 56 км/ч, турист проехал 6 ч. После этого ему осталось проехать в 4 раза больше, чем проехал. Каков весь путь туриста?»
Рассуждения ведем от данных к вопросу задачи.
Разбор задачи от вопроса к данным.
Поиск плана решения задачи может проводиться по вспомогательной модели, выполненной при анализе задачи.
Примеры различных записей плана решения задачи: «На поезде, скорость которого 56 км/ч, турист проехал 6 ч. После этого ему осталось проехать в 4 раза больше, чем он проехал. Каков весь путь туриста?»
1. Запись решения по действиям с пояснением к каждому выполненному действию.
1)56 ∙ 6 = 336 (км) - турист проехал за 6 ч
2) 336 ∙ 4 = 1344 (км) - осталось проехать туристу
3) 336 + 1344 = 1680 (км) - должен был проехать турист.
Ответ: 1680 км
3. Запись решения в виде выражения.
56 ∙ 6 + 56 ∙ 6 ∙ 4= 1680 (км)
Ответ: 1680 км
1. Установление соответствия между результатом и условиями задачи.
2. Решение задачи другим способом.
В процессе решения задачи чётко выделяются три этапа математического моделирования:
I этап - это перевод условий задачи на математический язык; при этом выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними;
II этап - внутримодельное решение (т.е. нахождение значение выражения, выполнение действий, решение уравнения);
III этап - интерпретация, т.е. перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача.
Решить задачу поэтапно арифметическим способом.
Приём моделирования заключается в том, что для исследования какого-либо объекта (в нашем случае текстовой задачи) выбирают (или строят) другой объект, в каком-то отношении подобный тому, который исследуют. Построенный новый объект изучают, с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результат переносят на первоначальный объект.
Модели бывают разные, и поскольку в литературе нет единообразия в их названиях, уточним терминологию, которую будем использовать в дальнейшем.
-3
+7
?
?
1в.
2в.
7+3=10(ч) – 2 вагон
10×2=20(чел) – 1 вагон
Проверка:
2х – 3 = х + 7
Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают
Вещественные (или предметные) модели текстовых задач обеспечивают физическое действие с предметами. Они могут строиться из каких-либо предметов (пуговиц, спичек, бумажных полосок и т.д.)
Графические модели используются, как правило, для обобщённого, схематического воссоздания ситуации задачи.
К графическим следует отнести следующие виды моделей:
1) рисунок;
2) условный рисунок;
3) чертеж;
4) схематичный чертеж (или просто схема).
Вспомогательные модели
Рисунок в качестве графической модели этой задачи имеет вид:
Л.
В.
?
Условный рисунок может быть таким:
Л.
В.
?
Чертеж как графическая модель выполняется при помощи чертёжных инструментов с соблюдением заданных отношений:
Л. 1д.
В.
?
Все схематизированные и знаковые модели, выполненные на естественном языке, - это вспомогательные модели.
Задача 1. Для варки варенья из вишни на 2 части ягод берут 3 части сахара. Сколько сахара надо взять на 10 кг ягод?
Решение. В задаче речь идет о массе ягод и массе сахара, необходимых для варки варенья. Известно, что всего ягод 10 кг и что на 2 части ягод надо брать 3 части сахара. Требуется найти массу сахара, чтобы сварить варенье из 10 кг ягод.
Изобразим при помощи отрезка данную массу ягод:
В.
10 кг
С.
?
Запишем решение по действиям с пояснением:
1)10:2 = 5 (кг) - столько килограммов ягод приходится на каждую часть;
2) 5 • 3 = 15 (кг) - столько надо взять сахара.
I
?
70 т.
II
?
10 т.
Второй способ решения данной задачи:
1) 70 + 10 = 80 (тетр.)
2) 80 : 2 = 40 (тетр.)
3) 40 - 10 = 30 (тетр.)
Третий арифметический способ:
1) 10 : 2 = 5 (тетр.) - столько тетрадей надо переложить из первой пачки во вторую, чтобы в них тетрадей стало поровну.
2) 70 : 2 = 35 (тетр.) - столько тетрадей в каждой пачке, если из первой переложить во вторую 5 тетрадей.
3) 35 + 5 = 40 (тетр.) - столько тетрадей в первой пачке.
4) 35 - 5 = 30 (тетр.) - столько тетрадей во второй пачке.
Используя модели, решите задачи:
а) В двух пакетах было 15 яблок. Когда из одного пакета взяли 3 яблока, в нём осталось в 2 раза меньше яблок, чем в другом. Сколько яблок было в каждом пакете?
б) В трех пакетах лежит 20 яблок, причем в одном пакете их в 2 раза меньше, чем в каждом из двух других. Сколько яблок в каждом пакете?
в) У двух мальчиков было 8 яблок. Когда один съел одно яблоко, а другой - 3 яблока, у них осталось яблок поровну. Сколько яблок было у каждого?
Задачи на встречное движение двух тел
Пусть движение первого тела характеризуется величинами S 1 , v 1 , t 1 ; движение второго S 2 , v 2 , t 2 . Такое движение можно представить на схематическом чертеже:
v 1 v2
t 1 t 2
А S 1 t встр S 2 В
?
Если два объекта начинают движение одновременно навстречу друг другу, то каждое из них с момента выхода и до встречи затрачивает одинаковое время, т.е. t 1 = t 2 = t встр.
Задача 1. Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного из них 5 км/ч, а другого - 4 км/ч. Через сколько часов они встретились?
18 км
?
?
одинаковое
1) 5 + 4 = 9 (км/ч)
2) 18 : 9 = 2(ч)
Ответ: 2 часа
Запишем решение задачи по действиям с пояснением:
1) 600 : 5 = 120 (км/ч) - это скорость сближения автомобилей.
2) 120 - 16 = 104 (км/ч) - это скорость сближения, если бы скорости автомобилей были одинаковыми и равными скорости первого
3) 104 : 2 = 52 (км/ч) - скорость первого автомобиля.
4) 52 + 16 = 68 (км/ч) - скорость второго автомобиля.
Ответ: 52 и 68 км/ч
Есть и другие арифметические способы решения данной задачи:
1) 600 : 5 = 120 (км/ч) 1) 16 ∙ 5 = 80 (км) 2) 120 + 16 = 136 (км/ч) 2) 600 - 80 = 520 (км) 3) 136 : 2 = 68 (км/ч) 3) 520 : 2 = 260 (км)
4) 68 - 16 = 52 (км/ч) 4) 260:5 = 52 (км/ч)
5) 52+ 16 = 68 (км/ч)
А
В
S1
v 1 v2
t 1 t 2
S S2
Если при движении в одном направлении первое тело догоняет второе, то v 1 > v 2
Кроме того, за единицу времени первый объект приближается к другому на расстояние
v 1 - v 2. Это расстояние называют скоростью сближения: v сбл. = v 1 - v 2.
Расстояние S, представляющее длину отрезка АВ, находят по формулам:
S= S 1 - S 2 и S = v сбл. ∙ t встр .
50 км/ч 40 км/ч
30 км
t встр - ?
Запишем решение задачи по действиям:
1) 50 - 40 = 10 (км/ч) - скорость сближения мотоциклистов
2) 30 : 10 = 3 (ч) - за это время первый мотоциклист догонит второго.
Ответ: 3 часа
v 1 v2
S1 S2
А
В
t 1 t 2
Вспомогательные модели могут быть такими схематический чертеж или таблица.
60км/ч 70 км/ч
3 ч 3 ч
?
Чтобы ответить на вопрос задачи, достаточно найти расстояния, пройденные первым и вторым поездом за 3 ч, и полученные результаты сложить:
1) 60 ∙ 3= 180 (км)
2) 70 ∙ 3 = 210 (км)
3) 180 + 210 = 390 (км)
Можно решить эту задачу другим способом, воспользовавшись понятием скорости удаления:
1) 60 + 70 = 130 (км/ч) - скорость удаления поездов
2) 130 ∙ 3 = 390 (км) -расстояние между поездами через 3 ч.
60 км/ч 70 км/ч
3 ч 2 ч 3 ч
?
1 способ
1) 2 + 3 = 5 (ч) - столько времени в пути был первый поезд.
2) 60 ∙ 5 = 300 (км) - расстояние, которое за 5 ч прошел этот поезд.
3) 70 ∙ 3 = 210 (км) - расстояние, которое прошел второй поезд.
4) 300 + 210 = 510 (км) - расстояние между поездами.
2 способ
1) 60 + 70 = 130 (км/ч) - скорость удаления поездов.
2) 130 ∙ 3 = 390 (км) - расстояние, на которое удалились поезда за 3 ч.
3) 60 ∙ 2 = 120 (км) -расстояние, пройденное первым поездом за 2 ч.
4) 390+ 120 = 510 (км) - расстояние между поездами.
vпо теч. = v соб + v теч.р.;
vпр. теч. = v соб - v теч.р.;
1) 360 : 12 = 30 (км/ч) - скорость катера по течению реки.
2) 360 : 15 = 24 (км/ч) - скорость катера против течения реки.
3) 24 + 30 = 54 (км/ч) - удвоенная собственная скорость катера.
4) 54 : 2 = 27 (км/ч) - собственная скорость катера
135 : 27 = 5 (ч) - время, за которое проплывет катер 135 км.
Ответ: 5 часов
2. Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения 2 км/ч?
Упражнения (арифметическим методом)
16 часов
5 часов
5 км/ч
Опорные конспекты к теме «Текстовые задачи»
Опорные конспекты к теме «Текстовые задачи»
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть