Презентация, доклад по математике на тему Математика в мире иллюзий (7 класс)

Содержание

Школьная научно-практическая конференция «Путь к успеху» Тема: «Математика в мире иллюзий или иллюзии в мире математики»Автор: Касперова Татьяна ВитальевнаМБОУ «СОШ №57», 7А классНаучный руководитель: Хасиева Светлана Алексеевна,учитель математики МБОУ «СОШ №57» г. Иркутска2015 год

Слайд 1 МИР ИЛЛЮЗИЙ
Гипотеза о том,

что иллюзии можно объяснить с помощью законов геометрии подтверждается. А «волшебство» зрительной иллюзии обосновывается математически.
Восприятие одного и того же предмета может быть разным и нельзя с уверенностью говорить, что все увиденное нами является таковым.
МИР ИЛЛЮЗИЙГипотеза о том, что иллюзии можно объяснить с помощью

Слайд 2Школьная научно-практическая конференция «Путь к успеху» Тема: «Математика в мире иллюзий или

иллюзии в мире математики»

Автор: Касперова Татьяна Витальевна
МБОУ «СОШ №57», 7А класс
Научный руководитель: Хасиева Светлана Алексеевна,
учитель математики МБОУ «СОШ №57» г. Иркутска

2015 год

Школьная научно-практическая конференция  «Путь к успеху» Тема: «Математика в мире иллюзий или иллюзии в мире математики»Автор:

Слайд 3Эпиграф:
Кто много говорит и утверждает
Себя заведомо на значимость толкает,
А значимость не

форма познавания,
А лишь иллюзия глупца для самолюбования.
Эпиграф:Кто много говорит и утверждаетСебя заведомо на значимость толкает,А значимость не форма познавания,А лишь иллюзия глупца для

Слайд 4Цели и задачи:
Расширить кругозор учащихся
Стимулировать их познавательную активность и творчество
Наглядно продемонстрировать

применения иллюзий в жизни
Убедить, что математику полезно, необходимо и интересно изучать
Проверить зрительное восприятие иллюзий среди одноклассников.
Цели и задачи:Расширить кругозор учащихсяСтимулировать их познавательную активность и творчествоНаглядно продемонстрировать применения иллюзий в жизниУбедить, что математику

Слайд 5Встреча с иллюзиями
a=b
a2=ab
a2-b2=ab-b2
(a+b)(a-b)=b(a-b)
a+b=b
a+a=a
2a=a
=> 2=1

Встреча с иллюзиямиa=ba2=aba2-b2=ab-b2(a+b)(a-b)=b(a-b)a+b=ba+a=a2a=a=> 2=1

Слайд 6Иллюзии на уроках математики
Все они равны
Какой отрезок самый длинный?

Иллюзии на уроках математикиВсе они равныКакой отрезок самый длинный?

Слайд 7Иллюзия Мюллера-Лайера (1889).
Статистическое объяснение — при наблюдении естественных сцен фигуры, обрамленные

остриями обычно короче фигур с хвостовым оперением.

Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Иллюзия состоит в том, что отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.

Иллюзия Мюллера-Лайера (1889). Статистическое объяснение — при наблюдении естественных сцен фигуры, обрамленные остриями обычно короче фигур с хвостовым

Слайд 8Разновидности иллюзии Мюллера-Лайера.

Разновидности иллюзии Мюллера-Лайера.

Слайд 9Опрос: Определить на «глаз» какой человек(столб) выше.
Они одинаковые.
Они одинаковые.
Всего участников: 25.
Одинаковые: 7
Разные:

15.
Я знаю эту иллюзию: 3.
Опрос: Определить на «глаз» какой человек(столб) выше.Они одинаковые.Они одинаковые.Всего участников:	25.Одинаковые: 7Разные: 15.Я знаю эту иллюзию: 3.

Слайд 10Что такое оптические иллюзии?
Это ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью

или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота, и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.
Что такое оптические иллюзии? Это ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного

Слайд 11Учёные объясняют, что основными причинами возникновения оптических иллюзий является:
1. Наши глаза так воспринимают идущий

от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;
2. Нарушения происходят уже во время передачи по нервным путям к мозгу.
3. Мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, проходящие от глаз.
Учёные объясняют, что основными причинами возникновения оптических иллюзий является:1. Наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг

Слайд 12Основные причины оптических иллюзий:
первая причина состоит в том, что зрительная система

воспринимает отражающийся от предметов свет, таким образом, что сознание человека получает ошибочную (мнимую) информацию.
вторая причина заключается в ошибочной, неправильной передаче сигналов зрения посредством нервов, в результате мозг также получает неправильную информацию, что приводит к мнимому, искажённому восприятию.
третья причина основана на нарушениях мозга (сбоях мозговой деятельности), который выдаёт неправильную реакцию.
В некоторых случаях иллюзия может возникнуть сразу по нескольким причинам.

Основные причины оптических иллюзий: первая причина состоит в том, что зрительная система воспринимает отражающийся от предметов свет,

Слайд 13Изучив литературу, я выяснила, что человек видит таким образом: 1. Свет проходит

сквозь роговицу и зрачок к хрусталику. 2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку. 3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву. 4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу. 5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.
Изучив литературу, я выяснила, что человек видит таким образом: 1. Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к

Слайд 14Виды оптических иллюзий
Зрительные искажения
Кажущиеся фигуры
Невозможные фигуры
Перевёрнутые картинки
Двойственные изображения
Парейдолические иллюзии
Иллюзии движения
Иллюзии цвета

и контраста
Иллюзии восприятия глубины


Виды оптических иллюзийЗрительные искаженияКажущиеся фигурыНевозможные фигурыПеревёрнутые картинкиДвойственные изображенияПарейдолические иллюзииИллюзии движенияИллюзии цвета и контрастаИллюзии восприятия глубины…

Слайд 15Все оптические иллюзии в зависимости от их происхождения можно разделить на 3 вида:
1. Естественные (созданные природой)

– другим словом мираж.
2. Искусственные (придуманные человеком). Этот вид часто используют фокусники-иллюзионисты. Такие иллюзии имеют конструктивный секрет и объясненный механизм возникновения и действия.
3. Смешанные (естественные иллюзии, которые воссоздал человек) – это и модель миража, и иллюзионные картинки.

Все оптические иллюзии в зависимости от их происхождения можно разделить на 3 вида:1. Естественные (созданные природой) – другим словом мираж.2. Искусственные (придуманные человеком). Этот

Слайд 16Естественные иллюзии
Наш мозг воспринимает картинку в целом, а не отдельными частями

(ведь мы не рассматриваем пиксели на мониторе мы видим целостное изображение),  на этом свойстве нашего мозга построено множество зрительных иллюзий.
Естественные иллюзииНаш мозг воспринимает картинку в целом, а не отдельными частями (ведь мы не рассматриваем пиксели на

Слайд 17Природа — самый изощренный создатель. Ее творения порой настолько удивительны, что

кажется, будто ты оказался в совершенно другом, но в то же время реальном мире.

Подводный водопад

Волшебное озеро

Природа — самый изощренный создатель. Ее творения порой настолько удивительны, что кажется, будто ты оказался в совершенно

Слайд 18Искусственные иллюзии

Искусственные иллюзии

Слайд 19Смешанные иллюзии

Смешанные иллюзии

Слайд 20Восприятие глубины.
Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В

настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одновыпуклые (одновогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или подразумеваемого) освещения.
Восприятие глубины.Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные

Слайд 21Восприятие размера.
Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических

величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой. Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.
Восприятие размера.Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на

Слайд 22Иллюзия Понцо —оптическая иллюзия, впервые продемонстрированная итальянским психологом Марио Понцо в 1913 году. Он предположил,

что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Понцо нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдальжелезнодорожного полотна. Верхний отрезок кажется крупнее, поскольку мозг интерпретирует сходящиеся линии какперспективу (как две параллельные линии, сходящиеся на расстоянии). Поэтому мы думаем, что верхний отрезок расположен дальше, и полагаем, что его размер больше. Кроме сходящихся линий силу эффекту добавляет уменьшающееся расстояние между промежуточными горизонтальными отрезками.

Иллюзия Понцо —оптическая иллюзия, впервые продемонстрированная итальянским психологом Марио Понцо в 1913 году. Он предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его

Слайд 23Иллюзии параллельных прямых
Иллюзия Геринга (иллюзия веера)
Иллюзия Вундта

Иллюзии параллельных прямыхИллюзия Геринга (иллюзия веера)Иллюзия Вундта

Слайд 24Разновидности иллюзии параллельных прямых
Красные линии прямые?
С лежит на прямой BC, а

не AC, как кажется.

На какой прямой лежит С? На АС или на ВС?

Красные линии - прямые, хотя и кажутся изогнутыми

Видите темные диагональные полосы?

На самом деле их нет.

Разновидности иллюзии параллельных прямыхКрасные линии прямые?С лежит на прямой BC, а не AC, как кажется.На какой прямой

Слайд 25Иллюзия переработки информации
Посмотрите на рисунок. Символ в центре - буква или

цифра?
Если рассматривать горизонтальный зрительный ряд, состоящий из букв, в центре будет "В" - к этому наблюдатель подготовлен буквенным рядом.
Если смотреть на вертикальный ряд, окажется, что это вовсе не буква, а цифра 13 - к такому решению подтолкнули цифры.
Иллюзия переработки информацииПосмотрите на рисунок. Символ в центре - буква или цифра? Если рассматривать горизонтальный зрительный ряд,

Слайд 26Иллюзия Эббингауза (1902). Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же

тот, который окружен большими?

Они одинаковые.

Иллюзия Эббингауза (1902). Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?Они

Слайд 27Иллюзия кинескопа. Какая из красных линий длиннее?
Красные линии на рисунке одной длины!

Иллюзия кинескопа. Какая из красных линий длиннее?Красные линии на рисунке одной длины!

Слайд 28Перевёртыши Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер

воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.
Перевёртыши  Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из

Слайд 30Лицевые перевёртыши

Лицевые перевёртыши

Слайд 31Движущиеся иллюзии.
Эффект усиливается при наклонах, вращениях, приближении/удалении головы. Неподвижное изображение кажется движущимся.

Одно и то же анимационное изображение может изображать вращающийся объект по часовой, против часовой или попеременно (совершать колебательные движения).
Движущиеся иллюзии.  Эффект усиливается при наклонах, вращениях, приближении/удалении головы. Неподвижное изображение кажется движущимся.  Одно и

Слайд 32Ваза Рубина (1915)
Классический пример соотношения фигуры и фона. Можно увидеть как вазу,

так и два лица.
Ваза Рубина (1915)Классический пример соотношения фигуры и фона. Можно увидеть как вазу, так и два лица.

Слайд 33Нижняя и верхняя половины одинаковы?
А теперь перевернем эти цифры.
Разница в размере

верхних и нижних половин становится очевидной.
Нижняя и верхняя половины одинаковы?А теперь перевернем эти цифры.Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

Слайд 34Иллюзии восприятия движения
Существуют динамические иллюзии, возникающие при использовании этого явления для

плоских изображений. На рисунке мы видим известную картину русского художника Шишкина "Утро в сосновом лесу". Деревья на переднем плане движутся быстро, а на заднем медленно. Наблюдателю кажется, что плоская картинка превращается в объемную.
Иллюзии восприятия движенияСуществуют динамические иллюзии, возникающие при использовании этого явления для плоских изображений. На рисунке мы видим

Слайд 35Эксперимент.
Развитие внимательности, абстрактивного мышления, тренировки зрения
На различных уроках
В работе психолога и

психиатра
В работе дизайнера
В работе фокусника
В конкурсах, играх, загадках
В рекламе

40%





5%
5%

15%
20%
7%


8%

Где можно применить иллюзии и с какой целью?

Эксперимент.Развитие внимательности, абстрактивного мышления, тренировки зренияНа различных урокахВ работе психолога и психиатраВ работе дизайнераВ работе фокусникаВ конкурсах,

Слайд 36 Таким образом, восприятие одного и того же предмета может

быть разным. Нельзя с уверенностью говорить, что все увиденное нами является таковым. Я поняла, что существует множество зрительных иллюзий, которые искажают восприятие реальных предметов.

=> Вывод: Большинство учеников видят иллюзии. Значит, обман зрения существует.
=> Надо научиться понимать и распознавать иллюзии.

Гипотеза о том, что иллюзии можно объяснить с помощью законов геометрии подтверждается. А «волшебство» зрительной иллюзии обосновывается математически.

Таким образом, восприятие одного и того же предмета может быть разным. Нельзя с уверенностью говорить,

Слайд 37Вывод:
Не всегда можно верить своим глазам. Не зря говорят

«Семь раз отмерь, один раз отрежь». Сначала проверь, потом делай выводы.
Если бы глаз наш не способен был поддаваться никаким обманам, не существовало бы живописи, архитектуры, скульптуры и мы лишены были бы всех наслаждений изобразительных искусств. Мы не смогли бы понимать оптические иллюзии в окружающем нас мире и применить в своей жизни.
Мозг может корректировать зрительные образы с учётом знаний человека - так возникают иллюзии. Развивайте работу мозга. И в этом нам поможет математика.
Вывод:  Не всегда можно верить своим глазам. Не зря говорят «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Слайд 38По средствам глаза, а не глазам
Смотреть на мир умеет разум.

Уильям Блейк
Нет

радостей выше тех,
Которые нам доставляет…
Изучение истин

Френсис Бэкон

По средствам глаза, а не глазамСмотреть на мир умеет разум.Уильям БлейкНет радостей выше тех,Которые нам доставляет…Изучение истинФренсис

Слайд 39Список литературы: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F http://www.xa-xa.org/2014/08/05/opticheskie-illjuzii-sozdannye-prirodojj.html 05/opticheskie-illjuzii-sozdannye-prirodojj.html http://illjuzija.ru/mnogoznachnye-znacheniya/illyuziya-vaza-rubina.html http://illuzi.ru/node/633ozd http://www.diagram.com.ua/illusions/1.shtmlnnyh

Список литературы:   https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F  http://www.xa-xa.org/2014/08/05/opticheskie-illjuzii-sozdannye-prirodojj.html   05/opticheskie-illjuzii-sozdannye-prirodojj.html    http://illjuzija.ru/mnogoznachnye-znacheniya/illyuziya-vaza-rubina.html   http://illuzi.ru/node/633ozd

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть