Слайд 1МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф. Алешина»
Проект на тему:
«Устный счет»
Выполнила: Малашенкова Екатерина
ученица
8 «Б» класса
Проверила: Гращенкова Т.Г
учитель математики
п.Шумячи
2017 год
Слайд 3 Во все времена математика была и остается одним из основных
предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям. Не каждый школьник, обучаясь в школе, знает, какую профессию он выберет в будущем, но каждый понимает, что математика необходима для решения многих жизненных задач:
расчеты в магазине,
оплата за коммунальные услуги,
расчет семейного бюджета и т.д.
. Кроме того, всем
школьникам необходимо сдавать
экзамены в 9-м классе и в 11-м классе,
а для этого, обучаясь с 1-го класса,
необходимо качественно осваивать
математику и прежде всего, нужно
Научиться считать.
Слайд 4Актуальность моего исследования состоит в том, что в наше время все
чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и многие из них просто не умеет считать устно. Это снижает качество знаний по очень важному предмету, снижает интерес к изучению математики. Допустить этого нельзя!
Ведь изучение математики
развивает логическое
мышление, память,
гибкость ума, приучает
человека к точности,
к умению видеть главное.
Слайд 5Поэтому я хочу помочь учащимся нашей школы научиться считать быстро и
правильно и показать им, что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным, увлекательным занятием.
Слайд 6Гипотеза исследования:
Если показать, что применение
приемов быстрого счета,
облегчает вычисления,
то можно добиться
того, что повысится
вычислительная
культура учащихся,
и им будет легче
решать практические
задачи.
Слайд 7Цель проекта: изучить методы и приемы быстрого счета и показать необходимость
их эффективного использования.
Задачи проекта:
1. изучить историю возникновения вычислений
2. рассмотреть правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас,
3. освоить правила быстрого счета и научить пользоваться ими учащихся нашей школы.
4. создать памятку о наиболее полезных для школьников приёмах быстрого счёта.
5. оформить презентацию «Приемы быстрого счета»
Слайд 8 У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды,
ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись. Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами.
Слайд 9
Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они
писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки.
Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять
Слайд 10Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у
пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно. Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурке Было очень неудобно хранить глиняные таблички, веревки с узелками и рулоны папируса. И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели От пальцевого счета пошли пятеричная система счисления (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног). В древние времена не существовало единой для всех стран системы счета. Некоторые системы исчисления брали за основу 12, другие – 60, третьи – 20, 2, 5, 8. Десятичную систему счисления ввели римляне. Римские цифры до сих пор используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр тоже была слишком сложной для счета.
Слайд 11Забудь о калькуляторе!
Математика не настолько сложная наука, как это может
показаться на первый взгляд.
Существует масса секретов, которые позволяют делать очень сложные вычисления в уме.
Если тебе трудно подсчитать, сколько чаевых оставить официанту или сложно разделить счет в ресторане на всех, эти вычисления как раз для тебя.
И, кстати, это отличная разминка для твоего мозга!
Слайд 12Сложение с использованием свойств действий с числами
Слагаемые разбивают на такие группы,
которые в сумме дают круглые числа:
12+63+28=(12+28)+63=40+63=103.
Если одно слагаемое близко к круглому числу, то его заменяют разностью и дополнением между круглым числом:
549+94= (500+100)+(49-6)=600+43=643.
Если оба слагаемых близки к круглому числу, то они заменяются разностью между круглым числом и дополнением:
504+497=(500+500)+(4–3)=1000+1=1001.
Поразрядное вычитание:
Если число единиц каждого разряда уменьшаемого больше, то вычитаем поразрядно и результаты складываем.
574-243=(500-200)+(70-40)+(4-3)=300+30+1=331.
Слайд 13Счет на пальцах
Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и
методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы - это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.
Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:
Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа - единицам. В нашем примере - 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.
Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это - из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9. А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения? Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.
Слайд 14Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел
на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма
Слайд 15.
При умножении на 101, достаточно
приписать к двузначному числу такое же.
24*101= 2424. Простота и логичность
таких примеров вызывает восхищение. и.
Слайд 16А какой интересный способ умножения чисел, которым пользуются даже в наше
время в Японии:
Найдем произведение чисел 15 и 16
Чертим 1 полоску, через промежуток 5 ( для числа 15 по вертикали)
Под углом чертим 1 и 6 полосок (для числа 16 по горизонтали)
Считаем количество точек пересечения:
Верхние левые – сотни – 1 (100 )
По диагонали – десятки – 5 и 6 (50 + 60)
Нижние правые - единицы - 30
Получила результат : 100 + 50 +60 +30 =240.
Слайд 17Умножение в уме
Ты даже не представляешь насколько это просто.
Тебе
просто необходимо разделить большую задачу на несколько маленьких.
Пример: 450 × 6
Разбей число 450 на два более простых: 400 и 50.
2. Умножь 400 на 6 и 50 на 6 по отдельности (2 400 и 300).
3. Сложи получившиеся числа (2 700).
Слайд 19
Возведение в квадрат двузначных чисел
С этим трюком ты будешь
возводить в квадрат двузначные числа очень быстро.
Всё, что тебе понадобится — разделить число на два числа и получить приближенный ответ.
Пример: 53^2
1. Вычти 3 из 53, чтобы получить 50, и добавим 3 к 53, чтобы получить 56.
2. Умножь два получившихся числа, воспользовавшись предыдущим советом (50 × 56 = 2800).
3. Прибавь квадрат числа, на величину которого ты уменьшал и увеличивал 53 (2800 + 3^2 = 2809).
Секрет в том, что при возведении в квадрат двузначных чисел, нужно превратить их в числа, которые перемножить намного проще, так как мы сделали с числом 53.
Слайд 20
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5
С этой математической
операцией всё обстоит еще проще.
Возьми первую цифру числа, которое ты возводишь в квадрат.
Умножь его на это же число плюс 1.
Затем добавь в конец числа 25.
Пример: 85^2
Умножь 8 на 9 и ты получишь 72.
Добавь к числу 25 и ты получишь 7225.
Слайд 21
Деление на однозначное число
Деление в уме — это навык,
который тебе необходим практически каждый день.
Пример: 589 : 7
1. Необходимо найти приближенные ответы, умножив 7 на такие числа, которые дают крайние результаты (7 × 80 = 560, 7 × 90 = 630).
Ответом будет 80 с лишним.
2. Вычти 560 из 589. Получив число 29, раздели его на 7 и ты получишь 4 с остатком 1. 3. Ответ — 84,1
Ответ, конечно, не максимально точный, но даже такого ответа тебе будет достаточно для того, чтобы, например, рассчитаться в ресторане.
Слайд 22Как быстро найти кубические корни чисел
Чтобы легко находить кубический корень
из любого числа, тебе нужно выучит кубы чисел от 1 до 10: 1 — 1; 2 — 8; 3 — 27; 4 — 64; 5 — 125 ;6 — 216 ;7 — 343; 8 — 512; 9 — 729 ;10 — 1000
Зная их наизусть, ты легко сможешь найти кубический корень любого числа.
Пример: кубический корень из 39 304
Возьми величину тысяч (39) и найди, между какими числами она находится (27 и 64). Это значит, что первая цифра в ответе — 3, а ответ лежит в диапазоне от 30.
Каждая цифра от 0 до 9 появляется в кубических корнях чисел от 1 до 10 только раз.
Так как последняя цифра в нашем случае — 4, а это значит, что последняя цифра ответа будет 4, так как в ее кубическом корне последняя цифра 4.
Ответ — 34.
Слайд 23Чтобы узнать, через сколько лет ты сможешь удвоить свои деньги
Правило
70
раздели число 70 на годовую процентную ставку.
Пример: сколько нужно лет, чтобы удвоить деньги с годовой процентной ставкой 17%. 70 : 17 = 4,1 года
Чтобы узнать, через сколько лет ты сможешь утроить свои деньги
Правило 110
необходимо разделить число 110 на годовую процентную ставку.
Пример: сколько надо лет, чтобы утроить деньги с годовой процентной ставкой 20%. 110 : 20 = 5,5 лет
Слайд 25
Как получить 15 % от любого числа
Необходимо сначала посчитать
10% от него,
а потом разделить полученное число на 2
и сложить эти числа.
Пример: 15% от 358
1. Найди 10% — 35,8.
2. Найди половину от 35,8 — это 17,9.
3. Прибавь 17,9 к 35,8
и ты получишь 53,7.
Слайд 26
Магическое число
А такой фокус удивит любого!
Придумай любое трехзначное
число, цифры которого идут в порядке уменьшения, например 642 или 864.
Затем запиши его в обратном порядке и вычти его из исходного числа.
К полученному числу добавь это же число, только записанное в обратном порядке.
Что же у тебя получилось? 1089?
Слайд 27
Простой трюк
Ты, наверное, часто видел такой трюк:
Задумай любое
число.
Умножь его на 2.
Прибавь 12.
Разделите сумму на 2.
Вычти из неё исходное число.
Ты получил 6, не так ли?
Что бы ты ни загадал, ты всё равно получишь 6.
И вот почему:
1. 2x
2. 2x + 12
3. (2x + 12) : 2 = x + 6
4. x + 6 − x